СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация промежуточной аттестации в 8 классе в форме экзамена в 2019-2020 учебном году

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения 2019/2020 учебном году промежуточной аттестации (в форме экзамена) в 8 классе по ГЕОГРАФИИ.

Цель: установление фактического уровня достижения учащихся результатов, предусмотренных образовательной программой, оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Спецификация промежуточной аттестации в 8 классе в форме экзамена в 2019-2020 учебном году»















Промежуточная аттестация

по образовательным программам

основного общего образования в форме экзамена














Спецификация


контрольных измерительных материалов для проведения


промежуточной аттестации

в 8 классе по ГЕОГРАФИИ в форме экзамена



















2019-2020 учебный год

Спецификация


контрольных измерительных материалов для проведения

2019/2020 учебном году промежуточной аттестации (в форме экзамена) в 8 классе по ГЕОГРАФИИ



1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) представляет собой форму промежуточной аттестации по географии, в 8 "А" классе, в форме экзамена, проводимом в целях установления фактического уровня достижения учащихся результатов, предусмотренных образовательной программой, оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.


Экзамен проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.


  1. Документы, определяющие содержание КИМ экзаменационной работы

Содержание КИМ определяется на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

  • Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  • Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 81.

  • КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004

  • №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ экзаменационной работы

Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии определяются необходимостью достижения цели: объективной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательную программу за 8 класс.

    • каждый вариант КИМ включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за 8 класс и выполнение основных требований к уровню подготовки учащихся.

КИМ экзаменационной работы по географии проверяется овладение учащимися знаниями и умениями, сформированность способности самостоятельного творческого их применения в практической деятельности и в повседневной жизни. Важное место в КИМ отводится проверке сформированности умений использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты. В экзаменационной работе КИМ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.

Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учётом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников. Наибольшее количество заданий проверяет достижение требований к уровню подготовки учащихся по разделу «География России».


4. Характеристика структуры и содержания КИМ экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из 4-х вариантов, каждый из которых содержит 29 заданий.

Работа содержит 26 заданий с записью краткого ответа, из них: 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания, 13 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр.

Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых, в заданиях 12 и 27, требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос, мини-тест из трёх заданий (26–28), проверяющий сформированность умений работать с текстом географического содержания (умений проводить поиск и интерпретацию информации (локализация объекта в пространстве), систематизацию, классификацию, анализ и обобщение имеющейся в тексте информации, использовать информацию из текста с привлечением ранее полученных географических знаний для решения различных учебных и практико-ориентированных задач).


5. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по содержанию, контролируемым предметным результатам

Распределение заданий по содержательным разделам курса географии показано в таблице 1

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы

по содержательным разделам курса географии


Содержательные разделы

Коли-чество заданий


Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

1. Источники географической информации

7

8

26

2. Природа Земли и человек

6

6

20

3. Материки, океаны, народы и страны

2

2

7

4. Природопользование и геоэкология

2

2

7

5. География России

12

12

40

Итого

29

30

100

Распределение заданий экзаменационной работы по контролируемым предметным результатам показано в таблице 2.





Таблица 2.1

Распределение заданий экзаменационной работы

по контролируемым предметным результатам ФГОС

Контролируемые предметные результаты

Кол-во заданий

Макс. первич-ный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного контролируемого предметного результата от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

1

Освоение системы знаний о свойствах и признаках, размещении основных географических объектов

4

4

13

2

Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

4

4

13

3

Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни

3

3

10

4

Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

2

3

10

5

Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни

3

3

10

6


Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии



4



4




13


7

Умение представлять в различных формах (в виде графика , карты, таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач



1



1






3

8

Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности

1

2

6

9

Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, и социальными экономическими явлениями и процессами

3

3

10

10

Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

2




2




6

11

Умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств

1

1

3

12

Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными явлениями и процессами / умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды

1

1

3


Итого

29

30

100

Т аблица 2.2

Распределение заданий экзаменационной работы

по контролируемым предметным результатам ФК ГОС


Основные умения

и способы действий

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального

первичного балла за

выполнение заданий данного вида учебной деятельности от

максимального первичного балла за всю работу, равного 30

1. Требования «Знать/понимать»

13

13

43,5

2. Требования «Уметь»

13

13

43,5

3. Требования «Использовать

приобретенные знания и умения

в практической деятельности

и повседневной жизни»

3

4

13

Итого

29

30

100


6. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по уровням сложности

    • работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент выполнения 60–90; повышенного уровня – 40–60; высокого – менее 40. Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий



Коли-чество заданий



Максималь-

ный первичный балл


Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30



Базовый

15

15

50

Повышенный

12

13

43

Высокий

2

2

7

Итого

29

30

100


7. Продолжительность экзаменационной работы по географии

На выполнение экзаменационной работы отводится 150 минут.


8. Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование которыми разрешено на экзаменационной работы, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по географии разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7–9 классов (любого издательства).


9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 27 и 28 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы -30.


