СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными.»

Тема: СПП с несколькими придаточными.


Цель: формирование понятия «СПП с несколькими придаточными», усвоение новых знаний о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых (метапредметных) компетенций.

Задачи:

Обучающие:

  • Показать особенности СПП с несколькими придаточными.

  • Закрепить умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.

  • Формировать умение определять смысловые отношения между частями СПП.

  • обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ГИА;

Развивающие:

  • Развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;

  • Учить самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Развивать рефлексивные умения обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении СПП.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: распечатки предложений, опорный конспект.





Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодняшний урок ч хочу начать со слов русского поэта Владимира Александровича Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Сегодня мы снова заглянем в эту сокровищницу русского языка.

II. Актуализация знаний. 

-Какую тему изучаем?

-Давайте вместе с Вами вспомним структуру СП.


Блиц-опрос:

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?

3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

4) Назовите виды придаточных предложений.

5) Как мы определяем вид придаточного предложения?

6) Как связываются простые предложения в составе СПП?

7) Как отличить союз от союзного слова?

8) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду относится придаточное?



III. Целеполагание

- Ребята, перед вами четверостишье, состоящее из двух предложений, одно из которых является СПП, но каким? Давайте разберем и составим его схему:

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падает с берез.

Слушаю – и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Н. Рубцов

ЧТО? ЧТО?

[ ── ══ ], (когда….), (когда…).- СПП с несколькими придаточными.

- Ребята, в СПП может быть более одного придаточного предложения.

Тема урока «СПП с несколькими придаточными»

Так давайте подумаем и сформулируем задачи сегодняшнего урока:

  • выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

  • понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. 


IV. Изучение нового материала

Возможны три вида подчинения:

  • последовательное,

  • параллельное

  • однородное.

-Сейчас мы поговорим о придаточных с однородным подчинением.

Здесь нам с Вами не помешает вспомнить: «А какие члены предложения мы называем однородными?»

- Запишим следующее предложение

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушкикогда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исаковский).

[ … ](когда …),(когда…).

Ребята, у нас 2 придаточных предложения .Относятся они к одному общему для них главному предложению - Мы вспоминаем час великий тот – вспоминаем когда?- когда впервые замолчали пушки и - вспоминаем когда? - когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке .

Отвечая на один и тот же вопрос - когда? -, оба придаточных предложения и являются еще одинаковыми по значению – то есть – однородными (соподчиненными).


Вывод: в таком подчинении придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по значению.Такое подчинение называется однородным.


Переходим к знакомству со следующим подчинениемПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ.

Запишите предложение:

Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

 [ гл… ](когда … ),(с которым … )

Подчеркните грамматическую основу - (Синцов не мог узнать; поезд пойдет; предстояло отправляться), а теперь обратим внимание на то, что первое придаточное отвечает на вопрос - не мог узнать – о чем?- когда же пойдет тот поезд на Минск - , второе же придаточное , отвечает на вопрос от первого придаточного – поезд – какой?- с которым ему предстояло отправляться .

Значит у нас 1 придаточное - изъявительное,

а 2 придаточное - определительное.

ВЫВОД:



Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д.

При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Третий вид подчинения – параллельное.

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Рассмотрим это подчинение на следующем примере, запишем предложение:

« Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное». (М. Горький.) 

(Когда …) ,[ … ](что … .).

На первом месте в СПП располагается 1 придаточное - Когда у меня в руках новая книга - , а за тем следует не 2 придаточное, а главное предложение - я чувствую – и лишь потом - 2 придаточное - что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

То есть – 1 придаточное отвечает на вопрос – чувствую – когда?- обстоятельственного придаточного , а 2 придаточное отвечает на вопрос –чувствую – что? – изъяснительного придаточного.

Вывод: при третьем способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению. Такое подчинение называется параллельным.

V. Физминутка «Отдыхаем». (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).


- А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее, положите руки на колени, закройте глаза. Представьте себе летнее утро, лес, прохладный, свежий, из которого, выбравшись, вы попадаете на огромную, просторную лесную поляну с озером. Вы мелкими, осторожными шагами ступаете по росистой траве, окунаетесь в свежий, душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и безграничное счастье. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза.


- Вот мы немножко отвлеклись от всех проблем и мыслей, и с новыми силами, которые подарила нам в эти минуты матушка – природа, мы продолжаем наш путь.

VI. Закрепление.

Работа у доски

Записать предложения под диктовку, определить подчинение придаточных, составить схему.

Каждый человек сознает, что он гражданин своей страны, где находится его дом, его близкие, его родной край.

[ ], (что … сущ.) ,(что…)- (сознает что? – что он гражданин… - 1 придаточное - изъяснительное, чувства; страны какой?- где находится его дом…- 2 придаточное - определительное ) – последовательное подчинение.

Доп. задание

Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд.

[в стране](где…), (где…) – (в стране – какой?- где каждый может…; в стране какой? – где уважают … - 1 и 2 придаточные – определительные ) – однородное подчинение.

Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь – это значит, что она выдержала все проверки и испытания.

(Если…), [ ук.сл. глагол ], (что…) – (значит при каком условии?- если люди сумели… - 1 придаточное обстоятельственное, условия ; значит что? – что она выдержала… - 2 придаточное – изъяснительное, речи ) – параллельное подчинение.

VII. Рефлексия.

  • Над чем мы сегодня на уроке работали?

  • На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?

  • Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?


VIII. Итог. Оценивание.

Ребята! Сегодня мы с Вами познакомились с тремя видами подчинения в СПП . Давайте еще раз повторим эти виды подчинения:

 Домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!