СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация тематической контрольной работы по географии "Как люди открывали Землю" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит спецификацию контрольной работы, критерии оценивания и текст контрольной работы 1 вариант

Просмотр содержимого документа
«Спецификация тематической контрольной работы по географии "Как люди открывали Землю" 5 класс»

©Т.Н. Белошицкая МОУ «Средняя школа №18» г.Ярославль

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

тематической контрольной работы по Географии по теме "Как люди открывали Землю"

5 класс

  1. Назначение тематической контрольной работы

Тематическая контрольная работа проводится в рамках внутришкольного мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МОУ СШ № 18 в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель проведения: определение уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного содержания темы "Как люди открывали Землю" курса Географии 5 класса по программе основной школы, выявление наиболее трудных для обучающихся элементов содержания при изучении данной темы и оценка уровня освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения вышеназванной темы.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ тематической контрольной работы

Содержание и структура тематической контрольной работы по предметной области «Географии» разработаны на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) с учетом Планируемых результатов основного общего образования по предмету «Географии»,

Примерной программы основного общего образования по предмету «Географии» и отдельных метапредметных результатов обучения.

  1. Место в учебном процессе.

Тематическая контрольная работа проводится после изучения темы "Как люди открывали Землю"

  1. Условия проведения и время выполнения тематической контрольной работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении тематической контрольной работы обучающиеся записывают ответы в бланк.

Все необходимые справочные данные приведены в тексте варианта.

На выполнение всей тематической контрольной работы отводится 20 минут.

  1. Содержание и структура КИМов тематической контрольной работы

Содержание тематической контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по географии.

Тематическая контрольная работа состоит из 15 заданий: 11 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом.

Тематическая контрольная работа включает в себя контролируемые элементы содержания соответствующей темы школьного курса Географии, при этом для каждого контролируемого элемента содержания предлагаются задания всех таксономических уровней.

Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в основной школе содержательные элементы контролируются заданиями разных уровней сложности. Количество заданий по тому или иному контролируемому элементу содержания определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с рабочей программой по Географии.

Овладение умениями по работе с информацией предметного содержания проверяется опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).

Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания.

Тематическая контрольная работа включает в себя задания, различающиеся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Тематическая контрольная работа содержит 15 заданий, из которых:

  • 11 заданий с выбором и записью номера правильного ответа;

  • 4 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде слова или буквы, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр (букв);

Таблица 1

Распределение заданий тематической контрольной работы по типам заданий


Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный

балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 27 баллам

С выбором и записью номера правильного ответа

11

20

74,07%

С кратким ответом


4

7

25,93%



  1. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе.

В данной тематической контрольной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса: "Развитие географических знаний о Земле", "Изображение земной поверхности", "Освоение Земли человеком".

Общее количество заданий в данной тематической контрольной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе Географии основной школы. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам.

Таблица 2

Распределение заданий тематической контрольной работы

по содержательным разделам курса Географии основной школы


Содержательные разделы

Количество заданий


Вся работа

С выбором и записью номера правильного ответа

С кратким ответом


С развернутым ответом

1.1.

География как наука. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

1


1


3.1.3.

Географическая карта. Масштаб и условные знаки на карте.

2

1

1


6.2.

Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

5

4

1


6.3.

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

9

6

3


6.4.

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

8

7

1


Итого

25

18

7



Тематическая контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в кодификаторе.

В таблице 3 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам.

Таблица 3

Распределение заданий тематической контрольной работы по проверяемым планируемым результатам

Код

требований

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО


№№ заданий в тематической контрольной работе, которыми проверяется освоение требований к уровню подготовки

1

Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам.

5,12

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

2,3,6,7,8,10,11,12,13,14,15

2.2

Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, по географическим картам разного содержания и другим источникам.

5,12

2.6

Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

5,10,11,12,15

3.4

Представлять в виде географического описания географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

1,4,9

6.1

Различать изученные географические объекты.

5,12

11

Описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов.

