Сравнительный анализ стихотворения
Н. М. Ибрагимова «Во поле березонька стояла» и русской народной песни «Во поле береза стояла»
Предметы гуманитарного цикла (Литература)
Галимова Гюзель Хакимовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 177» г. Казань РТ
Урок литературы в 8 классе
Цель: истолкование текста на основе сравнительного анализа стихотворения и текста песни; воспитание толерантности; развитие коммуникативных способностей.
Задачи: обучение лингвистическому анализу поэтического текста, развитие творческого воображения, умения исследовать текст, помочь увидеть образную сторону лирического произведения, смысл и красоту поэтического слова.
Метод: методика КСО (методика А. Г.Ривина)
Приемы: опережающее домашнее задание; рассказ учителя; эвристическая беседа; проблемные задания, вопросы; составление ОК.
Формы работы: групповая, в парах сменного состава
Ход урока:
Звучат фрагменты стихотворений А.Фета «Еще майская ночь», А.Майкова «Пейзаж», С.Есенина «Белая береза» в исполнении учащихся.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет связан с песней. О чем? Вы уже догадались по некоторым приметам. Верно, это встреча с русской народной песней «Во поле береза стояла» и авторским стихотворением (Звучит песня) .
Учитель: У каждого дерева, как у человека, свой облик. Яблоня – душа человеческая в пору молодости («Один раз в год сады цветут»), дуб – могучий великан, липа - мягкая и нежная сестрица, осина – тревожная и заботливая мать. (Ученики показывают свои иллюстрации).
А что собой олицетворяет русская береза? (Мнения ребят)
Ответы учащихся: Береза - это образ матери. Это облик юной девушки. Это символ России.
Учитель: Верные слова подобрали, молодцы. Но самое главное, слово «береза» ассоциируется с народной песней «Во поле береза стояла», с которой мы знакомы с самого раннего детства (Текст песни на партах).
Но я хочу вас удивить. Дело в том, что есть еще один вариант песни, очень схожий с народной. (Звучит стихотворение Н.М.Ибрагимова «Во поле березонька стояла». Текст стихотворения на партах).
Сегодня мы попробуем сравнить эти два произведения, то есть постараемся найти общее и различное в содержании, теме, идее, композиции этого произведения. Для этого прошу вас работать сначала в парах, а затем в группах.
(Класс делится на две группы, группы делятся на пары: 1 группа работает с народной песней, 2 группа – с авторским стихотворением. Ученикам раздается план сравнительного анализа стихотворения и песни, ребята работают самостоятельно, составляют в тетради ОК)
В это время двое учеников, заранее подготовленных, знакомят аудиторию с биографическими данными Н.М.Ибрагимова и с обрядовым исполнением народной песни.
Ученик 1. Русская народная песня «Во поле береза стояла» относится к календарно-обрядовым песням. На Троицу девушки, будущие невесты, плетут венки, которые потом бросают в воду, загадывают желания о своей жизни. От того, как плывет венок, гласит народная примета, зависит будущая жизнь и даже замужество. Там же девицы находили молодую березку, водили вокруг нее хоровод и пели песни, загадывали желание и привязывали ленты и венки, то есть «заламывали» березоньку. Затем приносили ее в деревню и через три дня смотрели, не завяли ли венки. Если венок оставался свежим, то желание исполнялось. После этого березу с песнями несли к реке и бросали в воду. Вот об этом идет речь в народной песне.
Ученик 2. Автор песни, сын мелкого чиновника, Николай Мисаилович Ибрагимов (1778-1818), закончил Московский университет и был учителем Первой Казанской гимназии. Он обладал обширными знаниями, написал «Грамматику славянского языка». Под его руководством было создано первое в Поволжье литературное общество. Его стихотворения сохранились не в полном объеме, но известные в свое время, становились любимыми и исполнялись как народные песни. Мы должны гордиться знаменитым нашим земляком, потому что он, татарин по национальности, стал русским поэтом, его имя навсегда осталось в истории русской литературы.
Учитель: Я передаю слово 1 группе учащихся. ( В течение 20 минут ребята обменивались информацией, менялись в парах, систематизировали данные, готовили полный ответ)
Примерные пункты сравнительного анализа:
1.О чем это лирическое произведение? (Тема)
2.В какое время года оно исполнялось? (Связь с жизнью)
3.Какая картина предстает перед вами? (Устное словесное рисование)
4.Какие средства используются в произведении? (изобразительно-выразительные средства языка)
5.Как построено произведение? (Композиция)
6.Каким настроением проникнуто? ( интонация )
7.Кто является героем? (Лирический герой)
8.Какова главная мысль произведения? (Идея)
Ответы учащихся (по опорным конспектам в тетради):
Это песня, которую летом, во время святой Троицы, исполняли незамужние девицы. Вероятно, они были уверены, что обряд «заламывания» березы и украшения ее надо соблюдать, так как можно было узнать свою судьбу. Традиция сохранилась по сегодняшний день во многих селениях российской глубинки. Это, скорее всего, связано с языческим культом растений, которые в это время начинали пышно цвести. Герой (может быть, героиня) идет в ближайший лес, где много цветущих растений, плетет венки, срывает березовые ветки и делает «три гудочка». Мы видим происходящее глазами самого лирического героя. Песня состоит из 4-х смысловых частей, каждая часть состоит из 4 строчек, заканчивается каждая строфа одинаковым повтором. Слышится плавный, бодрый настрой. Для данного произведения, как для любой народной песни, характерны эпитеты, легко запоминающиеся повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обратный порядок слов. Все это характерные черты народной песни, в которой отразилась душа народа, его представление об окружающем мире.
Учитель: Слово предоставляется 2 группе.
Стихотворение, переложенное на мотив песни, очевидно, также исполнялось во время летних праздничных дней. Тема его – исповедь юной девушки. Лирическая героиня рассказывает о своей печальной участи: ее выдают замуж за нелюбимого, за «постылого» (постылый – надоевший). Вот потому тоскует девица о своем возлюбленном, с которым мечтала о счастливой жизни. Сходство двух сравниваемых произведений заключается в том, что поэт использовал традиционные эпитеты, повторы (но их меньше), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Различие в том, что есть в стихотворении прямое обращение к «милому», заканчивается оно вопросительными предложениями. Стихотворение даже имеет свой сюжет. Состоит из 4-х смысловых частей. Интонация грустная, плавная, она передает состояние героини. В последних строках заключено идейное содержание: любят не за деньги и богатство, а за душу щедрую и благородство настоящее. Вот какая мудрость заложена в этом стихотворении!
Учитель: Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Сегодня мы познакомились с двумя уникальными произведениями, столь различными, но в то же время и схожими между собой. Узнали о нашем великом земляке – Николае Мисаиловиче Ибрагимове, авторе известной песни, ставшей любимой в народе. Увидели, что в песнях отражен мир людей и природы, заложена мудрость человеческая и воспета красота окружающая.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Н.М.Ибрагимова или сочинить синквейн о березе.