СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Спряжение глаголов" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спряжение глаголов 5 класс

Просмотр содержимого документа
«"Спряжение глаголов" 5 класс»

Спряжение

Спряжение

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по падежам изменение глаголов по числам изменение глаголов по родам и числам изменение глаголов по числам и лицам изменение по лицам и числам изменение глаголов по родам и лицам

Спряжение глаголов - это

изменение глаголов по падежам

изменение глаголов по числам

изменение глаголов по родам и числам

изменение глаголов по числам и лицам

изменение по лицам и числам

изменение глаголов по родам и лицам

Чтобы определить спряжение, нужно: поставить глагол в 3-е лицо множественного числа ( они что делают? они что сделают? ): если ясно слышится окончание –ут/ – ют , это I спряжение ; если ясно слышится окончание –ат/ – ят , это II спряжение ;  если окончание безударное, слышится неясно, смотри пункт 2;

Чтобы определить спряжение, нужно:

  • поставить глагол в 3-е лицо

множественного числа ( они что

делают? они что сделают? ):

  • если ясно слышится окончание –ут/

ют , это I спряжение ;

  • если ясно слышится окончание –ат/

ят , это II спряжение ;

  • если окончание безударное,

слышится неясно, смотри пункт 2;

2) Поставить глагол в форму инфинитива (неопределённую форму) и определить спряжение по таблице:  I спряжение II спряжение Брить, стелить, зиждиться и все глаголы на -ать , -ять , -оть , -еть , -уть , (все, кроме глаголов на –ить ) Глаголы на –ить , кроме брить , стелить . 11 глагов-исключений: смотреть , видеть , ненавидеть , обидеть , терпеть , зависеть , вертеть, гнать , держать , дышать , слышать ,  и их приставочные образования, например: выгнать, посмотреть

2) Поставить глагол в форму инфинитива

(неопределённую форму) и определить

спряжение по таблице:

I спряжение

II спряжение

Брить, стелить, зиждиться и все глаголы на -ать , -ять ,

-оть , -еть , -уть , (все, кроме глаголов на –ить )

Глаголы на –ить , кроме брить , стелить .

11 глагов-исключений: смотреть , видеть , ненавидеть , обидеть , терпеть , зависеть , вертеть, гнать , держать , дышать , слышать ,

и их приставочные образования, например: выгнать, посмотреть

Запомни - у, - ю - ем I - ете - ешь - ут, - ют - ет

Запомни

- у, - ю

- ем

I

- ете

- ешь

- ут, - ют

- ет

Запомни - у, - ю - им II - ите - ишь - ат, - ят - ит

Запомни

- у, - ю

- им

II

- ите

- ишь

- ат, - ят

- ит

Запомни! Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на – ить , Исключенья : брить , стелить . А ещё смотреть , видеть , ненавидеть , и обидеть , и т ерпеть , и зависеть , и вертеть . Гнать , дышать , держать и слышать.

Запомни!

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на – ить ,

Исключенья : брить , стелить .

А ещё смотреть , видеть , ненавидеть , и обидеть , и т ерпеть , и зависеть , и вертеть .

Гнать , дышать , держать и слышать.

Внимание! Спряжение глаголов с приставкой вы- определяется по бесприставочной личной форме глагола: спать – сп ишь ; выспаться – высп ишь ся ,  II спряжение .

Внимание! Спряжение глаголов с приставкой вы- определяется по бесприставочной личной форме глагола:

спать – сп ишь ; выспаться – высп ишь ся ,

II спряжение .

Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки. 1. Ряд. Броса_шь. Ставлю ударение: бросА_шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на - ить ( суффикс - и - перед ть ), относится ко II спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.

Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки.

1. Ряд.

  • Броса_шь. Ставлю ударение: бросА_шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на - ить ( суффикс - и - перед ть ), относится ко II спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.
Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки 2. Ряд. Глагол летишь относится к I спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на - еть: лететь ( суффикс - е- перед - ть ).

Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки

  • 2. Ряд.
  • Глагол летишь относится к I спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на - еть: лететь ( суффикс - е- перед - ть ).
Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки 3 Ряд. Высп..тся. Глагол относится к I спряжению, так как в инфинитиве оканчивается на –ать (выспаться), и это не исключение. Нужно писать в окончании букву Е.

