СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековая деревня и ее обитатели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для познавательного погружение учащихся в мир средневековья. А понимание и запоминание ключевых исторических терминов будет ненавязчиво, так как вуроке используются игровые моменты, слайды-картины.

Просмотр содержимого документа
«Средневековая деревня и ее обитатели»

Образовательная:

Ø Сформировать представления у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

Развивающая:

Ø Продолжить формирование навыков работы с историческим источником, иллюстративным материалом, составления связанного рассказа и участие в обсуждение.

Ø Продолжить формировать умение работать в группе.

Ø Работа с новыми понятиями и терминами.

Воспитательная:

Ø Продолжить формирования чувства уважения к чужому труду.

Ø Создание терпимости и умения слушать своих одноклассников.

Оборудование: мел; доска; учебные пособия (книга, рабочая тетрадь). Наглядные пособия (мультимедийное приложение: презентация + 1 С. Образовательная коллекция. История средних веков). Раздаточный материал (задания для рабочих групп и задания для самостоятельной работы).

Литература:

1.     Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков для 6 класса. М., Просвещение, 2013 г.

2.     Е.А. Крючкова. Всеобщая история средних веков, рабочая тетрадь для 6 класса. М., Просвещение, 2013 г.

3.     О.А. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2008 г.

4.     О.В. Давыдова. Контрольно-измерительные материалы по истории средник веков для 6 класса. М., ВАКО 2013 г.

5.     А.А. Алебастрова. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс. Средние века. Ростов-на-Дону., Феникс, 2010 г.

6.    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История средних веков.CD-ROM for Windows/

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1.     Господская земля и крестьянские наделы.

2.     Феодалы и зависимые крестьяне.

3.     Крестьянская община.

4.     Жизнь и труд крестьян.

5.     Натуральное хозяйство.

Новые слова: поместье, барщина, оброк, повинности, угодья, натуральное хозяйство.

Ход урока:

1.     Организационный момент (2 минуты).

Деятельность учителя (учитель заходит в класс, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих).

Деятельность учащихся (дети приветствуют учителя, рассаживаются, настраиваются на рабочую атмосферу и готовятся к опросу домашнего задания).

2.     Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «В рыцарском замке» (7 минут).

Деятельность учителя: и так ребята, напомните мне, пожалуйста, что мы с вами изучали на предыдущем занятии.

Деятельность учащихся: ребята отвечают – мы изучали тему: «В рыцарском замке». Деятельность учителя: замечательно, а сейчас мы с вами проверим, на сколько вы усвоили данную тему.  Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу, как я и говорил на предыдущем уроке.  В вашем распоряжение 7 минут, время пошло. Ребята получают карточки с вопросами по предыдущей теме. В карточке: 1. Снаряжение рыцаря: указать наименование по стрелкам- кольчуга, латы, шлем, забрало, меч, палица, щит. 2. Развлечения рыцарей. 3.Какие качества человека высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?

Деятельность учащихся: ребята начинают выполнение самостоятельной работы, после окончания сдают выполненные работы. Проверяют выполнение работы соседи по парте на основании иллюстраций слайдов «Снаряжение рыцаря», «Развлечения рыцарей», и по 3 вопросу устно по ответу одного ученика.

3.     Вопрос подготовительного повторения (ВПП) 3 минуты:

Деятельность учителя: обратите внимание на изображение, что на ней вы видите? – слайд 3.

Деятельность учащихся: предварительный ответ – старые дома, деревня.

Деятельность учителя: совершенно верно на рисунке изображена средневековая деревня, о которой мы сегодня и поговорим на уроке, и так записываем тему урока – Средневековая деревня и ее обитатели. – слайд 4.

Деятельность учащихся: ребята открывают тетради и записывают домашние задание.

Деятельность учителя: прежде чем приступить к изучению новой темы, откройте дневники и запишите домашние задание - §8, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1,2,4); письменно ответить на два проблемных вопроса к урок. – слайд 5.

Деятельность учащихся: ученики открывают дневники и записывают задание на дом.

4.     Объяснение нового материала (30 минуты).

Деятельность учителя: Существовало в те времена не писаное правило:Одни молятся за всех-это Духовенство, другие воюют за всех-это дворянство феодалы, а третьи трудятся за всех- это….? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили в средние века крестьяне, чем они занимались, какую работу выполняли. Нашей задачей будет выяснить, почему жизнь крестьян была очень тяжелой в средние века? Сравнить труд лично зависимых, и труд поземельно зависимых крестьян – слайд 6.

Деятельность учащихся: ребята внимательно слушают учителя, записывают в тетради вопросы.

