СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение басен

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение басен

Просмотр содержимого документа
«Сравнение басен»

СРАВНЕНИЕ БАСЕН

Когда первобытный человек почувствовал себя человеком,

Он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе.

По существу, это были два вопроса: как устроен мир и как

должен вести себя в этом мире человек?

На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней.

М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»

А) Обращение к истории создания басни (краткий доклад учащегося).

    Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне»(Слайд 3)

     Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 в. А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и др.  (Слайд 4)

    И. А. Крылов  позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. создал 200 басен.

      

     Слово учителя:      Давайте, попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название текста сохранилось без изменения.

         Б)  Наблюдение за материалом.

    Чтение учителем басни «Лисица и виноград» Эзопа (учащиеся следят по текстам, которые выданы каждому: Эзоп, Ж. де Лафонтен, И. А. Крылов) (Слайды 5, 6, 7). Две остальных басни учитель просит прочитать самих учащихся по желанию.

 В) Обращение к материалу презентации, чтение и знакомство с определениями (мораль, аллегория, олицетворение). Учащиеся записывают  определения из учебника (стр. 55) в тетради. (Слайд 8). Учащиеся в ходе сравнения басен соотнесут данные понятия с материалом басен.

Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Аллегория – (в переводе с греческого – «иносказание») - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

    Г) Сравнительный анализ басен. Составление таблицы (Общее/ Различное). 

План сравнительного анализа (Слайд 9)

  1. Тема басни.

  2. Герои басни.

  3. События, действия героев.

  4. Цель басни.

  5. Мораль.

  6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства).

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои комментарии по текстам басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Заполнение таблицы (раздаточный материал выдается на парты для каждого учащегося). (Слайд 10)

  • Что общего во всех трех баснях?

  • Кто главный герой в басне?

  • Какова тема каждой из басен?

  • Какие события изображает каждый из писателей? Приводят примеры.

  • Как изображает каждый из авторов Лису? (обращение к приему устного словесного рисования)

  • Кого напоминает Лиса в данных баснях? Что высмеивают авторы в своих произведениях?

  • Как и при помощи каких художественных средств  каждый из авторов  воссоздает образы и ситуацию? (Приводят примеры из текста).

  • Какова мораль в каждой из басен? (Приводят примеры из текста).

Примерный ответ учащихся:

Эзоп: «голодная Лиса», без особого описания, автор говорит о том, что она сама себя убедила в том, что ей не нужен этот виноград;

Лафонтен: « Лис – гасконец», «Лис – нормандец», важная фигура в парике, как автор; «умирает с голоду», Лафонтен называет его «любезником», использует глаголы  действия по отношению к Лису: «был бы рад полакомиться», «не смог дотянуться».  Автор не осуждает героя за его желание полакомиться, а наоборот оправдывает.

Крылов: Это сказочная героиня – «Кума-Лиса», «кумушка». Она, как воровка, залезает в сад, чтобы полакомиться виноградом. Сами характеристика действий Лисы говорит о ее особенной фигуре: «глаза и зубы загорелись», «отколь она к ним не зайдет», «пробившись попусту», «говорит с досадой». Даже описание винограда выглядит заманчиво: «кисти винограду рделись», «кисти сочные», «как яхонты», «горят». Автор очень ярко изображает данную картину, как - будто оживляет перед нами данную сцену.

Запись в таблице учащимися общих черт басен.

Общее:

- общая тема, общий герой (Лиса);

- басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;

- в басне высмеивают людские пороки;

- басня имеет поучение (мораль).

Различное:

  • Басня Эзопа написана в виде небольшого рассказа, притчи. Она содержит мораль.

  • Басня Лафонтена  развернутая: действие переносится во Францию (лис – гасконец, лис-нормандец): желание Лиса достать виноград усиленно тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: « Пусть им кормится всякий сброд». Мораль французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

  • Басня Крылова еще более развернута. Она напоминает русскую сказку. В ней действует «кума Лиса». Употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), "«отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно.

  • Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которой Крылов иллюстрирует своей басней.


Учащиеся записывают основные различия в таблицу, делают вывод.

  • Как вы считаете, у кого из баснописцев получилось наиболее образно донести до нас замысел произведения?

Учащиеся приводят пример своей точки зрения, говорят о том, что басня Крылова наиболее выразительная, так как в ней использованы обороты из русской народной речи («отколь», «неймет»,  «око»), обращение к элементам сказки («кумушка», «кума - Лиса», «яхонты»), мораль ярко выражена в пословице («Хоть видит око, да зуб неймет»).

Д) Составление  синквейна (за основу берем тему урока). С данным приемом учащиеся уже знакомы и работали на предыдущих занятиях(Слайд 11)

Примерный вариант

Басня

Поучительная, юмористическая

Обличает, учит, наставляет

Краткий стихотворный или прозаический рассказ поучительного содержания

Поучение

        5. Тест на усвоение знаний, полученных на уроке. (Слайд 12,13)

Учитель должен поинтересоваться, сколько ребят получило оценку «5», «4» и «3» за тест.


Домашнее задание:     (Слайд 14)

 1. Чтение сказки Жуковского «Спящая царевна».

* Творческое  задание, выполняемое по желанию: Попробовать самим придумать басню (в стихах или прозе).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей