СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придат цели

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 11 класса

Просмотр содержимого документа
«СПП с придат цели»

 Предмет «Русский язык»  Тема: СПП с придаточными цели. Подготовила: Зарина Алиева учительница русского языка  общеобразовательной школы№9  города Вабкента Бухарской области

Предмет «Русский язык» Тема: СПП с придаточными цели.

Подготовила: Зарина Алиева

учительница русского языка общеобразовательной школы№9 города Вабкента Бухарской области

Придаточные предложения цели (maqsad ergash gap) отвечают на  вопросы зачем? для чего? с какой целью? Они присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, затем чтобы, лишь бы,  только бы .  Дехкане провели мелиоративные работы, чтобы улучшить почву.  [ ], (чтобы ... .).  Для того чтобы улучшить засолённые почвы, мелиораторы промывают их. (для того чтобы), [ ].
  • Придаточные предложения цели (maqsad ergash gap) отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? Они присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, затем чтобы, лишь бы, только бы . Дехкане провели мелиоративные работы, чтобы улучшить почву. [ ], (чтобы ... .). Для того чтобы улучшить засолённые почвы, мелиораторы промывают их. (для того чтобы), [ ].
Правильно ставьте вопрос к придаточному с союзом чтобы :  Садовника попросили (о чём?), чтобы он обрезал сухие ветки . –  изъяснительное придаточное;  Нам нужен такой секатор (какой?), чтобы обрезать сухие ветки . – определительное придаточное;  Садовник принёс секатор (зачем?), чтобы обрезать сухие ветки . –  придаточное причины.   Упражнение 2.  Поставьте вопрос к придаточной части с союзом чтобы и определите вид придаточных предложений. Составьте схему предложения 4.  1. Лесник вышел на опушку, чтобы осмотреть посадки. 2. Мы попросили ветеринара, чтобы он осмотрел животных. 3. На птицеферму пришло распоряжение зоотехника, чтобы провести вакцинацию кур. 4. Чтобы урожай был высоким, нужно вносить удобрения.

Правильно ставьте вопрос к придаточному с союзом чтобы : Садовника попросили (о чём?), чтобы он обрезал сухие ветки . – изъяснительное придаточное; Нам нужен такой секатор (какой?), чтобы обрезать сухие ветки . – определительное придаточное; Садовник принёс секатор (зачем?), чтобы обрезать сухие ветки . – придаточное причины.

  • Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточной части с союзом чтобы и определите вид придаточных предложений. Составьте схему предложения 4. 1. Лесник вышел на опушку, чтобы осмотреть посадки. 2. Мы попросили ветеринара, чтобы он осмотрел животных. 3. На птицеферму пришло распоряжение зоотехника, чтобы провести вакцинацию кур. 4. Чтобы урожай был высоким, нужно вносить удобрения.
  • В сложных предложениях цели с союзом чтобы глагол в придаточной части стоит в неопределённой форме, если субъект действия один. Если субъекты действия разные, глагол в придаточной части стоит в форме прошедшего времени. Агрономы используют пестициды , чтобы бороться (неопр. ф.) с болезнями и вредителями растений. Агрономы используют пестициды, чтобы вредители не погубили (прош. время) растения .
  • Упражнение 3. Запишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу. В какой форме употреблены сказуемые? 1. Фермеры приехали в научный центр, чтобы послушать лекцию о вредителях растений. 2. Дехкане проводят мелиорацию, чтобы почва ста ла лучше. 3. Учёные долго трудились, чтобы добиться хорошего результата. 4. Садовод сделал прививки на яблонях, чтобы они давали хороший урожай.
  • Упражнение 5. Составьте предложения по данному началу. 1. Для того, чтобы спасти вымирающих животных на Земле, нужно ... . 2. Чтобы повысить урожайность хлопка, необходимо ... . 3. С той целью, чтобы предупредить болезни животных, важно ... . 4. Ради того, чтобы фермерское хозяйство приносило доход, нужно ... .

Союзы лишь бы, только бы используют в разговорной речи для  выражения цели, которую хотят достичь любой ценой.  Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.   Упражнение 6. В предложения вместо точек вставьте союзы лишь бы ,  только бы или чтобы . Объясните свой выбор.  1. Принцип ленивого и бездарного человека: «Где бы ни работать, ...  не работать». 2. Император Калигула прославился своей жестокостью:  «Пусть ненавидят, ... боялись». 3. Важно уметь слушать, ... стать хорошим  собеседником. (К. Морли) 4. Наши бабушки часто говорили: «Ничего, что  мы живём бедно, ... не было войны!».
  • Союзы лишь бы, только бы используют в разговорной речи для выражения цели, которую хотят достичь любой ценой. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  • Упражнение 6. В предложения вместо точек вставьте союзы лишь бы , только бы или чтобы . Объясните свой выбор. 1. Принцип ленивого и бездарного человека: «Где бы ни работать, ... не работать». 2. Император Калигула прославился своей жестокостью: «Пусть ненавидят, ... боялись». 3. Важно уметь слушать, ... стать хорошим собеседником. (К. Морли) 4. Наши бабушки часто говорили: «Ничего, что мы живём бедно, ... не было войны!».
Упражнение 7.  Прочитайте высказывания великих людей. Попытайтесь восстановить афоризмы. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.  1. Человек живёт на Земле не для того, чтобы ... , но ради того, чтобы ... . (Стендаль) 2. Чтобы ..., достаточно одной минуты; чтобы ... , нужны годы. (Гельвеций)   Ключи: удивиться, сделать удивительную вещь; стать богатым, стать  счастливым.    Домашнее задание:  Упражнение 8. Составьте свои предложения по спасению Арала. Запишите  пять предложений с придаточными цели.
  • Упражнение 7. Прочитайте высказывания великих людей. Попытайтесь восстановить афоризмы. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ. 1. Человек живёт на Земле не для того, чтобы ... , но ради того, чтобы ... . (Стендаль) 2. Чтобы ..., достаточно одной минуты; чтобы ... , нужны годы. (Гельвеций)
  • Ключи: удивиться, сделать удивительную вещь; стать богатым, стать счастливым.

Домашнее задание: Упражнение 8. Составьте свои

предложения по спасению

Арала. Запишите пять предложений

с придаточными цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!