10. Шкала оценивания результатов экзаменационной работы:

90-100% - 28-31 баллов - "5"

75-89% - 27-23 баллов - "4"

50-74% - 22-16 баллов - "3"

49% и менее - 15 баллов и менее - "2"

Приложение 1

Обобщенный план варианта КИМ экзаменационной работы

2019- 2020 учебного года по ГЕОГРАФИИ в 8 классе


Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Контролируемые предметные результаты ФК ГОС/ предметные результаты ФГОС

Коды требований контролируе-мых предметных результатов

Коды проверяе-

мых элементов содержа-ния

Уровень сложности задания

Макси-мальный балл за выпол-

нение задания

Примерное время выполнения задания

1

Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, результаты выдающихся географических открытий и путешествий / освоение знаний о свойствах, признаках, размещении основных географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля.

1.6,1.3,/1.1,1.2

1.1-5.3

Б

1

3

2

Знать специфику географического положения России / умение использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

1.7/7

5.1

Б

1

3

3

Знать и понимать особенности природы России / умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

1.7/4

5.2

П

1

3

4

Уметь приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем/умение выбирать и использовать источники географической информации(картографические, необходимые для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни

1.4./3

3.2,5.2,5.3

Б

1

3

5

Понимать географические явления и процессы в геосферах / овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии

14/3

2.4

Б

1

3

6

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли / умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

2.7/7

2.4

Б

1

3

7

Уметь определять на карте географические координаты умение использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

2.1/7

1.1

П

1

4

8

Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах / умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

1.4/4

2.2

Б

1

5

9

Уметь определять на карте расстояния / использовать источники географической информации(картографические), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни

9/7

1.1

Б

1

4

10

Уметь определять на карте направления / умение использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

2.1/7

1.1

Б

1

4

11

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания / умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

3.2/10

11

В

1













6

12

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности

3.3/12

1.1

П

2



15

13

Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии; сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

1.1,1.3/3,4

2.3,2.4,3.3

Б

1















5

14

Знать и понимать природные антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений / умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

1.8/11

4..3

Б

1














4

15

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений / умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения устойчивого развития/ классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств



1.8/11, 5

4.3

П

1

















5

16

Уметь выявлять на основе представленных в разных формах результатов измерений эмпирические зависимости умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

2.8/6

2.1, 2.4

П

1







6

17

Понимать географические следствия движений Земли / освоение системы знаний об основных географических закономерностях

1.4/2

2.1

П


1





5

18

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли / умение использовать источники географической информации(картографические, статистические) необходимые для решения учебных задач

2.7/9

2.4

П

1








5

19

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени / использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

3.1/9

5.1

П

1

5

20

Знать и понимать особенности природы населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов, России, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран/ освоение системы знаний о свойствах, признаках и размещении основных географических объектов

1.6, 1.7/1

3.3

Б

1

5

21

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений/ овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии

2.2/3

2.2–2.6,5.3

П

1

5

22

Уметь находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами/ умение использовать источники географической информации (статистические), необходимые для решения учебных задач

2.6/9

2.4, 5.3

Б

1

4

23

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии

2.7/3

2.4, 5.3

П

1

4

24

Знать и понимать особенности населения России/ умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

1.7/7

5.3

Б

1

4

25

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания / выбирать и использовать источники географической информации(картографические), необходимые для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни

3.2/9

5. 3

П

1

5

26

Уметь определять на карте местоположение географических объектов/ умение использовать географические положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

2.1/7

1.1, 1.2-5.3

Б

1

4

27

Знать и понимать основные географические понятия и термины; приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, крупнейших сырьевых и топливно- энергетических баз и районов. Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями, географической терминологии, умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств, умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни

1.1, 2.5/3, 5, 7

2.1

Б

1

7

28

Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений/умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными явлениями и процессами / умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды

2.4/6, 8

2.1–5.3

В

1

10

29

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений/ умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни

2.2/7

2.6, 3.3, 5.3

П

1

6

Всего заданий – 29; из них

по типу заданий: с кратким ответом – 26; с развёрнутым ответом – 3;

по уровню сложности: Б – 15; П – 12; В – 2.

Максимальный первичный балл – 30.

Общее время выполнения работы – 150 минут.










































Приложение 2

Кодификатор

проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса и элементов содержания

для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по ГЕОГРАФИИ



Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса и элементов содержания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по географии (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса и элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.

Кодификатор показывает преемственность между положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Кодификатор состоит из двух разделов:

- раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по ГЕОГРАФИИ»;

- раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по ГЕОГРАФИИ».

В кодификатор не включены требования к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по ГЕОГРАФИИ и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках промежуточной аттестации.


Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса по ГЕОГРАФИИ

Перечень требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса показывает преемственность требований к уровню подготовки учащихся на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и требований к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса на основе ФГОС.

Код раз-дела

Код контро-лируе-мого требования

Требования к результатам освоения образовательной программы за курс 8-го класса, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Федеральный компонент

государственного стандарта основного общего образования

по географии

Федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования по географии

1.

Знать/понимать:


1.1.

