Справка
по результатам проверки внеурочной деятельности в 1- 4 классах
по итогам 2015/2016 учебного года
Цель: Получить объективную информацию о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Результат контроля: справка.
Методы контроля. Анализ документации: рабочие программы, календарно-тематическое планирование, журнал по внеурочной деятельности (в части занятости детей), анкетирование.
Согласно плану внутришкольного контроля за реализацией ФГОС НОО на 2015/2016 учебный год в период с 01.06.2015г. по 10.06.2016г. был проведен анализ внеурочной деятельности 1-4-х классов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость контроля организации внеурочной деятельности 1-4-х классов в соответствии с требованиями нового стандарта.
С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время была проведена проверка по следующим направлениям:
деятельность классного руководителя по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
расписание занятий внеурочной деятельности;
заполнение в журналах занятости учащихся;
соответствие записей в журналах с внеурочной деятельности;
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей). Для этого были проведены родительские собрания, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом начальной школы (в связи с внедрением ФГОС НОО), где включена внеурочная деятельность учащихся.
В школе составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов. Режим проведения внеурочной деятельности: понедельник – пятница с 12-30 по14-30 часов.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, проектные и поисковые исследования и т. д.
№ п/п | Направления | Название внеурочной деятельности | Класс | Количество часов по программе | Форма организации занятий | ФИО педагога |
Всего за год | В неделю |
1 | Художественнно-эстетическое | «Поделкин» | 3 класс | 34 | 1 | Проекты, беседы, досугово-развлекательная деятельность | Варыпина А.В. |
«Умелые руки» «Техника эффективного чтения» | 4 класс 5 класс | 34 34 | 1 1 | Проекты, экскурсии, беседы, игры, викторины. Беседы, игры, инсценировки, работа в парах, группах. | Джемилова А.Э. Буткалюк В.Н. |
2 | Спортивно-оздоровительное | «Подвижные игры» | 1 класс | 34 | 1 | Игры на свежем воздухе, эстафеты, общеразвивающие упражнения | Лагуткина Л.П. |
«Подвижные игры» | 3 класс | 34 | 1 | Уроки с использованием ИКТ, с просмотром видеофильмов; соревнования, подвижные игры | Варыпина А.В. |
3 | Обще интеллектуальное | «Веселый информатик» | 1 класс | 34 | 1 | Работа в группах, решение ребусов, кроссвордов, заочные путешествия | Лагуткина Л.П. |
«Веселый информатик» | 2 класс | 34 | 1 | Индивидуальная, групповая, работа в парах, проекты, соревнования, игры, конкурсы, викторины, выставки | Кравчук В.А. |
«Веселый информатик» | 3 класс | 34 | 1 | Работа в тетрадях, проекты, игры, разгадывание ребусов, загадок. | Варыпина А.В. |
«Веселый информатик» | 4 класс | 34 | 1 | Практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, сообщения | Джемилова А.Э. |
«Веселый информатик» | 5 класс | 34 | 1 | Индивидуальная, групповая работа, в парах, работа над проектом, соревнования, игры, конкурсы, викторины, выставка | Сулейманова И.Ж. |
4 | Духовно-нравственное | Культура добрососедства | 1 класс | 34 | 1 | Беседа, игра, инсценировка, работа в группах, парах, праздник, турнир | Лагуткина Л.П. |
Культура добрососедства | 3 класс | 34 | 1 | Конкурсы, экскурсии, проекты, решение ребусов, игры | Варыпина А.В. |
Уроки нравственности | 4 класс | 34 | 1 | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая, мероприятие-праздник, игровые программы, беседы, заочные путешествия | Джемилова А.Э. |
5 6 | Социальное Интеллектуальное | «Уроки развития» | 2 класс | 34 | 1 | Экскурсия, проект, работа в парах, группах, практическое занятие, беседа | Кравчук В.А. |
«Зеленая лаборатория» | 5 класс | 34 | 1 | Экскурсии, проекты, игры, просмотр видеофильмов | Приходько М.А. |
Анализ занятости обучающихся внеурочной деятельностью.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
100% учащихся 1-4-х классов посещают занятия внеурочной деятельности в количестве:
Класс | Кол-во часов внеурочной деятельности |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 3 |
5 | 3 |
Расписание занятий составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрен час динамической паузы. Расписание составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов деятельности.
Каждым учителем, ведется журнал внеурочной деятельности по своему направлению, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учет посещаемости учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление в 1 и 3-х классах реализуется в количестве 1 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся младших классов, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.
Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуются программы духовно-нравственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных УУД.
Программы общеинтеллектуального направления необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Программы «Веселый информатик», развивают мотивацию учащихся к обучению образовательных предметов. С помощью, казалось бы несложных заданий учителя начальных классов работают над формированием умений работать с печатными изданиями, находить в них необходимую информацию, т.е. работать с текстом, работают над развитием логического мышления школьников.
Программы художественно-эстетического направления имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Результаты данного направления неоднократно были представлены на всеобщее обозрение родителям и учащимся школы на общешкольных праздниках, и получали положительную оценку и отзывы.
Программы социального направления закладывают основы адаптации в коллективе, стимулирования у ребенка самостоятельности в принятии решений, учиться самовыражаться. Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся. 100% программ внеурочной деятельности реализуется силами учителей школы.
Через реализацию данных программ формируются УУД:
Личностное профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение;
Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль
Коррекция;
Оценка;
Саморегуляции.
Таким образом,каждый учитель понимает, что:
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Выводы:
занятость учащихся во внеурочной деятельности – 100 %;
расписание занятий соответствует требования;
внеурочная деятельность охватывает все шесть направлений;
доминирующими направлениями выступают – духовно-нравственное, и общеинтеллектуальное;
занятия проходят в живой интересной для детей форме;
Рекомендации:
продолжить работу по формированию УУД средствами внеурочной деятельности;
изучать интересы учащихся и родителей, работать над разработкой новых программ внеурочной деятельности, с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
отметить активную и творческую работу учителей по организации внеурочной деятельности.
Заместитель директора по ВР Андреева И.А