5,12



Таблица 4

Распределение заданий по типам учебной деятельности (УД) и видам учебной деятельности

Тип УД

(по Выготскому)

Виды учебной деятельности

Кол-во заданий

В% соотношении

заданий

в тесте

1 репродуктивный


Репродуктивная деятельность, т.е. запоминание и воспроизведение фактов



Определять понятия, называть отличия (познавательное УУД)

10

66,67

2,3,6,7,8,9,11,13,14

Классифицировать по заданным критериям, сопоставлять (познавательное УУД)

2

13,33

10,15

2 реконструктивный

Воспроизведение способов получения фактов

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)

1

6,67

1

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема) (познавательное УУД)

2

13,33

4,5,12

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (познавательное УУД)

1

6,67

12

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач (познавательное УУД)


1

6,67

15


  1. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В тематической контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового и повышенного.

В таблице 5 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 5

Уровень сложности заданий, проверяющих освоение элементов содержания предмета

задания

Проверяемый элемент содержания

Количество баллов за задание

Уровень сложности задания

1ур – 4ур

(по В.П. Беспалько)

Б - П - В

1

1.1. География как наука. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

2

1

Б

2

6.2. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

1

1

Б

3

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

1

1

Б

4

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

2

2

П

5

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

3.1.3. Географическая карта. Масштаб и условные знаки на карте.

1

1

Б

6

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

1

1

Б

7

6.2. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1

1

Б

8

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1

1

Б

9

6.2. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

2

1

Б


10

6.2. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

2,5

1

Б

11

6.2. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

7,5

2

П

12

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

3.1.3. Географическая карта. Масштаб и условные знаки на карте.

2

2

П

13

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1

1

Б

14

6.3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

1

1

Б

15

6.4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1

2

П


Уровни сложности заданий: Уровни сложности заданий по В.П. Беспалько :

Б – базовый 1 уровень - репродуктивный

П – повышенный 2 уровень - алгоритмический

В – высокий 3 уровень – эвристический

4 уровень – творческий


В таблице 6 представлено распределение заданий КИМ по уровню сложности.

Таблица 6

Распределение заданий по уровню сложности


Уровень сложности заданий

Число

заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания

данного уровня сложности от максимального

балла за всю работу (максимальный балл - 27)

Базовый

11

14,5

53,7

Повышенный

4

12,5

46,3

ИТОГО

15

27

100

  1. Количество вариантов диагностической работы.

Один вариант работы.

  1. Время выполнения работы.

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 - 2 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут.

На выполнение тематической контрольной работы отводится 35 минут.

10. Дополнительные материалы и оборудование.

При проведении тематической контрольной работы не используются никакие дополнительные материалы.

11. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Используется критериальная система оценивания результатов выполнения заданий, т.е. обучающийся получает баллы только в том случае, если его ответ полностью соответствует заявленным критериям. Критерии для проверки итоговой работы представлены в инструкции.

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе, 0 баллов – при неправильном выборе.

Задания с выбором нескольких правильных и кратким ответами оцениваются от 0,5 до 7,5 баллов. При любом, даже минимальном, по мнению проверяющего, расхождении с критерием задание оценивается в 0 баллов.

Контрольная работа структурирована таким образом, что позволяет оценить результаты обучающегося:

  • по каждому заданию;

  • по работе в целом;

  • по определенным УУД.

К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.

Оценка уровня овладения учащимися проверяемыми планируемыми результатами по предмету «География» определяется после анализа средних результатов выполнения групп заданий, проверяющих каждый из планируемых результатов.

Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения. Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.

Интерпретация результатов выполнения работы для выделения групп учащихся с различным уровнем подготовки осуществляется на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий работы. В зависимости от суммы набранных учащимся баллов выделяется три уровня овладения спектром проверяемых умений:

  • ниже базового уровня – от 0 до 9 баллов;

  • базовый уровень – от 10 до 22 баллов;

  • повышенный уровень – от 23 до 27 баллов.

Уровень ниже базового означает, что учащийся узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять их лишь в случае известных типовых ситуаций, т.е. действует только на уровне простого воспроизведения действия. В этом случае он может испытывать трудности в процессе дальнейшего обучения, и следует рекомендовать дополнительные занятия.

Учащиеся, демонстрирующие повышенный уровень освоения умений, достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации.

