Просмотр содержимого документа
«Спектакль: от замысла к воплощению 9 класс»
Третий звонок
Спектакль: от замысла к воплощению
9 класс
Есть человек, без которого
Невозможно искусство театра.
Его имя – зритель.
Учитель Еремеева И.В.
МБОУ гимназия г.Сафоново
Смоленская область
Итак, замысел режиссёра, его видение пьесы совместно с единомышленниками - актёрами, художником, композитором, техническими службами и цехами - начинают обретать театральную плоть. Вместо эскизов и макетов рабочие сцены -монтировщики - выносят на сцену созданные цехами декорации, актёры переходят от репетиций в условном оформлении (в выгородке) к работе на сцене. И если прежде они репетировали лишь отдельные сцены, то сейчас весь спектакль идёт, прогоняется от начала до конца — это так называемый -прогон.
Закрепляется рисунок роли, уточняются мизансцены, примеряются сшитые костюмы, ищется точный грим, ставится освещение, выверяются фонограмма и звуко-музыкальная партитура.
Всё это лишь предшествует главному: встрече со зрителями. Когда прозвучал третий звонок, когда зрители заполнили зал, только тогда спектакль начинает жить, только тогда рождается его невидимый диалог с залом. Это только кажется, что зрители молчат. Нет, зрители тоже творцы спектакля. Когда их дыхание смешивается с дыханием актёров на сцене и сердца бьются в унисон, только тогда можно сказать: «Спектакль родился!»
Именно эта неразрывная связь спектакля со зрителями составляет особенности его существования. Спектакль живёт только один раз: здесь и сейчас, в тот момент, когда мы его видим. Его исчезновение после закрытия занавеса неумолимо и неизбежно, каждый последующий спектакль с этими же актёрами и в этих же декорациях не будет неизменной копией того, что был вчера. Иной будет интонация, пластика, ритм, иными в конце концов, будут зрители, и пусть чуть-чуть, но по-иному будут жить актёры на сцене.
Уникальность сценического действия — в его неповторимости. Даже снятый на плёнку спектакль не сможет заменить оригинал, поэтому спектакль, в отличие от скульптуры или картины, не остаётся жить для потомков. Он сохраняется лишь в памяти зрителей, в опыте и легендах художественной культуры.
- Вне сцены тоже кипит работа: готовится реклама спектакля, интервью с его создателями и т. д. И здесь снова требуется участие художника уже как дизайнера, создающего афишу, программки, буклеты и т. п.
Искусство театрального плаката и афиши относится к сфере графического дизайна. Но традиционно в русском театре это также
сфера работы художника-постановщика, ответственного за всё образное решение спектакля — и на сцене, и на плакате. Образ зрелища на плакате, его яркая выразительность привлекают зрителя не меньше, чем имена актёров.
Театр не имеет границ.
- Он везде: на сцене домашнего и школьного театра, на карнавале, ёлке, Масленице! Надо уметь веселиться самим, а не ждать, чтобы тебя развлекали. Никто и ничто не поможет человеку, которому скучно и неинтересно самому с собой.
Сегодня создаем афишу