СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивная команда и её роль в формировании предметных и коммуникативных компетенций обучающихся основной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно предложить сравнение команды с живым организмом и  заметить, что единство коллектива обеспечивается межчеловеческими, взаимопроникающими отношениями тренера и членов команды.

Просмотр содержимого документа
«Спортивная команда и её роль в формировании предметных и коммуникативных компетенций обучающихся основной школы»

Спортивная команда – это, по понятиям современной социальной психологии - малая группа.

Она является главной социально-психологической единицей в спорте и представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями. Спортивной команде присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, и структурность.



С точки зрения системного подхода, любая спортивная команда может рассматриваться как искусственно созданная система, предназначенная для решения определенных задач: обучения начинающих спортсменов, базовой подготовки, достижения высоких спортивных результатов, достижения определенного результата на конкретных соревнованиях и т.д.



Как социальная группа, команда характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально-психологические связи между ее товарищами.



Во главе формальной структуры команды стоят главные по команде, а именно начальник и главный тренер. От них во многом зависит психологический климат в команде и соответственно ее результаты.



Психологически компетентный тренер – не только успешный педагог-практик, умеющий использовать психологические методы в своей деятельности, но и тренер с развитым мышлением, что предполагает создание и дальнейшее обогащение теории взаимоотношений тренера со спортсменами. Знание и методы формирования климата в команде зримо работают на рост спортивного мастерства ее членов. Тренеру необходимо найти подход к каждому, индивидуализировать взаимоотношения и спортивную подготовку высококвалифицированных спортсменов с учетом их задатков и склонностей, их врожденных индивидуально-психологических и функциональных возможностей.



Место спортсмена в структуре команды определяется не только спортивной функцией (нападающий, защитник и т.д.), но и уровнем показываемого спортивного результата и его личными качествами, среди которых важнейшую роль играют социальная направленность личности, темперамент, структура поведения, внешний вид, общий уровень культуры. На основе проявления этих качеств в команде формируется неформальная структура и выделяются такие основные социально-психологические типы: лидер, ведущие, ведомые, изолированные, отверженные. Каждый спортсмен в команде занимает определенное место или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль – это предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном поведении. Несоответствие между личностными качествами человека и той ролью, которую он должен выполнять в команде, приводит к эмоциональному напряжению, стрессу и как следствие, к конфликтам [1].



Действительная цель, объединяющая коллектив – это сам процесс совершенствования, который определяет смысл, логику поступков человека и который только и приносит удовлетворение. Именно тогда спортсмены подчиняют себя интересам команды [23].



Психологическая совместимость – это сложное понятие, включающее в себя целую группу частных понятий.



Можно предложить сравнение команды с живым организмом и можно заметить, что единство коллектива, обеспечивается межчеловеческими, взаимопроникающими компенсациями. В команду нельзя выбрать абсолютно равных людей – это не осуществимо, а главное, и не надо. В команде должны быть разные люди, но различия между ними должны во взаимосвязи компенсировать друг друга. Тогда при единстве всей команды как организма отдельные участники будут делать общее дело, выполнять и свои индивидуальные функции. Один при этом будет, например, несколько больше идеологом, другой чуть больше с физической силой или технической, третий будет больше решать организационные вопросы и так далее. При этом важно чтобы каждый знал свое предназначение в команде, гордился этим предназначение даже, если оно не самое важное. Поэтому, хотя основное в команде – это высокий класс мастерства, но иногда большую ценность в команде, как организме, может иметь спортсмен, который если и вносит свой вклад меньше других, имеет то преимущество, что, если его не упрекают, готов, сделать все, что в его силах для своей команды, чтобы оправдать доверие, посодействовать команде [2].



Если рассмотреть на примере футбола, взаимоотношения и в группе ярко выражены, которые требует от спортсменов высокого уровня развития коммуникативных качеств личности.



Футбол, прежде всего, подразумевает согласованную общую работу, игроков. Спортивная команда представляет собой социальную группу, взаимодействующую с другими людьми, группами и общностями людей на всевозможных общественных уровнях, отношения между спортсменами в команде имеют не только спортивно-деловой, но и неформальный характер, регулируются обоюдными симпатиями, дружественными привязанностями.



Отношения к представителям команды-соперника предполагают уважение, принятие личного достоинства, объективность в оценке сильных и слабых сторон. На соревнованиях спортсмены вступают во взаимодействие особого рода со зрителями-болельщиками, чувствуя их переживания, агрессию, разочарование или гордость.



Групповое взаимодействие и распределение функций между спортсменами требует организации их совместных действий, которая обеспечивается межличностным общением.



Общение, как вербальное, так и невербальное, значимой частью действий и совместной деятельности футболистов. Спортсмены в футбольной команде действуют независимо друг от друга, но согласованно, борясь за достижение общей групповой цели. Усилия отдельных игроков неразрывно связаны между собой, их индивидуальные действия определяют общекомандный успех. Футбол требует от членов команды постоянных контактов друг с другом, учета действий партнеров и интеграции усилий. Важную роль в современном футболе в связи с тенденцией к универсализации играет взаимозаменяемость членов команды; игрокам необходимо участвовать и в нападении, и защите, делать передачи и забивать мячи. Футболисты устанавливают и поддерживают различного рода межличностные контакты непосредственно перед определенными действиями, в процессе их исполнения, на стадии контроля и оценки – после завершения игры. В связи с этим, важную роль в футболе играют такие качества, как дружелюбие, общительность, способность к взаимопониманию, эмпатическое сопереживание, распознавание состояния, невербальные проявления: позы, жесты, мимика и т.п., способность к сотрудничеству, предотвращению конфликтов, предотвращению конфликтов, стремление к лидерству и умение подчиняться по мере необходимости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!