СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спп с придат причины и следствия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Просмотр содержимого документа
«Спп с придат причины и следствия»

 Класс: 11-й  Предмет: «Русский язык»  Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным причины и следствия. Подготовила: Наргиза Балмаханова  учительница русского языка  общеобразовательной школы№20  города Вабкента Бухарской области

Класс: 11-й Предмет: «Русский язык» Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным причины и следствия.

Подготовила: Наргиза Балмаханова учительница русского языка общеобразовательной школы№20 города Вабкента Бухарской области

 Придаточные предложения причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? Они обычно присоединяются к главной части с помощью союзов потому что, так как,поскольку и других.  Придаточные предложения следствия всегда стоят после главной  части и присоединяются с помощью союзов так что, поэтому, вследствие чего, в результате чего и других.   

Придаточные предложения причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? Они обычно присоединяются к главной части с помощью союзов потому что, так как,поскольку и других. Придаточные предложения следствия всегда стоят после главной части и присоединяются с помощью союзов так что, поэтому, вследствие чего, в результате чего и других.  

Составьте предложения с фразеологическими оборотами, объясните значение этих выражений. Как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как две капли воды.

Составьте предложения с фразеологическими оборотами, объясните значение этих выражений.

  • Как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как две капли воды.

Упражнение 2.  Укажите благоприятную или неблагоприятную причину событий, вставив союзы благодаря тому что или из-за того что.  1. Великий украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко оказался в Средней Азии, ... его отправили солдатом в далёкую пустыню. 2. Он побывал на Арале, ... его пригласили в научную экспедицию. 3. Мы можем увидеть живописные берега и острова Аральского моря, ... Т.Г.Шевченко зарисовал их много лет назад. 4. Арал начал высыхать, ... вода рек использовалась для полива. 5. Климат в районе Арала стал более засушливым, ... уровень моря понизился. 6. Мир надеется на решение экологических проблем, ... создан Международный фонд спасения Арала.
  • Упражнение 2. Укажите благоприятную или неблагоприятную причину событий, вставив союзы благодаря тому что или из-за того что. 1. Великий украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко оказался в Средней Азии, ... его отправили солдатом в далёкую пустыню. 2. Он побывал на Арале, ... его пригласили в научную экспедицию. 3. Мы можем увидеть живописные берега и острова Аральского моря, ... Т.Г.Шевченко зарисовал их много лет назад. 4. Арал начал высыхать, ... вода рек использовалась для полива. 5. Климат в районе Арала стал более засушливым, ... уровень моря понизился. 6. Мир надеется на решение экологических проблем, ... создан Международный фонд спасения Арала.
Составные союзы потому что, оттого что, из-за того что, в  связи с тем что, ввиду того что могут целиком входить в придаточное предложение. Если этого требует логическое ударение или есть частицы только, именно, особенно , союз разделяется. Указательное слово в главном предложении требует обязательного придаточного.  А) Современные науки бурно развиваются, потому что этого требует жизнь . [ ], (потому что ...).  Современные науки бурно развиваются. Этого требует жизнь .  Б) Современные науки бурно развиваются именно потому , что  этого требует жизнь . [... потому ], (что ...).    Придаточная часть может стоять до и после главной части, но союз  потому что никогда не стоит в начале предложения.  В связи с тем, что быстро растут города, возникает проблема  бытовых отходов . [В связи с тем, (что ...), ...].
  • Составные союзы потому что, оттого что, из-за того что, в связи с тем что, ввиду того что могут целиком входить в придаточное предложение. Если этого требует логическое ударение или есть частицы только, именно, особенно , союз разделяется. Указательное слово в главном предложении требует обязательного придаточного. А) Современные науки бурно развиваются, потому что этого требует жизнь . [ ], (потому что ...). Современные науки бурно развиваются. Этого требует жизнь . Б) Современные науки бурно развиваются именно потому , что этого требует жизнь . [... потому ], (что ...).

Придаточная часть может стоять до и после главной части, но союз потому что никогда не стоит в начале предложения. В связи с тем, что быстро растут города, возникает проблема бытовых отходов . [В связи с тем, (что ...), ...].