При фиксации базового уровня необходим более детальный анализ результатов выполнения учащимся заданий итоговой работы. В этом случае для проведения целенаправленной коррекции необходимо проведение анализа по двум направлениям. Первое — оценить успешность выполнения групп заданий одного уровня сложности. Второе – выделить результаты выполнения заданий по отдельным группам умений, выявив трудности в освоении тех или иных умений в целом.


12. Рекомендуемая шкала перевода баллов в школьные отметки


Образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.


Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

27 – 23

22 – 17

16 – 10

9 – 0


Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 27 баллов, за задания базового уровня сложности – 14,5 баллов, повышенного уровня – 12,5 баллов.

Если учащийся получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по проверяемому материалу и нуждается в дополнительном изучении материала и повторном контроле.

Результат учащегося, лежащий в пределах от 10 до 16 баллов, говорит об усвоении им лишь наиболее важных элементов проверяемой темы, недостаточном владении формируемыми способами деятельности. Учащийся нуждается в серьезной коррекционной работе по проверяемой теме. Данный уровень усвоения соответствует отметке «удовлетворительно».

При получении 17 – 22 баллов учащийся показывает усвоение всех содержательных элементов проверяемой темы и оперирования ими на уровне выполнения стандартных учебных задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке «хорошо».

При получении 23 – 27 баллов учащийся демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями, умениями применять полученные знания при решении задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке «отлично».

Норма оценки

Отметка «5» ─ 27 – 23 баллов

Отметка «4» ─ 22 – 17 баллов

Отметка «3» ─ 16 – 10 баллов

Отметка «2» ─ 9 – 0 баллов

  1. Инструкция по проверке тематической контрольной работы


п/п

макс. Балл

Модели ответов и указания

Количество баллов за правильно выполненный этап

1

2 балла

Люди изучают Землю с целью познания мира, в котором мы живём, его законов, месторасположения различных природных ресурсов, с целью их эффективного использования

В ответе говорится о познании мира, его изучении, об изучении природных богатств, их рациональном использовании – 2 балла. Если есть правильный элемент ответа – 1 балл.

2

1 балл

б

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

3

1 балл

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

4

2 балла

Скандинавский полуостров и остров Исландия

2 балла – названы оба географических объекта

1 балл – один объект

0 баллов – ни один объект не указан

5

1 балл

Марко Поло

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

6

1 балл

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

7

1 балл

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

8

1 балл

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

9

2 балла

Нет, так как путешествовали и финикийцы и китайцы

2 балла – полный ответ с доказательством

1 балл – дан ответ без доказательства

0 баллов – ответ без доказательств

10

2,5 балла

1в, 2б, 3г, 4д, 5а

максимальное количество баллов – 2,5 (за каждое совпадение по 0,5 балла)

11

7,5 баллов

1л, 2б, 3д, 4з, 5в, 6е, 7м, 8и, 9г, 10ж, 11н, 12а, 13к, 14о, 15з

максимальное количество баллов – 7,5 (за каждое совпадение по 0,5 балла)

12

2 балла

а,г,в,д,б

правильная цепочка – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

более 1 ошибки – 0 баллов

13

1 балл

а

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

14

1 балл

г

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

15

1 балл

б,а,в

правильная цепочка – 1 балл

Оценка правильности выполнения задания

Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания.

Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится

Итого

27 баллов


Обобщенный план варианта КИМ для проведения контроля по теме: "Как люди открывали Землю"

курса "География" 5 класса

задания

Код ПРО

Планируемый результат

Код КЭС

Тип задания

Уровень сложности

Макс. балл за задание

1

3.4

Представлять в виде географического описания географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

1.1

КО

Б

2

2

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.2

ВО

Б

1

3

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.3

ВО

Б

1

4

3.4

Представлять в виде географического описания географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

6.3

КО

П

2

5

1

Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам.

6.3

3.1.3

КО

Б

1

2.2

Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, по географическим картам разного содержания и другим источникам.

2.6

Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

6.1

Различать изученные географические объекты.

11

Описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов.

