Деятельность учителя | Примеры |
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ УРОКА |
1. Активация у учащихся познавательной учебной мотивации |
1.1. Формирование мыслительных операций | Нахождение логики событий: составление плана, схемы, определение причин, последствий, доказательств, продолжение и завершение начатого |
Классификация (обобщение, исключение лишнего, нахождение ошибки) |
Постановка проблемных вопросов к материалу |
1.2. Занимательный учебный материал | Девиз или эпиграф в начале урока |
Загадка, кроссворд, ребус |
Стихотворение, сказка, легенда, притча, отрывок из художественного текста |
Рассказ о традициях, истории изучаемого материала |
2. Активация у учащихся социальной учебной мотивации |
2.1. Опора на личный опыт учащегося | Обращение к домашней обстановке, личным вещам |
Самоанализ организма, личности, характера, поведения, образа жизни |
Обращение к личному опыту пребывания в какой-либо обстановке |
Самоанализ семейных отношений, традиций |
2.2. Выявление отношения учащихся к учебному материалу | Выяснение мнения учащихся по отдельным вопросам («Как вы считаете…») |
Выяснение отношения к учебному материалу, заданию («Нравится ли вам…») |
Выяснение согласия с автором или героем произведения, чьим-то высказыванием («Согласны ли вы….») |
Выяснение эмоционального состояния при изучении материала («Какие чувства возникают при ….») |
2.3. Нахождение практического применения учебного материала |
3. Создание условий для самостоятельности и совместной деятельности учащихся |
3.1. Имитационное моделирование | Введение сказочного героя |
Ролевая игра – принятие ролей, в т.ч. инсценировка готовых текстов |
Деловая игра – создание игровой ситуации, в т.ч. урок-путешествие |
Принятие учеником роли учителя (коллективный способ обучения и т.п.) |
3.2.Соревнования команд и отдельных учащихся |
3.3. Учебный эксперимент |
3.4. Проектная деятельность |
3.5. Групповая работа | По однотипным заданиям с презентацией решения |
С разными заданиями и объединением результата |
3.6. Дискуссия или игра с учителем |
4. Создание условий для свободного выбора учащегося |
4.1. Задание, направленное на принятие решения на основе учебного материала |
4.2. Предоставление возможности выбора задания (задачи для решения, типа задания и т.п.) |
4.3. Предоставление возможности выбора способа выполнения задания, в т.ч. и домашнего |
4.4. Творческое задание | С применением двигательной активности (инсценировка, пантомима, физ. упражнения) |
Придумать ребус, загадку, что-либо в духе ТРИЗ |
Придумать задачу по образцу |
Нарисовать что-либо |
Сочинить устный или письменный текст (рассказ, предложение, синквейн, эссе) |
5. Создание условий для оценочной самостоятельности |
5.1. Взаимопроверка | Проверка одной группой успешности выполнения задания другой группы или успешности каждого члена группы при групповой работе |
Участие класса в оценивании одного учащегося |
Взаимооценивание в парах |
5.2. Оценивание собственного ответа или рефлексия по поводу проделанной работы |
5.3. Обоснованное оценивание ответа учащегося |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА |
1. Приёмы психологической разгрузки |
1.1. Развивающие упражнения (на развитие внимания, памяти, мышления) |
1.2. Создание положительного эмоционального настроя на урок | Пожелание друг другу удачи, здоровья и т.п. |
Декламация стихотворений, в т.ч и под музыку |
Прослушивание песен и хоровое пение |
Музыкальное сопровождение деятельности |
Эмоциональная индукция в начале работы |
1.3. Визуализация (зрительные представления), как связанные, так и не связанные с темой урока |
1.4. Релаксация (активное и пассивное напряжение и расслабление мышц) |
1.5. Массаж активных точек |
1.6. Дыхательная гимнастика (с удлинением выдоха) |
1.7. Ассоциативные приёмы (использование цвета, звука, запаха для создания определённых состояний) |
1.8. Отреагирование (перенос во внешнюю среду эмоциональной доминанты) с помощью движения, проговаривания, рисования и т.п. |
2. Приёмы разгрузки органов зрения (гимнастика для глаз) |
2.1. Связанные с темой урока | при изучении органов зрения |
| как компонент визуализации |
2.2. Не связанные с темой урока | без офтальмотренажёров (перевод взгляда, пальминг - зажмуривание) |
с офтальмотренажёрами (по методике В.Ф. Базарнова) |
3. Блоки и комплексы динамической нагрузки (динамические паузы) |
3.1. Связанные с темой урока | Имитация содержания урока (психогимнастика) |
Движение под текст, соответствующий содержанию урока |
Переход в движении к следующему этапу урока по команде учителя |
3.2. Не связанные с темой урока | Специально подобранные комплексы упражнений |
Специально подобранный текст и соответствующие ему упражнения |
Режим динамических поз (В.Ф. Базарный) |
4. Увеличение двигательной активности за счёт педагогических технологий урока |
4.1. Опрос, проверка знаний | Движение как форма ответа на вопрос учителя |
Ответ на вопрос учителя сопровождается движением |
4.2.Практическая работа | Самоанализ (изучение организма, жизнедеятельности и т.д.) |
Измерение чего-либо |
Изготовление, создание чего-либо |