. Сложное предложение с придаточным причины можно заменить  сложным предложением с придаточным следствия. При этом зависимая часть становится главной, заменяется союз.  Нужно беречь окружающую среду, потому что природа не прощает ошибок. – Природа не прощает ошибок, поэтому  надо беречь  окружающую среду.

.

  • Сложное предложение с придаточным причины можно заменить сложным предложением с придаточным следствия. При этом зависимая часть становится главной, заменяется союз. Нужно беречь окружающую среду, потому что природа не прощает ошибок. – Природа не прощает ошибок, поэтому надо беречь окружающую среду.
союзы причины союзы следствия потому что  так как  благодаря тому что  вследствие того что  в связи с тем что  в результате того что поэтому  так что  благодаря этому  вследствие этого  в связи с этим  в результате этого Упражнение 5. Замените предложения, обозначающие причину действия,предложениями, выражающими следствие.  1. Развитые государства не строят экологически вредные заводы, потому что граждане заботятся об окружающей среде. 2. Молодёжь участвует в движении «зелёных», так как юношам и девушкам дорога наша планета. 3. Глобальное потепление опасно, в связи с тем что оно вызывает природные катастрофы. 4. Человек не должен нарушать гармонию в природе, поскольку нарушение экологического баланса очень опасно. 5. Динозавры погибли, потому что произошла экологическая катастрофа.

союзы причины

союзы следствия

потому что так как благодаря тому что вследствие того что в связи с тем что в результате того что

поэтому так что благодаря этому вследствие этого в связи с этим в результате этого

Упражнение 5. Замените предложения, обозначающие причину действия,предложениями, выражающими следствие.

1. Развитые государства не строят экологически вредные заводы, потому что граждане заботятся об окружающей среде. 2. Молодёжь участвует в движении «зелёных», так как юношам и девушкам дорога наша планета. 3. Глобальное потепление опасно, в связи с тем что оно вызывает природные катастрофы. 4. Человек не должен нарушать гармонию в природе, поскольку нарушение экологического баланса очень опасно. 5. Динозавры погибли, потому что произошла экологическая катастрофа.

Упражнение 6.  Ответьте на вопросы, употребляя сложные предложения  с придаточными причины и следствия.  1. Почему нужно охранять и восстанавливать окружающую среду?  2. Из-за чего угрозы окружающей среде принимают глобальный характер?  3. Почему нельзя нарушать законы экологии? 4. Почему экологическое образование очень важно для населения?  Упражнение 7.  Согласны ли вы с утверждениями? Аргументируйте свой  ответ, употребив сложные предложения с придаточными цели и следствия.  1. Обязательная экологическая экспертиза новых проектов поможет решить экологические проблемы. 2. Экологические проблемы возникают изза того, что нерационально используются природные ресурсы. 3. Промышленные отходы и бытовой мусор грозят миру экологической катастрофой.  4. Экологические проблемы начинаются с неправильного поведения одного человека.  Домашнее задание:  Упражнение 8.  По материалам учебников, энциклопедий, Интернета составьте 5 сложных предложений о причинах и последствиях экологических  проблем Аральского моря.

Упражнение 6. Ответьте на вопросы, употребляя сложные предложения с придаточными причины и следствия.

1. Почему нужно охранять и восстанавливать окружающую среду? 2. Из-за чего угрозы окружающей среде принимают глобальный характер? 3. Почему нельзя нарушать законы экологии? 4. Почему экологическое образование очень важно для населения?

Упражнение 7. Согласны ли вы с утверждениями? Аргументируйте свой ответ, употребив сложные предложения с придаточными цели и следствия.

1. Обязательная экологическая экспертиза новых проектов поможет решить экологические проблемы. 2. Экологические проблемы возникают изза того, что нерационально используются природные ресурсы. 3. Промышленные отходы и бытовой мусор грозят миру экологической катастрофой. 4. Экологические проблемы начинаются с неправильного поведения одного человека.

Домашнее задание: Упражнение 8. По материалам учебников, энциклопедий, Интернета составьте 5 сложных предложений о причинах и последствиях экологических проблем Аральского моря.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!