СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье представлены знакомые всем учителям приемы, которые можно включать в урок для формирования УУД

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС»

Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС


Главное отличие нового стандарта образования – это принцип организации учебного процесса. Обучающиеся не должны получать знания в готовом виде.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учитель должен таким образом строить урок, чтобы на каждом его этапе использовались приёмы, позволяющие формировать универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, а в более узком «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Процесс формирования универсальных учебных действий должен быть непрерывным. На каждом уроке независимо от предмета, согласно требованию нового стандарта, необходимо создавать условия для формирования умений самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Возникает вопрос: какие конкретные приёмы помогут реализовать требования ФГОС на уроках русского языка?

Попробую обосновать правомерность использования некоторых приёмов, как способов формирования универсальных действий.

Для создания проблемной ситуации на уроке открытия новых знаний предлагаю использовать такие приёмы как цифровой диктант, распределительный диктант, группировку слов, нахождение соответствия в колонках слов, «верное или неверное утверждение».

Методика проведения «Цифрового диктанта»

Учитель записывает на доске понятия по изученной теме и одно или несколько слов по новой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится. Например, при изучении разрядов местоимений в 6 классе, когда изучены почти все разряды и предстоит познакомиться с новым разрядом, допустим неопределёнными местоимениями, можно использовать следующий материал: на доске записаны разряды «Личные-1, возвратное-2, притяжательные-3, указательные-4, относительные-5, определительные-6, отрицательные-7, вопросительные-8, неопределённые-9». Запишите цифрами (получится цифровой код) какое местоимение есть в предложении.

1.Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

2. Не буду я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной.

3. И лишь заботы затуманят твои прекрасные черты

4. Но эта книга ещё не прочитана

5.Что должен делать ученик на уроке?

6. Никто не забыт.

7Отец долго думал, что сказать брату.

8. Не надо себя жалеть.

9.Произошло нечто невообразимое.

Ответ:6,1,3,4,8,7,5,2,9.

Выполняя задание, обучающиеся понимают, что среди известных понятий есть одно неизученное, с которым предстоит познакомиться на уроке. Этот приём позволяет актуализировать знания по пройденным темам и мобилизовать внимание для изучения новой темы. Цифровой диктант поможет сформировать познавательные универсальные учебные действия: действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование), подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез и регулятивные универсальные учебные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Методика проведения распределительного диктанта

Суть распределительного диктанта в том, чтобы, сопоставляя отдельные слова, словосочетания или предложения, распределить их по заранее определенным группам в соответствии с заданными критериями, признаками. Например, изучая тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» можно провести распределительный диктант на этапе актуализации знаний и подготовки к открытию новых знаний. Распределяя диктуемые слова на группы «существительные 3 склонения», «глаголы в инфинитиве и во 2 лице», «существительные 2 склонения и существительные во множественном числе», «наречия», обучающиеся понимают, что не знают, когда пишется мягкий знак в наречиях, а когда не пишется. В ходе работы обобщаются знания по ранее изученным темам и возникает проблемная ситуация. При помощи распределительных диктантов можно формировать такое универсальное учебное действие как классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Методика создания проблемной ситуации с помощью задания группировки слов.

Для создания проблемной ситуации на этапе выявления места и причины затруднения можно использовать приём группировки слов или предложений по схожим признакам без указания названий групп (обучающиеся по своему усмотрению выбирают основания для отнесения слова или предложения к той или иной группе). Например, при изучении собирательных числительных предлагаю сгруппировать слова: двадцать пять, восемьдесят, тридцать первый, шестьдесят четвёртый, пять шестнадцатых, восемь десятых, трое. Обучающиеся догадываются, что надо разделить числительные на изученные разряды, а «трое» будет принадлежать к неизученному разряду числительных и урок будет посвящён собирательным числительным. Этот приём, как и распределительный диктант, формирует такое универсальное учебное действие как классификация.

Приём «верные или неверные утверждения»

Обучающиеся,в начале урока, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают новую тему, полагаясь на свой речевой опыт или просто угадывают. Но, безусловно, они настраиваются на изучение нового.
Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Тема «Безличные предложения». Верны или неверны утверждения?

  1. Здесь записаны только безличные предложения: Вечереет. Смеркается. В доме не убрано.

  2. В безличном предложении нет подлежащего.

  3. В безличном предложении в роли сказуемого выступает только безличный глагол.

  4. Безличные предложения могут выражать только состояние окружающей среды.

  5. Слово «нет» в безличном предложении выступает в роли сказуемого.

Этот приём стимулирует формирование познавательных учебных действий: постановка и формулирование проблемы , поиск и выделение необходимой информации, построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения.

Лингвистический эксперимент как способ формирования УУД.

В качестве способа формирования универсальных учебных действий на уроке русского языка может выступить лингвистический эксперимент. Использование этого приёма позволяет реализовать главный принцип исследовательского обучения: обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

Лингвистический эксперимент - это проверка условий функционирования того или 

иного языкового элемента для выяснения его  характерных особенностей, пределов

возможного употребления, оптимальных вариантов  использования.

Каждая группа получает задание, в котором сформулирован проблемный вопрос, представлен дидактический материал и предложена программа проведения эксперимента для получения определенного результата.

Лингвистический эксперимент на уроке по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс.

План проведения:

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Выдвижение гипотезы.

  3. Наблюдение за языковыми явлениями по программе проведения эксперимента.

  4. Выводы как результат наблюдения. Проверка правильности выводов по учебнику

Проблемные вопросы:

Одушевленными или неодушевленными являются слова «кукла», «полк»?

Только ли по значению различаются одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Всегда ли совпадает деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые с научным представлением о живой и неживой природе?

Алгоритм работы (составление под руководством учителя)

1.Просклоняйте любые существительные женского и мужского рода, которые вы традиционно относили к одушевлённым (например, брат, сестра) и неодушевлённым (например, камень, доска) во множественном числе.

2. Определите, в каких падежах совпадают окончания у одушевлённых существительных и в каких у неодушевлённых.

3. Просклоняйте существительные «кукла» и «полк» во множественном числе.

4. Определите, в каких падежах окончания совпадают.

5. Сравните склонение слов «кукла» и «полк» со склонением существительных «брат», «сестра», «камень», «доска». Выявите закономерности.

6.Сделайте выводы.

Результат эксперимента

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

Лингвистический эксперимент формирует такие универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Перечисленные в данной работе приёмы направлены на активное участие обучающихся в учебном процессе в условиях внедрения ФГОС, когда главным становится не передача готовых научных знаний, а формирование умений самостоятельно добывать эти знания.


Литература

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

2.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977

3.Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!