СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Споры вокруг "Грозы". Статья Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со статьей Добролюбова Н.А."Луч света в темном царстве"

Просмотр содержимого документа
«Споры вокруг "Грозы". Статья Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве"»

Вставай же, Русь, на подвиг славы – Борьба велика и свята!.. Возьми своё святое право У подлых рыцарей кнута…

Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…

Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:   Тогда республикою стройной, В величье благородных чувств, Могучий, славный и спокойный, В красе познаний и искусств, Глазам Европы изумлённой Предстанет русский исполин, И на Руси освобождённой Явится русский гражданин…

Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…

 Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота».   «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».

Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота».   «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».

Статьи: «Что такое обломовщина?»,   «Тёмное царство»,   «Когда же придёт настоящий день?»,   «Луч света в тёмном царстве»  и другие.

Статьи:

  • «Что такое обломовщина?»,
  •   «Тёмное царство»,

  «Когда же придёт настоящий день?»,

  •   «Луч света в тёмном царстве»  и другие.
 Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал:  « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…»  Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.

Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал:  « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…»  Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.

Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен; Но зато родному краю, Верно, буду я известен.   Милый друг, я умираю, Но спокоен я душою… И тебя благословляю: Шествуй тою же стезёю.

Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

  Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.

В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели. Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной. Другой критик замечает,  что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм. Третьи критики считали,  что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению  Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».
  • В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.
  • Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.
  • Другой критик замечает,  что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.
  • Третьи критики считали,  что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению  Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».
1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского? 2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»? 3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины? 4. Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»? 5. В чём значение образа Катерины?

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

4. Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

5. В чём значение образа Катерины?

Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?   А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В

Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

  • А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины — главной героини пьесы — является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она — оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее — норма жизни.
Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»? Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

  • Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.
Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.
  • Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.
Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. 
  • Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. 
Тихон является... простодушным и пошловатым, совсем не злым, но до крайности бесхарактерным существом, не смеющим ничего сделать вопреки матери... Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать. Но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене.
  • Тихон является... простодушным и пошловатым, совсем не злым, но до крайности бесхарактерным существом, не смеющим ничего сделать вопреки матери... Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать. Но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене.
...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил
  • ...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... О Борисе
Образование отняло у него силу делать пакости,- правда, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия.
  • Образование отняло у него силу делать пакости,- правда, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия.

Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

  • Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. 
... Русский сильный характер в
  • ... Русский сильный характер в "Грозе"... Он, прежде всего, поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.
... Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. ... Прежде всего, вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически.
  • ... Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. ... Прежде всего, вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически.
... Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать, во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный.
  • ... Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать, во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный.
Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, - а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах. Но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах, поющих в пыльном столбе, освещенном солнцем, не может вообразить себе райских садов с их невозмущаемым видом и радостью.
  • Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, - а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах. Но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах, поющих в пыльном столбе, освещенном солнцем, не может вообразить себе райских садов с их невозмущаемым видом и радостью.
Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны... Они все те же, в сущности, они нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения, да уж и не удовлетворяет ее то неопределенное воображение блаженства, которым она наслаждалась прежде. Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные. Не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, - стремление любви и преданности. ... В ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она не выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им.
  • Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны... Они все те же, в сущности, они нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения, да уж и не удовлетворяет ее то неопределенное воображение блаженства, которым она наслаждалась прежде. Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные. Не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, - стремление любви и преданности. ... В ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она не выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им.
Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало, тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.
  • Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало, тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.
Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!