Просмотр содержимого документа
«Способы решения конфликтов с родителями»
Цели и задачи:
формирование представлений о причинах возникновения конфликтов между близкими людьми — детьми и родителями;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи конфликтной ситуации с родителями;
формирование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Оборудование: бланки с высказываниями «Я хочу ...», шаблоны силуэтов взрослого и ребенка, слайд «Беспроигрышный метод решения споров», слайд с определением понятия «конфликт».
Ход занятия:
Организационный момент:
приветствие;
сообщение темы, задач мероприятия.
II. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях между детьми и родителями, их причинах и следствиях:
Учащиеся выполняют в парах следующее упражнение: первый продолжает фразу: «Однажды я был свидетелем того, как бабушка ссорилась с внучкой в магазине...», «Однажды я видел, как девочка с мамой спорили по поводу...»; второй — фразу: «Думаю, что это произошло потому, что...».
По итогам упражнения делается вывод: у детей и взрослых часто взгляды на одно и то же событие часто очень отличаются, в результате чего могут возникнуть конфликты.
Формирование представлений о стратегии решения конфликтов:
Так что же такое конфликт? Конфликт — это столкновение противоположных позиций, мнений, идей и взглядов нескольких людей (Слайд 1).
Учащимся предлагается отметить в бланках 3 наиболее желательных высказывания, начинающихся со слов: «Я очень хочу...» (Приложение 1).
На доске вывешиваются 2 шаблона — силуэт взрослого и силуэт ребенка. По итогам на доску рядом с силуэтом ребенка выносятся частотные выборы учащихся. Делается вывод: многое для осуществления наших желаний зависит от нас же самих, но кое-что от обстоятельств и других людей — чаще всего родителей.
Далее учащимся предлагается от имени своих родителей обратиться к своему ребенку с фразой, начинающейся со слов: «Я очень хочу...». Частотные выборы выносятся на доску рядом с силуэтом взрослого. Делается вывод: «всегда существует возможность договориться по основным вопросам.
Далее учащиеся знакомятся с алгоритмом решения спорных ситуаций (Слайд 2):
Беспроигрышный метод решения споров
1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.
2. Ищи как можно больше решений.
3. Оцени различные решения.
4. Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.
5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.
6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение,
если дела пойдут не так, как вы хотели.
Учащиеся пытаются при помощи предложенного алгоритма решить конфликт между мамой и дочерью: девочка собирается пойти погулять с подружками, мама просит ее надеть теплую шапку, девочка не хочет этого делать.
IV. Отработка личной стратегии поведения в ситуации конфликта с родителями:
Учитель предлагает попробовать решить типичную конфликтную ситуацию, возникающую у детей с родителями, при помощи предложенного алгоритма (примеры ситуаций приводят учащиеся).
Далее учащиеся продолжают фразу: «Самым трудным для меня в конфликте с родителями является...», «Самым трудным для родителей в конфликте со мной является...».
V. Подведение итогов:
Что такое конфликт?
Каков алгоритм решения конфликтных ситуаций?
Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии? Что не понравилось?
Что было труднее всего выполнять? Что легче?
Учитель заканчивает занятие следующим высказыванием: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
Приложение 1.
Я очень хочу
Я очень хочу:
не зависеть от родителей, стать более самостоятельным;
найти способ договариваться с родителями;
не ожидать слишком много от родителей;
перестать ссориться с родителями;
научиться разговаривать с родителями;
рассказать о моих чувствах родителям;
чувствовать себя с ними уютно;
быть понятым родителями;
избегать ссор с братом/сестрой.