СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение как разновидность рассуждения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи разработан на основе СДО (способа диалектического обучения.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение как разновидность рассуждения»

Р/Я 8 кл. Уроки № 61-62 РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тема: Сравнение как разновидность рассуждения.

Урок «открытия» нового знания.

Педагогическая цель:

  • Дать представление учащимся о сравнении как разновидности рассуждения.

Ход урока:

Этапы урока

Приемы

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Организационный момент


Приветствует учащихся, предлагает занять места

Приветствуют учителя стоя, садятся


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Логическая операция - сравнение

1. Определите свое состояние в начале урока: спокойствие, волнение, тревога, равнодушие, усталость, беспокойство …

2. Заявка на оценку: «5» - 23-24; «4» - 18-22; «3» - 13-17.

3. Кто в вашем классе самый высокий? Кто – самый активный на уроках? Кто – самый артистичный? Кто – лучше всех бегает на длинные дистанции? Кто – лучше всех играет в баскетбол? Кто – лучше всех пишет сочинения?

4. Найдите лишнее понятие и объясните, почему оно лишнее.

1) Эпитет, повесть, олицетворение, метафора.

5. Как данные задания связаны с темой урока? Что вам пришлось сделать, чтобы найти правильный ответ?

6. Определите тему урока.

Слушают задания и вопросы учителя, отвечают на них. Рассуждают, сравнивают, определяют тему урока

П: рассуждать, определять тему урока, анализировать объекты по существенным признакам

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация

1. Что знаем о СРАВНЕНИИ?

2. Как вы думаете, сегодня речь пойдет о сравнении как о тропе или мы будем говорить о сравнении несколько с другой стороны, если посмотреть на тему урока?

Троп, построенный на схожести предметов, явлений…

П: рассуждать, анализировать, прогнозировать, предполагать

Целеполагание.

Формулирование вопросов

1. Опираясь на карточку № 1, сформулируйте вопросы по названной теме. Сформулированные вопросы будут целью нашего урока. (Берем 1, 8 и 9 вопросы)


Что называется СРАВНЕНИЕМ?

Каковы свойства и виды СРАВНЕНИЯ?

В чем заключается сущность СРАВНЕНИЯ?

П: формулировать вопросы по карточке № 1

Этап выявления места и причины затруднения.


Определение понятия. Выявление признаков сравнения

1. Что знаем о рассуждении с точки зрения русского языка? Композиция сочинения-рассуждения? А что такое рассуждение вообще, с точки зрения лексики? Значит, сравнение – это логическая операция, рассуждение.

2. Сравните понятия: ХРАБРЫЙ – ТРЕУГОЛЬНИК. Какой можно сделать вывод?

3. Сравните понятия: БЕРЕЗА – РОЗА.

4. Опираясь на имеющийся материал, сформулировать определение понятия СРАВНЕНИЕ – 3 балла.

  • СРАВНЕНИЕ – это разновидность рассуждения, позволяющего выявить общие и отличительные признаки понятий, предметов, явлений действительности.

Рассуждение – это тип речи.

Композиция рассуждения: тезис – аргументы – вывод.

Умозаключение, ряд мыслей, выстроенных в определенной логической последовательности. Вывод – сравниваться могут только однородные понятия. Вывод: есть общие и отличительные черты – сравниваться могут понятия по основаниям (критериям), которые должны быть существенными.

П: выявлять признаки сравнения, давать определение понятия СРАВНЕНИЕ

Этап реализации построенного проекта.


Формулирование суждений. Сравнение

1. Сформулировать суждения на сравнение ПРИСТАВКИ и СУФФИКСА, выделив в них ОБЩИЕ признаки. Используем карточку № 3.

2. Сформулировать суждения на сравнение ПРИСТАВКИ и СУФФИКСА, выделив в них ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ признаки. Используем карточку № 3.

Работают в парах. Формулируют суждения на сравнение понятий, выделяя в них общие и отличительные признаки.

П: формулировать суждения на сравнение, сравнивать, выделять общие и отличительные признаки понятий, анализировать объекты по существенным признакам

К: работать в парах

Этап включения в систему знаний и повторения.


Заполнение логической схемы Сравнение

1. Прочитать предложения, подумать, по каким основаниям их можно сравнить. Представить сравнение в виде логической схемы – в ПАРАХ – 5 баллов.

А. Наступила ранняя весна.

Б. Давайте полюбуемся ее красотой.

В. Как только появились проталины, зацвели подснежники.

