Учитель. | Постановка проблемы. «Первоначально планета была без разумной жизни, но с атмосферой, водой, растительностью и животными. Также на планете имелись моря, горы и полезные ископаемые. Затем её заселили роботы. Атмосфера и полезные ископаемые были «израсходованы»: кислород сожжён в топках, а из ископаемых роботы сделали множество себе подобных. Воду они ликвидировали специально, чтобы не ржаветь, опасаясь ливней и наводнений, а также израсходовали её на охлаждение двигателей. В результате их деятельности планета стала представлять собой ровный серый шар, без гор, воздуха и океанов, с покрытой пылью поверхностью». Вы, наверное, узнали описание фантастической планеты Шелезяка из повести Кира Булычёва «Тайна третьей планеты»? Вопрос: Подумайте, чем отличаются условия среды обитания роботов на планете Шелезяка от тех условий, в которых живём мы с вами на нашей уникальной планете? |
| Тема сегодняшнего урока – наземно-воздушная среда обитания. СЛАЙД 1 Тетради: число, тема урока. Цель: Сегодня на уроке мы с вами вспомним: что такое экологические факторы и какими они бывают, определим ведущие факторы для организмов живущих на дне воздушного океана планеты, а также для каждого из нас. СЛАЙД 2. Э кологический фактор - это Вывод: все составляющие окружающей среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов и их сообществ, называются экологическими факторами. СЛАЙД 3 А какие группы экологических факторов вы знаете? (Выделяют три группы факторов: АБИОТИЧЕСКИЕ, БИОТИЧЕСКИЕ, АНТРОПОГЕННЫЕ) На слайде представлен организм. заяц Предположите, какие факторы среды действуют на них? Какие из них являются абиотическими? Какие биотическими? Какие антропогенными? Называете фактор и к какой группе он относится. СЛАЙД 4. Сделайте вывод. СЛАЙД 5. |
| Характеристика абиотических факторов (в тетрадь) Низкая плотность воздуха затрудняет поддержание формы тела и потому провоцирует образование опорной системы. Так, водные растения не имеют механических тканей: они появляются только у наземных форм. У животных обязательно имеется скелет: гидроскелет (как у круглых червей, например), или наружный скелет (у насекомых), или внутренний (у млекопитающих). Подвижность воздушных масс обеспечивает существование аэропланктона. В его состав входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений. Эта экологическая группа организмов адаптировалась благодаря большой относительной площади поверхности крыльев, выростов и даже паутины, либо за счет очень мелких размеров. СЛАЙД 7. Жизнь на планете не возможна без солнечного света. В его спектре выделяют три участка, которые отличаются биологическим действием на организм. СЛАЙД 8 Работа с учебником. На странице 157 характеристика участков спектра солнечных лучей. Ваше задание – прочитать и рассказать, что вы узнали об этих излучениях. Найдите в вашем мини-словарике терминов как называются светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. СЛАЙД 9 По отношению к условиям освещенности растения и животные делят: На столах среднего ряда есть табличка факультативных гелиофитов. Назовите эти растения. Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные. (Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.) Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено. Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний. Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С. Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных. По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые). Криофилы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий. ПРИМЕР. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при – 70°С. “Рекордсмен” – лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде – пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (271°С). Животные больших глубин переносят температуры около 0°С. Термофилы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках. ПРИМЕР. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до 45–50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыба – пятнистый ципринодон, а на Камчатке при 75–80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до 70°С. Чтобы пережить неблагоприятные условия, живые организмы могут впадать в анабиоз. Что такое анабиоз? (работа со словарем) |
Учитель | Задание. Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) и хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь. Температурный режим наземно-воздушной среды изменчив. Поэтому многие обитатели суши эврибио́нтны к этому фактору, т. е. способны существовать в широком диапазоне температур и демонстрируют весьма различные способы терморегуляции. Найдите в ваших словариках определение терморегуляции и запишите его в тетрадь. 5.Влажность. В процессе эволюции у растений и животных выработался многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Растения пустынь и степей приспособились к острому дефициту влаги, болотные и влажно-тропические растения – к избытку, а лесным видам необходима высокая влажность воздуха и умеренная влажность почв. Как и в отношении остальных факторов, эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие. Источниками влаги для растений служат запасы ее в почве и атмосфере (осадки, туманы, конденсаты), для наземных животных – вода в водоемах, водяные пары в атмосфере и сочная пища. Влажный воздух обладает хорошей теплопроводностью. Найдите в учебнике примеры приспособлений 6. Газовый состав. Давайте вспомним, какие газы являются главными составляющими нижних слоев атмосферы). ( кислород-21%, углекислый газ – 0.03%, азот – 78%). Газовый состав наземно-воздушной среды отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Поэтому только на суше могла возникнуть гомойоте́рмность — способность поддерживать постоянную температуру тела, в основном, за счет внутренней энергии. Благодаря гомойотермности птицы и млекопитающие могут сохранять жизненную активность в самых суровых условиях |