Работа проверена на антиплагиат, процент авторства 76,48%. Ссылка для проверки на антиплагиат https://users.antiplagiat.ru/report/short/35?v=1&c=0
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Автор: Коробейникова Анастасия Игоревна, 10-3 МАОУ СОШ№10, г. Чайковский
Руководитель: Пархоменко Надежда Степановна, учитель биологии МАОУ СОШ№10
Тезисы.
Потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы называется работоспособностью.
Данная работа посвящена изучению умственной работоспособности возрастных групп категории 15-17 лет и 40-50 лет. Считаем, изучение данной проблемы актуально и личностно значимо, так как автор работы учится в Новом Образовательном Центре - школе для старшеклассников всего Чайковского городского округа. Особенностью данного образовательного учреждения является обучение старшеклассников по нелинейному расписанию, составленному на основе индивидуального учебного плана. В таком расписании порой возникают «окна», распределение нагрузки в течение недели бывает неравномерным. Обучение ведется не по классам, а по учебным группам, которые составляются на основе заявленных профилей и профильных направлений. По этой причине я испытываю большую нагрузку из-за адаптации в учебных группах, траты времени на проезд до учебного учреждения, необходимости уделять большое внимание непрофильным предметам. Кроме того, серьезно занимаюсь в вокальном ансамбле, выступаю на городских мероприятиях и участвую в выездных творческих конкурсах.
Всё это вызывает потребность в грамотном распределении своего времени. Что, в свою очередь, сильно зависит от работоспобности субъекта. Такие же требования предъявляются и к педагогам: затраты сил для планирования и проведения уроков, освоение новых технологий, подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестации требует высокий уровень работоспособности и самоорганизации.
Тема данной работы междисциплинарная и интегрированная, интересна автору с позиции экологии и медицины, биологии и психологии. Проведенное исследование затрагивает психофизиологическое здоровье человека, рассматривает воздействие экологических факторов среды обитания образовательного учреждения на организм человека.
Цель: сравнительный анализ основных показателей умственной работоспособности у людей разных возрастных групп: 15-17 лет и 40-50 лет.
Для реализации данной цели определили задачи:
Освоить методику психологического тестирования с помощью теста “Кольца Ландольта”, определения значимости различий по расчету критерии Стьюдента.
Оценить умственную работоспособность отдельно по возрастным группам по следующим показателям: точность выполнения задания, умственная продуктивность, скорость переработки информации;
Сравнить результаты исследования показателей умственной работоспособности лиц обеих возрастных групп;
Выработать рекомендации для улучшения организации учебного процесса, используя полученные результаты.
Объект исследования - испытуемые разных возрастных групп: обучающиеся в возрасте 15-17 лет и педагоги 40-50 лет.
Предметом исследования являются показатели умственной работоспособности испытуемых: скорость переработки информации, продуктивность умственной работоспособности, точность выполнения задания.
В начале исследования нами были выдвинуты гипотезы:
Допустим, будет существенное различие показателей умственной работоспособности между испытуемыми разных возрастных групп.
Предположим, показатели работоспособности юной возрастной категории будут выше.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Коэффициент точности выполнения группы 15-17 лет оказался достоверно выше, чем коэффициент точности выполнения группы 40-50 лет.
Средняя скорость переработки информации группы 15-17 лет оказалась достоверно ниже, чем средняя скорость переработки информации группы 40-50 лет.
Коэффициент умственной продуктивности группы 15-17 лет оказался достоверно ниже, чем коэффициент умственной продуктивности группы 40-50 лет.
Таким образом, общая работоспособность старшей возрастной группы (40-50 лет) является достоверно выше общей работоспособности младшей возрастной группы (15-17 лет). Такие результаты мы объясняем спецификой умственного труда второй возрастной группы.
В перспективе дальнейшего развития исследования мы планируем:
Измерить работоспособность у людей другого профессионального труда.
Отследить динамику работоспособности при длительных нагрузках.
Включить дополнительный критерий в оценку умственной работоспособности – объем зрительной информации (Q).