Г. Как прекрасны распустившиеся березки!

Д. Вы видели, что уже прилетели грачи?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По структуре по цели высказывания по интонации


Простое Сложное Повеств. Вопрос.Побуд. Воскл. Невоскл.

АБГ ВД АВГ Д Б Г АБВД

2. Используя карточку № 3, укажите ОБЩИЕ и ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ признаки предложений А и Д.

Формулируют суждения на сравнение и выделение общих и отличительных признаков указанных понятий. Сравнивают единичные понятия.

П: формулировать суждения на сравнение, выбирать основания для сравнения, классифицировать, работать с логической схемой, анализировать объекты по существенным признакам

К: работать в парах

Сравнение. Индив-ая, групповая р-та

3. Индивидуальная, затем ГРУППОВАЯ работа (деление на группы – по счету).

1) Найти в строке понятия, которые можно сравнить (сравнимые понятия), и прокомментировать свой выбор – 3 балла.

  • Лирический герой, повесть, метафора, рассказ, автор, олицетворение, звук.

2) Сформулировать такой вопрос-суждение (карточка № 2), который позволит сравнить понятия СИНИНОМЫ и АНТОНИМЫ. Ответ на вопрос сформулировать в виде суждения по карточке № 3 – 3 балла.

3) Определить правильность (корректность) сравнения, сделать вывод – 2 балла.

  • Слово СТОЛ мужского рода, а слово ЁЛКА имеет 5 звуков.

  • Предложение «НАСТУПИЛА ЗИМА» является нераспространенным, а предложение «КОГДА ПРИДЕТ ВЕСНА?» вопросительное.


Сначала индивидуально выполняют задания, затем в группах. Каждая группа получает по 1 заданию.

Находят лишнее понятие в строке и обосновывают свой выбор.

Находят в строке понятия, которые можно сравнить, объясняют.

Формулируют вопросы-суждения на сравнение понятий.

Определяют правильность сравнения.

Сравнивают понятия, находят общие и отличительные признаки.

П: формулировать вопросы-суждения, на сравнение, выбирать основания для сравнения, определять правильность сравнения, находить общие и отличительные признаки понятий, анализировать объекты по существенным признакам

К: работать в группе


4. Последовательное и параллельное сравнения – чтение материала № 212, стр. 139.

  • Что из себя представляет последовательное сравнение? Что – параллельное? Какое является более рациональным? Почему?

Читают материал № 212, объясняют, что такое последовательное и параллельное сравнение.

Делают выводы относительно рациональности видов сравнения.

П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, сравнивать, давать определение понятиям ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ и ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ сравнения, осознанно и произвольно строить высказывание, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, строить логическую цепь рассуждений, анализировать объекты по существенным признакам

Работа с текстом

5. № 225 – работа с текстом. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

  • Прочитать текст вслух по цепочке.

  • Выписать из текста основания (критерии), по которым сравниваются Хлестаков и городничий (внешний облик, ум, манера говорить и вести себя в обществе, семейное и социальное положение) – 3 балла.

  • Найти все части сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод – 3 балла.

  • Определить, какой вид сравнения здесь использован (последовательный или параллельный). Доказать свою позицию – 2 балла.

6. Возвращение к цели урока. проговаривание вслух ответов на поставленные вопросы.

Читают текст № 225 по цепочке.

Работают самостоятельно, выписывают основания для сравнения героев, определяют вид сравнения.

Возвращаются к цели урока. определяют уровень ее достижения.

П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, сравнивать, искать и выделять в тексте необходимую информацию, осознанно и произвольно строить высказывание, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, строить логическую цепь рассуждений.

К: работать в паре/группе

Домашнее задание


На выбор:

  1. Выбрать основания для сравнения купца Калашникова и опричника Кирибеевича из «Песни…» М.Ю. Лермонтова.

  2. Составить карточку № 3, сравнив два предложения (использовать не менее 5-ти суждений):

  • Жаль стало и его молодость, и красоту, и силу.

  • Люди, лошади, сани, кареты – всё смешалось.

Записывают д/з


Рефлексия


  1. По заявке на оценку:

  • Кто набрал больше? Кто меньше? Кто – ровно столько, сколько заявлял? ПОЧЕМУ?

  1. Сравните, используя карточку № 3:

  • каким было ваше состояние в начале урока, каким оно стало в конце.

  • какими были ваши знания о сравнении как виде рассуждения в начале урока, какими они стали к концу урока?





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!