1)    господская земля и крестьянские наделы

Деятельность учителя: В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы – слайд 7. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. – слайд 8.

Деятельность учащихся: ребята слушают вступительный рассказ учителя, переписывают схему с презентации.

2)    работа по 2-5 пункту плана §8 – феодалы и зависимые крестьяне, крестьянская община, жизнь крестьян, труд крестьян.

Деятельность учителя: сейчас мы с вами разделимся на три группы: 1 группа (1 ряд) – вы читаете пункт плана «Феодалы и зависимые крестьяне» стр.87-89. 2 группа (2 ряд) – вы читаете пункт плана «Крестьянская община» стр.89.90. 3 группа (3 ряд) – вы читаете пункт плана «Как жили и трудились крестьяне» стр.90-92. После прочтения мы с вами должны ответить на вопросы, которые у вас уже лежат на столах (прил.2).

Деятельность учащихся: ребята слушают задание, внимательно изучают свои заданные пункты плана, готовятся к обсуждению.

Деятельность учителя: ну что ж, начнем наше обсуждение.

Первый вопрос к первой группе (за что крестьяне должны были нести повинности?). Примерный ответ учащихся: за пользование земель.

Следующий вопрос ко второй группе (во что были объединены крестьяне?).

Примерный ответ учащихся: в общины.

Третья группа (сколько дворов насчитывала деревня?)

Примерный ответ учащихся: обычно 10-15, редко около 30.

Первая группа (что было главными повинностями зависимых крестьян?)

Примерный ответ учащихся: барщина и оброк.

Вторая группа (как делились деревенские пашни?)

Примерный ответ учащихся: на участки – полосы.

Третья группа (что примыкало ко двору?)

Примерный ответ учащихся: приусадебный участок: сад, огород, виноградник.

Первая группа (что крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины?)

Примерный ответ учащихся: оброк – долю продуктов своего хозяйства.

Вторая группа (во что превращались пастбища после урожая?)

Примерный ответ учащихся: в общие пастбище.

Третья группа (из чего строился крестьянский дом? Какая была обстановка дома?)

Примерный ответ учащихся: из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Потолка не было, разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше. Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды, спали на широких кроватях или скамьях.

Первая группа (за что крестьян вызывали в суд?)

Примерный ответ учащихся: за не вовремя сданный оброк, за плохую работу.

Вторая группа (что решалось на сельском сходе?)

Примерный ответ учащихся: где и что посеять, когда начать жатву.

Третья группа (на что обращалось внимание при выборе жениха или невесты?)

Примерный ответ учащихся: обращалось внимание на умелость, сноровку, трудолюбие, сметливость.

Первая группа (что могли назначить судья?)

Примерный ответ учащихся: штрафы или другие наказанья.

Вторая группа (что было в угодьях кроме пашни?)

Примерный ответ учащихся: лага, леса, озера и реки.

Третья группа (каким орудием крестьяне обрабатывали землю?)

Примерный ответ учащихся: плугом, бороной, граблями.

Первая группа (у кого было самое тяжелое положение?)

Примерный ответ учащихся: лично зависимых крестьян.

Вторая группа (для чего служила община?)

Примерный ответ учащихся: поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников.

Третья группа (что преобладало в крестьянском хозяйстве?)

Примерный ответ учащихся: овцы, козы, свиньи.

Первая группа (что феодал мог потребовать от крестьянина?)

Примерный ответ учащихся: дополнительную работу.

Вторая группа (в каком случае крестьяне оказывали сопротивление господину?)

Примерный ответ учащихся: когда господин пытался увеличить размеры повинностей.

Третья группа (почему был низкий урожай?)

Примерный ответ учащихся: потому что урожай зависел от погоды. Что должны были уплатить крестьяне хозяину земли, на которой работали. «Из описаний владений одного монастыря». X век.

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщевую одежду. Вместо военного сбора, он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» Карточку устно анализируют учащиеся.

Деятельность учителя: Отлично ребята, ну а сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент и обобщим все то, что мы с вами рассмотрели. После просмотра вы мне должны ответить на вопрос, что же такое натуральное хозяйство?

Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, после чего смотрят фильм и отвечают на поставленный вопрос: натуральное хозяйство – это тип хозяйства, при котором производство направленно только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

Деятельность учителя: молодцы, давайте с вами запишем в тетради определения, которые мы сегодня рассмотрели на уроке – слайд 9.

Деятельность учащихся: записывают в тетрадях новые понятия.

Деятельность учителя: ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке?

Деятельность учащихся: сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили.

Деятельность учителя: совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

5.     Завершение урока (3 минуты).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!