Сравнительный анализ геометрического материала УМК «Школа России» и УМК.« Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова».
Метод исследования: анализ.
Критерии для сравнения УМК |
Авторский состав. Ведущие принципы обучения. Цели курса математики. Содержание. |
В настоящее время есть две системы обучения: традиционная и развивающая. В каждой из этих систем отличительная последовательность изучения геометрического материала, понятий и способов обучения. Но обе системы направлены на обеспечение каждому учащемуся полноценного личностного развития в максимально возможном диапазоне его психологических ресурсов.
Анализ учебников с 1 по 4 классы по математике «Школа России» авторами являются: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Линия учебников относится к традиционной системе обучения. Учебник предоставлен в двух частях. Программа данных учебников направлена на формирование у учащихся метапредметных, предметных и личностных результатов. Ведущие принципы обучения: учитываются возрастные особенности учащихся; вместе с обучение проходит процесс воспитания; усвоение и закрепление знаний, развитие познавательных способностей; к каждому учащемуся есть индивидуальный подход. Основными целями являются: математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
В геометрический материал учебников включена новая тема: «Осевая симметрия». Добавлены задания на распознавание проекций предметов окружающего мира и пространственных фигур на плоскость.
Задания в 1 классе направлены на изучение единиц измерения: сантиметр, дециметр, килограмм, литр; на формирование сравнительно-аналитические представления во времени (до, после, сначала, раньше, позже); учатся определять время с точностью до минуты; учатся складывать и вычитать;
Задания во 2 классе направлены на закрепление знаний, полученных в первом классе(числа от 1 до 100); учатся соотносить единицы измерения (длины- сантиметр, миллиметр, дециметр; времени- час, минута); учатся находить периметр многоугольника.
Задания в 3 классе направлены на изучение простых геометрических фигур; изучают знаки умножения и деления;
Задания в 4 классе направлены на изучение единиц длины: квадратный миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, ар, гектар; единиц массы: грамм, килограмм, центнер, тонна;
Анализируя данный учебник, могу сказать, что программа соответствует требованиям ФГОС. В нем объединены геометрические и математические, алгебраические задания. Поиск новых знаний происходит через «проблему», т. е. учитель ведет диалог с учениками, в ходе которого дети высказывают различные точки зрения при этом выстраивают коммуникацию между собой. Задания направлены на выполнение индивидуально, в парах и группах. В учебниках много упражнений, при выполнении которых дети анализируют, классифицируют, делают выводы и сравнивают.
Так же рассмотрим другое УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.» по математике с 1-4 классы, Издательств «Вита-ПРЕСС». Авторами данной серии учебников является Э.И.Александрова.
Линия учебников относится к развивающей системе обучения. Учебник предоставлен в двух частях. Развивающий характер учебной деятельности, как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. Курс математики охватывает геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов. Эта область, кроме того, имеет определенные точки соприкосновения с областью «Измерение величин», поскольку такие вопросы, как измерение геометрических величин – длин, площадей, объемов – являются пограничными для обеих содержательных областей.
В процессе изучения курса «Математика» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
С целью формирования умения самоконтроля знаний в конце каждого урока учащимся предлагаются один - два вопроса по изученному материалу, а так же предлагаются задания рубрики «Проверь себя!»
К концу первого класса дети научатся:
- выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы
по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площади, объему, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.;
- разбивать фигуры на части и составлять целое цз частей плоских и объемных фигур;
- изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, предложенные в
рабочей тетради, перекраивать их при сравнении площадей.
К концу второго класса дети научатся:
- чертить с помощью линейки отрезок данной длины и измерять длину отрезка;
К концу третьего класса дети научатся:
К концу четвертого класса дети научатся:
- составлять формулы периметра и площади любого многоугольника и прямоугольника в том числе) и использовать их при решении задач;
- вычислять периметры различных плоских фигур, описывать их свойства;
- использовать различные способы вычисления площади фигуры: прямоугольника,
треугольника и других многоугольников;
- применять общий способ нахождения периметра, площади и объема любых
геометрических фигур;
- изготавливать модели геометрических тел; использовать различные инструменты и
технические средства (линейка, угольник, транспортир, циркуль, калькулятор и др.);
- конструировать геометрическую фигуру (отрезок, ломаную, многоугольник, в том
числе прямоугольник) с заданной величиной (длиной, в том числе периметром,
площадью);
Проанализировав две учебные программы, могу сделать вывод о том, что все программы начальных классов соответствуют требованиям ФГОС и содержат минимум геометрического материала. Учащиеся должны знать основной геометрический материал для обучения геометрии в основной школе. Для этого нужно сформировать правильные представления о геометрии в целом.