Программа спецкурса "Учимся программировать в среде КуМир».
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа спецкурса «Учимся программировать в среде КуМир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4 г.Михайловска», на основе программы курса по выбору «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Программа спецкурса способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации информатики и программирования в основной школе. Изучая программирование в среде КуМир, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Цели и задачи курса
Основная цель программы – формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
образовательные:
способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
научить основным приемам и методам программирования.
развивающие:
развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
развивать представление учащихся о практическом значении информатики.
воспитательные:
воспитывать культуру алгоритмического мышления;
воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека.
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Новизна программы основана на раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Учимся программировать в КуМире» в 8 классе реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин). Форма реализации — спецкурс.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная (самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности), групповая (взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования), парная.
Система оценивания – безотметочная. Оценивание достижений будет проходить через создание обучающимся индивидуального портфолио, что позволит отметить индивидуальные особенности, склонности и дарования.
Формы контроля
Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями:
Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.
«Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».
Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:
1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.
2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;
3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.
Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Итоговый контроль реализуется в форме защиты собственных программ-проектов учащихся. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения спецкурса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В основном формируются и получат развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КуМир;
практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Содержание спецкурса
«Учимся программировать в среде КуМир»
Раздел 1. Введение в компьютерное проектирование (4 часа)
Цели изучения курса «Учимся программировать в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир».
Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир.
Раздел 2. Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)
Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир.
Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир.
Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир.
Раздел 3. Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов)
Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир.
Раздел 4. Программирование циклов в среде КуМир (8 часов)
Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.
Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир
Цикл с переменной в среде КуМир. Вложенные циклы для исполнителя Робот в среде КуМир. Цикл «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир
Раздел 5. Массивы в среде КуМир (8 часов)
Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Ввод и вывод массива в среде КуМир. Обработка массива в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир.
Раздел 6. Итоговое повторение (2 часа)
Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание 20.1).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | № | Тема | Примечание |
Введение в компьютерное проектирование (4 часа) |
1 | | 1.1 | Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». | |
2 | | 1.2 | Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. | |
3 | | 1.3 | Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир | |
4 | | 1.4 | Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир. | |
Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) | |
5 | | 2.1 | Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. | |
6 | | 2.2 | Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир. | |
7 | | 2.3 | Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир | |
8 | | 2.4 | Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир. | |
9 | | 2.5 | Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. | |
10 | | 2.6 | Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир. | |
Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов) |
11 | | 3.1 | Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. | |
12 | | 3.2 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир | |
13 | | 3.3 | Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. | |
14 | | 3.4 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир | |
15 | | 3.5 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир | |
16 | | 3.6 | Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам. | |
Программирование циклов в среде КуМир (8 часов) |
17 | | 4.1 | Циклические алгоритмы в среде КуМир Оператор арифметического цикла в среде КуМир | |
18 | | 4.2 | Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир | |
19 | | 4.3 | Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение программ с использованием цикла с условием в среде КуМир | |
20 | | 4.4 | Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир | |
21 | | 4.5 | Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и использование программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир. | |
22 | | 4.6 | Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир | |
23 | | 4.7 | Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир | |
24 | | 4.8 | Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир | Решение задач ОГЭ (задание 20.1) с исполнителем Робот |
Массивы в среде КуМир (8 часов) |
25 | | 5.1 | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. | |
26 | | 5.2 | Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир. | |
27 | | 5.3 | Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде Кумир. | |
28 | | 5.4 | Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир. | |
29 | | 5.5 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир. | |
30 | | 5.6 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир. | |
31 | | 5.7 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных и количества отрицательных элементов в среде КуМир. | |
32 | | 5.8 | Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества чётных, нечётных элементов, суммы элементов в среде КуМир. | |
Итоговое повторение (2 часа) |
33 | | 6.1 | Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание20.1) с исполнителем Робот. | |
34 | | 6.2 | Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание20.1) в среде Кумир | |