ТЕМА 1.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала
Бакута Е.П
Формы использования ЦОР учителем при подготовке к уроку
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам)
подготовка творческих заданий
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память
Формы использования ЦОР учителем при проведении урока
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке
Методические цели использования ЭОР
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности
визуализировать учебную информацию
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления
проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического)
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств или вкрапления игровых ситуаций)
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Формы урока введения (объяснения) нового материала
Обобщённая схема урока введения (объяснения) нового материала
1. Организационный момент
2. Вступительная часть. Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
3. Основная часть:
организация усвоения материала: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний, ознакомление с новым материалом
отработка учебного материала: первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
4. Домашнее задание
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока
Возможная технологическая последовательность урока
1. Новый материал необходимо начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания
2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса
3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы
4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей
Использование ЦОР при организации лекционной формы обучения
обоснование необходимости изучения темы
проблемные ситуации, анализ этих ситуаций
работа с математическими предложениями по определенной схеме
обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и которые предлагаются для самостоятельной работы
сообщение материала, выносимого на контроль
Формы представления информации в ЭУМ (электронный учебный модуль -ЭУМ) И-типа
(фотографии, масштабируемые картинки)
(анимации, схемы, модели и т.д.)
Возможные типы заданий в ЭУМ (электронный учебный модуль -ЭУМ) П-типа
- установление однозначных соответствий между двумя или тремя компонентами,
- установление неоднозначных соответствий
Схема урока введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся с использованием всех типов ЭУМ (электронный учебный модуль -ЭУМ)
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Постановка задания учащимся | Задание и указания учителя | Принимают задание учителя. | Формулирует задание для учащихся по работе с ЭУМ |
2 | Освоение учащимися новой информации, | ЭУМ И-типа П-типа | Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ | Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ |
3 | Формулирование вопросов учащимися | Вопросы учеников | Задают вопросы учителю | Отвечает на вопросы учащихся |
4 | Ответы учащихся на вопросы учителя | Вопросы учителя | Отвечают на вопросы учителя | Задает вопросы учащимся |
5 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися | ЭУМ П-типа | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | Определяет ЭУМ П-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося) |
6 | Выполнение заданий учащимися | ЭУМ П-типа | Самостоятельно выполняют задание | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий |
7 | Формулирование контрольного вопроса или задания | ЭУМ К-типа | Знакомятся с заданием | Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ опреде ляет их инди видуально для каждого учащегося) |
8 | Выполнение учащимися контрольного задания | ЭУМ К-типа | Самостоятельно выполняют задание | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
9 | Формулирование выводов урока | Выводы по уроку | Фиксируют выводы | Формулирует выводы |
Использование материалов ИИСС (ИИСС - информационные источники сложной структуры)
для проведения уроков введения новых знаний
Учитель использует при сопровождении изложения нового материала статический и динамический визуальный ряд, составленный из имеющихся в его распоряжении виртуальных учебных объектов. Как правило, такое занятие происходит в обычном (не компьютерном) учебном классе с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора или телевизора.
В основу изложения нового материала может быть положена интерактивная модель (или другой достаточно богатый по возможностям объект), вписанная в канву обучающего сценария. В его рамках возможно исследование модели в различных режимах, а также выполнение сопутствующих заданий, проверяющих усвоение материала. Таким образом, рассказ учителя перемежается работой учеников. Занятие может проходить в предметном кабинете с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора или телевизора
На этапе закрепления материала в режиме самостоятельной работы в компьютерном классе или дома представляется целесообразным использование особого рода обучающих сценариев, содержащих расширенный аудио-визуальный ряд (прежде всего, динамический – анимации, интерактивные модели, возможно, включенные в статический визуальный ряд, который для улучшения восприятия представляет собой максимально структурированное и лаконичное отображение учебного материала, например, в виде опорного конспекта), перемежающийся контекстно привязанными к его элементам вопросами, назначение которых – определить, насколько учащийся вник в учебную информацию, понял, проанализировал и усвоил ее
Общая последовательность действий педагога для подготовки урока
1. Конкретизировать тему урока.
2. Сформулировать цель и задачи урока.
3. Выбрать метод введения нового материала.
4. Выбрать форму проведения урока.
5. Структурировать основное содержание урока.
6. Определить место ЭОР в структуре содержания.
7. Отобрать ЭОР.
8. Выбрать форму взаимодействия с ЭОР учителя и учащихся.
9. Сформулировать вопросы для подведения итогов урока.
10. Оформить разработанный урок в виде таблицы, выделив этапы урока, задачи каждого этапа, конкретизировав названия ЭОР, виды деятельности учащихся и учителя на каждом этапе.