Прочитайте текст. Найдите ошибки в рассуждениях Алисы по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки

3 Ряд.

  • Высп..тся. Глагол относится к I спряжению, так как в инфинитиве оканчивается на –ать (выспаться), и это не исключение. Нужно писать в окончании букву Е.
Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, определите число и лицо этих глаголов.  Я пою ( ___ ч., __ л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу  (_____ ч., __ л.)».  2. «Почему ты лежишь (___ ч., __ л.) и поёшь (___ч., __ л.) с открытыми глазами?»  3. Львёнок тоже поёт (___ ч., __ л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (___ч ., __ л.)».  4. Мы весело поём (____ ч., __ л.) и лежим (____ ч, __ л.) на солнышке.  5. И вы лежите (_____ ч., __ л.) спокойно на горячем песке и поёте (______ ч., __ л.) песенку Черепахи.  6. Львёнок и Черепаха вместе поют (_____ ч., __ л.) и лежат (______ ч., __ л.) на солнышке.

Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, определите число и лицо этих глаголов.

  • Я пою ( ___ ч., __ л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу

(_____ ч., __ л.)».

2. «Почему ты лежишь (___ ч., __ л.) и поёшь (___ч., __ л.) с открытыми глазами?»

3. Львёнок тоже поёт (___ ч., __ л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (___ч ., __ л.)».

4. Мы весело поём (____ ч., __ л.) и лежим (____ ч, __ л.) на солнышке.

5. И вы лежите (_____ ч., __ л.) спокойно на горячем песке и

поёте (______ ч., __ л.) песенку Черепахи.

6. Львёнок и Черепаха вместе поют (_____ ч., __ л.) и лежат

(______ ч., __ л.) на солнышке.

Определите спряжение глаголов Словом можно , словом можно ,  Словом можно полки за собой .  Словом можно , и , и ,  Слово можно в разящий свинец .  В. Шефнер убьют:I спасут:I убить спасти поведут:I повести купят:II продадут:I предадут:I предать   продать купить перельют:I перелить

Определите спряжение глаголов

Словом можно , словом можно ,

Словом можно полки за собой .

Словом можно , и , и ,

Слово можно в разящий свинец .

В. Шефнер

убьют:I

спасут:I

убить

спасти

поведут:I

повести

купят:II

продадут:I

предадут:I

предать

продать

купить

перельют:I

перелить

Проверь себя  I, I, I, I, I, II, I.  Какой способ определения спряжения глаголов вы применили?

Проверь себя

I, I, I, I, I, II, I.

Какой способ определения спряжения глаголов вы применили?

черт…т Е И И та…шь жар…м леле...м И Е Е мысл...т пиш…шь И гон…т Е засе…т Помогите словам попасть в свои домики Молодцы, ребята! Вы справились с работой I спр. IIспр. I

черт…т

Е

И

И

та…шь

жар…м

леле...м

И

Е

Е

мысл...т

пиш…шь

И

гон…т

Е

засе…т

Помогите словам попасть в свои домики

Молодцы, ребята! Вы справились с работой

I спр.

IIспр.

I

Сам себе голова! Е или И?  Е Е Е  И И Е  Е Е И  И И И  та..т ре..т ла..т слыш..т дыш..т пиш..т дремл..т чу..т вид..т строи..т люб..т завис..т

Сам себе голова!

Е или И?

Е Е Е

И И Е

Е Е И

И И И

та..т ре..т ла..т

слыш..т дыш..т пиш..т

дремл..т чу..т вид..т

строи..т люб..т завис..т

Сам себе голова! А(Я) или У(Ю)? посе..т скле..т вспаш..т раста..т ре..т зала..т стро..т люб..т завис..т дремл..т почу..т увид..т Ю Я У Ю Ю Ю Я Я Я Ю Ю Я

Сам себе голова!

А(Я) или У(Ю)?

посе..т скле..т вспаш..т

раста..т ре..т зала..т

стро..т люб..т завис..т

дремл..т почу..т увид..т

Ю Я У

Ю Ю Ю

Я Я Я

Ю Ю Я


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!