Основные географические понятия и термины

Формирование представлений и

Основополагающих теоретических

Знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения


1.2

Различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения


1.3

Результаты выдающихся географических открытий и

путешествий

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об основных этапах географического освоения Земли


1.4

Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов


1.5

Географическую зональность и поясность

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как, планеты людей в пространстве и во времени


1.6

Географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; связь между географическим положением, природными условиями и ресурсами отдельных регионов и стран

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, об особенностях природы, жизни, культуры, экологических проблемах на разных материках и в отдельных регионах страны


1.7

Специфику географического положения и административно территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения, хозяйственных зон и районов

Формирование представлений основа полагающих теоритических знаний о особенности ее природы, населения, хозяйственных зон и районов


1.8

Природные, антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений









Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; умений и навыков безопасного экологического поведения в окружающей среде/ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни, для уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случаи стихийных природных бедствий и техногенных катастроф

2.

Уметь:


2.1

Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты, как одного из языков международного общения




2.2





Выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений



Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени



2.3








Описывать существенные признаки Географических объектов и явлений






Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы жизни культуры людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных регионах страны


2.4









Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений








Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни, для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случаи стихийных природных бедствий и техногенных катастроф









2.5








Приводить примеры природных ресурсов, их использование и охраны, формирование культурно-бытовых особенностей народов, под влиянием среды их обитания, крупнейших регионов и стран мира



Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни культуры людей, экологических проблемах






2.6







Находить в разных источниках информацию необходимую для изучения географических объектов и явлений различных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации






2.7








Анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территории Земли, , их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем


Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени








2.8




Представлять результаты измерений в разных формах, выявлять на этой основе имперические зависимости


Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации


3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:


3.1









Определение поясного времени









Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни, для объяснения и оценки явлений и процессов/ формирование первичных компетенций использование территориального подхода, как основы географического мышления, для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро меняющимся мире и адекватной оценки в нем


3.2




Чтение карт различного содержания




Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты, как одного из языков международного общения


3.3







Решение практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию





Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни, для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к уровням территориального проживания


Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по

ГЕОГРАФИИ

Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по географии, показывает преемственность содержания раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)).

Код раз-дела

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Федеральный компонент

государственного стандарта основного общего образования

Наличие позиций ФК ГОС и ПООП ООО

1.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


1.1.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Изображение земной поверхности. Источники географической информации. Разнообразие современных карт


1.2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Развитие географических знаний о Земле. Освоение Земли человеком.

2

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК


2.1

Земля, как планета. Форма, размеры, движения

Земля во вселенной. Движения Земли и их следствия


2.2

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: форма рельефа суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

Литосфера. – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов. Основные формы рельефа – горы и равнины. Рельеф Дна океана. История Земли, как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры


2.3

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Воды суши. Озера и их использование. Ледники.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Система океанических течений.


2.4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и температура воздуха. Изменение элементов погоды

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Зависимость температур от географической широты. Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы.


2.5

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва, как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.

Биосфера- живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши.


2.6

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные природные комплексы.

Географическая оболочка, как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности, целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность.

3

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ


3.1

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

История Земли, как планеты. Формирование современного рельефа.


3.2

Население Земли. Численность населения. Человеческие рассы, этносы.

Человечество на Земле. Численность населения. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.


3.3

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран и их основные типы.

Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида, Северная Америка, Евразия. Географическое положение и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий для жизни людей. Природные зоны, население и политическая карта.

4

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ


4.1

Влияние хозяйственной деятельности на природу.

Воздействие природы и общества. Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.


4.2

Основные типы природопользования

Степень воздействия человека на природу на разных материках.


4.3

Стихийные явления в литосфере, гидросфере и атмосфере


5

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


5.1

Особенности географического положения России

Характеристика географического положения России.


5.1.1

Территория и акватория, морские и сухопутные границы

Государственные границы территории России. История освоения и заселения территории России. Водные пространства, оомывающие территорию России.


5.1.2

Часовые пояса

Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России.


5.1.3

Административно-территориальное устройство России

Административно-территориальное устройство Российской Федерации.


5.2

Природа России

Общая характеристика природы России


5.2.1

Особенности геологического строения и распространение крупных форм рельефа

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа.


5.2.2

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Климат России. Характерные особенности и климатообразующие факторы. Климатические пояса и типы климата России.


5.2.3

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод. Особенности российских рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Водные ресурсы в жизни человека.


5.2.4

Природно-хозяйственные различия морей России



5.2.5

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Земельные и почвенные ресурсы. Значение рационального использования и охраны почв.


5.2.6

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы.

5.3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ


5.3.1

Численность, естественное движение населения.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста/убыли


5.3.2

Половой и возрастной состав населения

Характеристика половозрастной структуры населения России.


5.3.3

Размещение населения. Основная полоса расселения

Географические особенности размещения населения России.


5.3.4

Направление и типы миграций

Миграции населения России. Показатели миграционного прироста/убыли.


5.3.5

Народы и основные религии России

Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения. Религия народов России.


5.3.6

Городское и сельское население. Крупнейшие города

Расселение и урбанизация Типы населенных пунктов. Города России и их классификация. Городское и сельское население.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!