Способы и методы подготовки
к ВПР по химии
(из опыта работы)
| Подготовила: учитель химии и биологии Трубникова Е.Е. |
В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.
В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.
В 2018/2019 учебном году Всероссийские проверочные работы в апреле 2019 года пройдут для 4 – 8 и 11классов по предметам школьной программы. ВПР по химии предусмотрен в 8 и 11 классах, в режиме апробации. В нашем районе ВПР по химии проводится только в 11 классе.
ВПР предусматривает:
- единое расписание
- единые тексты заданий
- единые критерии оценивания.
В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Они дают возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 класса. Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.
Обучающиеся 11 класса МБОУ «Клюквинская СОШ» 2 года подряд принимают участие в выполнении заданий ВПР по химии.
В 2017 году в апробации принимал участие 1 обучающийся, набравший 18 баллов (минимальный балл установлен не был)
В 2018 году в апробации приняли участие 5 обучающихся, которые 100% подтвердили свои оценки в полугодии.
Дата: 05.04.2018 |
Предмет: Химия |
Выполнение заданий |
(в % от числа участников) |
Максимальный первичный балл: 33 |
|
| |
ОО | Кол-во уч. | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Макс балл | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
| |
Вся выборка | 223249 | | 83 | 93 | 82 | 92 | 92 | 74 | 72 | 61 | 53 | 62 | 82 | 47 | 32 | 51 | 40 |
| Курская обл. | 1435 | | 84 | 96 | 83 | 91 | 96 | 78 | 75 | 79 | 62 | 73 | 89 | 56 | 42 | 61 | 50 |
| Курский муниципальный район | 19 | | 68 | 84 | 53 | 95 | 100 | 82 | 66 | 32 | 26 | 25 | 63 | 53 | 18 | 42 | 58 | |
| МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа | 5 | | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 0 | 20 | 100 | 50 | 20 | 60 | 80 | |
Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень требований, выносимых на итоговую проверку.
Разработка ВПР по химии осуществлена с учетом следующих общих положений:
− ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы.
В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень); − учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
− проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким и развернутым ответом. Их порядковые номера 1-8, 11, 12, 15.
В работе содержится 4 задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
– составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
–объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
– моделировать химический эксперимент на основании его описания. Включенные в работу задания условно распределены по четырем содержательным блокам:
«Теоретические основы химии» (5 заданий);
«Неорганическая химия» (4 задания);
«Органическая химия» (4 задания);
«Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (2 задания).
При подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования, предпочитаю использовать следующие пособия:
- ВПР. Химия. 11 класс. 10 вариантов типовых заданий. Дроздов А.А.
- Всероссийская проверочная работа. Химия. 11 класс. Типовые задания: 10 вариантов. Медведев Ю.Н. ,
так как задания имеют практико-бытовую направленность.
Пример задания 3.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента оснoвный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Mg, Al, K, Ca. Запишите символы элементов в нужной последовательности.
Пример задания 15.
Для лечения кожных заболеваний применяют 8%-ный раствор ацетата алюминия. Рассчитайте массы ацетата алюминия и воды, которые необходимы для приготовления 250 г раствора. Запишите подробное решение задачи.
Структура заданий по химии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки.
Однако, следует обратить внимание на одну из основных причин, приводящих к снижению образовательных результатов независимой оценки качества образования по химии: недостатке учебного времени на изучение предмета для большинства учащихся.
Как показывает практика, химия в образовательных организациях изучается преимущественно на базовом уровне в объеме 1 или 2 часов в неделю, что не позволяет освоить все элементы содержания в соответствии с кодификатором. Чтобы решить эту проблему, в нашем ОУ в учебный план добавлен 1 час в 10 классе "Решение задач по химии". Изучение предмета в таком объёме дает возможность освоить сложные виды деятельности, в том числе вопросы генетической связи между классами неорганических и органических веществ, решение задач, входящих в текст ВПР.
Весь учебный процесс разбиваю на несколько этапов, чтобы дети спокойно подходили к процедуре по оценке качества их образовательного уровня.
Этап Изучение нового материала.
На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания из текстов ВПР и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах. На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм.
Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к урокам, я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю задания типа ВПР базового, повышенного и высокого уровня. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов.
Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности.
В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы, считаю, необходимо практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.
Повторение, закрепление знаний.
На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся обязательно работают с заданиями из ВПР по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ВПР предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. Создаю для уроков карточки с заданиями из текстов ВПР прошлых лет по данным темам и предлагаю их для решения.
Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР по химии.
Я постоянно фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ВПР. Такая работа дает позитивные результаты.
Этап пробного написания ВПР
Для проведения пробного выполнения ВПР я выделяю 2 урока. Обычно это конец февраля – начало марта.
Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия как максимально приближены к реальному ВПР. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся.
В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения обучающихся. На уроках и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.
Домашняя подготовка.
В качестве домашнего задания предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» текстовов для самоконтроля и взаимоконтроля предлагаю ученикам рефлексировать свои затруднения.
Если проанализировать итог моей работы, можно сделать вывод, что способы и методы подготовки к ВПР позволяют подготовить детей к достойному прохождению оценочной процедуры.
Я думаю, успех заключается:
-в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;
-в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов ВПР базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;
-в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы.
Только совместная работа всех участников оценочных процедур могут, принесет положительные результаты и Вам, и Вашим выпускникам.
Успехов Вам, уважаемые педагоги!