6

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.3

ВО

Б

1

7

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.2

6.3

6.4

ВО

Б

1

8

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.4

ВО

Б

1

9

3.4

Представлять в виде географического описания географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

6.2

6.3

6.4

КО

Б

2

10

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.2

6.3

6.4

ВО

Б

2,5

11

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.2

6.3

6.4

ВО

П

7,5

2.6

Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

12

1

Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам.

6.4

3.1.3

ВО

П

2

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

2.2

Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, по географическим картам разного содержания и другим источникам.

2.6

Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

6.1

Различать изученные географические объекты.

11

Описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов.

13

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.4

ВО

Б

1

14

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.3

ВО

Б

1

15

2.1

Находить и извлекать необходимую информацию.

6.4

КО

П

1


Текст работы

1. Для чего люди изучают Землю?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Первыми плавание вокруг Африки совершили

а) арабы б) финикийцы в) викинги.


3. Слово «викинги» в переводе на русский язык означает:

а) жители степей б) обитатели лесов в) люди моря


4. Дополните предложение.

Главная территория проживания викингов – ______________________________________


5. Внимательно рассмотрите карту. Назовите путешественника, чьи маршруты представлены на карте.

Ответ: ______________________________________________________________________

6. Эпоха Великих географических открытий началась с …

а) путешествия Марко Поло в Китай

б) путешествия Афанасия Никитина «за три моря»

в) поиска морского пути в Индию.


7.Какой временной период охватила Эпоха Великих географических открытий?

а) X в. – XV в. б) середина VII в. – XX в. в) Конец XV в. – середина XVII в. г) XIII в. – XV в.


8. Какой из существующих материков был открыт позднее всего?

а) Африка б) Австралия в) Антарктида г) Южная Америка


9. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы? Приведите аргументы в пользу вашего утверждения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Установите соответствие между путешественниками и их портретами.









1

2

3

4

5





а) Джеймс Кук

б) Фернан Магеллан

в) Христофор Колумб

г) Фадей Беллинсгаузен

д) Марко Поло

1

2

3

4

5








11. Установите соответствие между путешественниками и их открытиями.

1) Руаль Амундсен;

2) Джеймс Кук;

3) Давид Ливингстон;

4) М.П. Лазарев;

5) Роберт Пири;

6) Витус Беринг;

7) И. Ф.Крузенштерн;

8) Васко да Гама;

9) Фернан Магеллан;

10) Христофор Колумб;

11) Марко Поло;

12) Виллем Янсзон;

13) Афанасий Никитин;

14) Н.М. Пржевальский;

15) Ф.Ф. Беллинсгаузен.



а) Открытие Австралии;

б) Доказал, что Австралия - самостоятельный материк;

в) Первым достиг Северного полюса;

г) Совершил первое кругосветное плавание;

д) Открыл водопад Викторию;

е) Открыл пролив между Америкой и Евразией;

ж) Открытие Америки;

з) Открытие Антарктиды;

и) Проложил морской путь в Индию вокруг Африки;

к) Написал книгу «Хождение за три моря»;

л) Первым дошел до Южного полюса;

м) Первый российский мореплаватель, совершивший кругосветное плавание;

н) 24 года путешествовал по странам Азии;

о) Исследовал труднодоступные районы Азии.

1

2

3

4

5

6

7

8









9

10

11

12

13

14

15












12. Фернан Магеллан – известный путешественник. Совершите мысленно кругосветное путешествие и расставьте географические названия в порядке достижения их экспедицией Ф. Магеллана. Для ответа используйте предложенную карту.

а) Испания

б) Индийский океан

в) Магелланов пролив

г) Атлантический океан

д) Тихий океан.

Ответ: ________________________


13. В какие года проходило кругосветное путешествие Фернана Магеллана?

а) 1519 – 1522 б) 1492 – 1504 в) 1768-1771 г) 1271 – 1295


14. В каком году была открыта Америка?

а) 1173 б) 1497 в) 1742 г) 1492


15. Установите последовательность

События, связанные с путешествиями Джеймса Кука и их хронологический порядок.

а) попытка обнаружения Южной земли

б) исследование восточных берегов Австралии

в) открытие Гавайских островов

Ответ: ______________________________

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!