СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс "Учимся программировать в среде КуМир"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по спецкурсу по информатике для 8 класса "Учимя программировать в среде КуМир"

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса»

Программа спецкурса "Учимся программировать в среде КуМир».


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа спецкурса «Учимся программировать в среде КуМир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4 г.Михайловска», на основе программы курса по выбору «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Программа спецкурса способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации информатики и программирования в основной школе. Изучая программирование в среде КуМир, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Цели и задачи курса

Основная цель программы – формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;

  • научить основным приемам и методам программирования.


развивающие:

  • развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;

  • развивать представление учащихся о практическом значении информатики.


воспитательные:

  • воспитывать культуру алгоритмического мышления;

  • воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.


Общая характеристика учебного курса

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека.

В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.

Новизна программы основана на раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.

Место курса в учебном плане

Учебный курс «Учимся программировать в КуМире» в 8 классе реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин). Форма реализации — спецкурс.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная (самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности), групповая (взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования), парная.

Система оценивания – безотметочная. Оценивание достижений будет проходить через создание обучающимся индивидуального портфолио, что позволит отметить индивидуальные особенности, склонности и дарования.

Формы контроля

Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями:

  • Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.

  • «Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».

Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:

1-й уровень – воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.

2-й уровень – конструктивный предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;

3-й уровень – творческий предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.

Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».

Итоговый контроль реализуется в форме защиты собственных программ-проектов учащихся. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В результате изучения спецкурса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

В основном формируются и получат развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).


Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

  • формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:

  • умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КуМир;

  • практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.


Содержание спецкурса

«Учимся программировать в среде КуМир»


Раздел 1. Введение в компьютерное проектирование (4 часа)

Цели изучения курса «Учимся программировать в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир».

Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир.


Раздел 2. Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)

Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир.

Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир.

Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир.


Раздел 3. Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов)

Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир.

Раздел 4. Программирование циклов в среде КуМир (8 часов)

Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир.

Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир

Цикл с переменной в среде КуМир. Вложенные циклы для исполнителя Робот в среде КуМир. Цикл «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир


Раздел 5. Массивы в среде КуМир (8 часов)

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Ввод и вывод массива в среде КуМир. Обработка массива в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир.

Раздел 6. Итоговое повторение (2 часа)

Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание 20.1).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Примечание

Введение в компьютерное проектирование (4 часа)

1


1.1

Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир».


2


1.2

Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир.


3


1.3

Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир


4


1.4

Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир.


Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)


5


2.1

Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир.


6


2.2

Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир.


7


2.3

Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир


8


2.4

Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир.


9


2.5

Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир.


10


2.6

Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир.


Программирование ветвлений в среде КуМир (6 часов)

11


3.1

Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор.


12


3.2

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир


13


3.3

Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций.


14


3.4

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир


15


3.5

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир


16


3.6

Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам.


Программирование циклов в среде КуМир (8 часов)

17


4.1

Циклические алгоритмы в среде КуМир

Оператор арифметического цикла в среде КуМир


18


4.2

Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир


19


4.3

Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение программ с использованием цикла с условием в среде КуМир


20


4.4

Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир


21


4.5

Цикл с переменной в среде КуМир. Разработка и использование программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир.


22


4.6

Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир


23


4.7

Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир


24


4.8

Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир

Решение задач ОГЭ (задание 20.1) с исполнителем Робот

Массивы в среде КуМир (8 часов)

25


5.1

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.


26


5.2

Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир.


27


5.3

Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде Кумир.


28


5.4

Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир.


29


5.5

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир.


30


5.6

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир.


31


5.7

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных и количества отрицательных элементов в среде КуМир.


32


5.8

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества чётных, нечётных элементов, суммы элементов в среде КуМир.


Итоговое повторение (2 часа)

33


6.1

Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание20.1) с исполнителем Робот.


34


6.2

Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание20.1) в среде Кумир







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!