Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году экзаменационной работы по ГЕОГРАФИИ в 10 классе
1. Назначение КИМ экзаменационной работы
Экзаменационная работа представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся и позволяет установить уровень освоения учащимися Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень за 10 класс, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Экзаменационная работа проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы выстраивается на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года.
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ экзаменационной работы
Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии определяются необходимостью достижения цели: объективной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования за 10 класс.
Содержание КИМ экзаменационной работы по географии определяется требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе 2019 г., осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке на экзамене в 10 классе:
Страны современного мира
География населения
Мировые природные ресурсы и экологические проблемы
Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Характеристика отраслей мирового хозяйства
Глобальные проблемы современности
В работе проверяются знания географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий и стран мира, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии за 10 класс, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников. В экзаменационной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
4. Структура КИМ экзаменационной работы
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 37 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 заданий базового уровня сложности с кратким ответом.
Ответами к заданиям части 1 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Часть 2 содержит 13 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (все задания повышенного уровня сложности).
В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
1) задания, требующие записать ответ в виде числа;
2) задания, требующие записать ответ в виде слова;
3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
4) задания, требующие вписать в текст на местах пропусков ответы из предложенного списка;
5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
6) задания на установление правильной последовательности элементов.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максималь-ный первич-ный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 44 | Тип заданий |
Часть 1 | 24 | 24 | 54% | С выбором ответа |
Часть 2 | 6 | 6 | 14% | С кратким ответом |
7 | 14 | 32% | С развернутым ответом |
Итого | 37 | 44 | 100% | |
Таблица 2
Критерии оценивания заданий контрольной работы по географии.
Объем выполненной работы | Оценка | Количество баллов |
90-100% | 5 | 33-37 |
75-89% | 4 | 32-27 |
50-74% | 3 | 18-26 |
49% и менее | 2 | 0 - 17 |
5. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий
Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня подготовки учащихся в соответствии с предъявленными к нему требованиями.
Так как достижение ряда требований в различных вариантах экзаменационной работы проверяется на содержании различных разделов школьного курса географии за 10 класс, распределение заданий по основным блокам содержания несколько отличаться от показанного таблице 3 примерного распределения.
Таблица 3
Распределение заданий экзаменационной работы
по содержательным разделам курса географии
Содержательные разделы | Коли-чество заданий | Макси-мальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 |
1. Многообразие стран мира. Основные типы стран | 7 | 9 | 20 |
2. Источники географической информации. Современная политическая карта мира | 3 | 4 | 9 |
3. Столицы и крупные города | 1 | 2 | 5 |
4. Географические особенности размещения населения. | 1 | 1 | 2 |
5. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы размещения населения мира. | 1 | 1 | 2 |
6. География религий мира | 2 | 2 | 5 |
7. Динамика численности населения Земли. Концепция демографического перехода. | 2 | 2 | 5 |
8. Географические особенности воспроизводства населения мира. | 2 | 3 | 9 |
9. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика. | 1 | 1 | 2 |
10. Половозрастной состав населения. | 1 | 1 | 2 |
11. Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. | 1 | 1 | 2 |
12. Миграция. Основные направления и типы миграций в мире. | 1 | 1 | 2 |
13. Уровень и качество жизни населения. | 1 | 1 | 2 |
14. Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение. | 10 | 12 | 27 |
15. Рациональное и нерациональное природопользование. | 1 | 1 | 2 |
16. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | 2 | 2 | 4 |
Итого | 37 | 44 | 100 |
Распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий показано в таблице 4.
Таблица 4
Распределение заданий экзаменационной работы
по видам проверяемых умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Количество заданий/баллов за выполнение заданий |
Вся работа | Часть 1 | Часть 2 |
1. Требования «Знать/понимать» | 30/30 | 24/24 | 6/6 |
2. Требования «Уметь» | 7/14 | - | 7/14 |
Итого | 37/44 | 24/24 | 13/20 |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение, которого проверяется на контрольной работе по географии.
№ п/п | Проверяемые умения |
I. | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: |
1 | Роль стран в международном географическом разделении труда |
2 | Особенности отраслевой и территориальной структура мирового хозяйства |
3 | Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран |
4 | Географическую специфику отдельных стран и регионов |
5 | Различия в уровне и качестве жизни населения |
II. | УМЕТЬ: |
6 | Определять по карте географические координаты |
7 | оценивать территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
8 | Существенные признаки географических объектов и явлений |
9 | Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов |
10 | Объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
6. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по уровню сложности
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Задания базового уровня проверяют овладение экзаменуемыми наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающих способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание основных фактов; понимание смысла основных категорий и понятий, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется овладение содержанием, необходимым для обеспечения успешности дальнейшей профессионализации в области географии.
Задания высокого уровня подразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для учащихся ситуациях. Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 5.
Таблица 5
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень слож-ности заданий | Количество за-даний | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 44 |
Часть 1 | 24 | 24 | 55% |
Часть 2 | 13 | 20 | 45% |
Итого | 37 | 44 | 100% |
7. Продолжительность экзаменационной работы по географии
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1, 2, 6-8, 10, 13-15, 19-24, 26, 30-37 – до 3 минут;
2) для каждого из заданий 9, 16-18, 28,29 – до 7 минут;
3) для каждого из заданий 3-5, 11, 12, 25, 27– до 8 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Используются непрограммируемые калькуляторы. Перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на экзаменационной работе, утвержден приказом Рособрнадзора. Используемые карты, приложения включены в состав КИМ, карты школьного атласа за курс географии 10 класса для каждого участника экзамена.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задания части 1 проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталонами). Ответы на задания части 2 проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. В зависимости от типа и сложности задания его выполнение оценивается разным количеством баллов. Выполнение заданий 1, 2, 6-10, 13-24, 26, 28-37 оценивается 1 баллом.
За выполнение заданий части 2 (3-5, 11, 12, 25, 27) в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.
Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 44.
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Существенным считается расхождение в 2 балла за выполнение любого из заданий 3-5, 11, 12, 25, 27. Третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение в оценивании. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
10. Шкала оценивания результатов экзаменационной работы:
90-100% - 33-37 баллов - "5"
75-89% - 32-27 баллов - "4"
50-74% - 18-26 баллов - "3"
49% и менее - 17 баллов и менее - "2"
11. Экзаменационная работа состоит из 4-х вариантов
Приложение
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2019 года по ГЕОГРАФИИ
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
Тип заданий: ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - с развёрнутым ответом, УС - на установление соответствия
№ | Проверяемые элементы содержания | Уро-вень слож-ности | Макс. балл за выполнение задания | Тип задания | Пример- ное время выполнения задания (мин.) |
Часть 1 |
1 | Источники географической информации | Б | 1 | ВО | 3 |
2 | Почвы и природные зоны мира | Б | 1 | ВО | 3 |
6 | Динамика численности населения Земли. | Б | 1 | ВО | 3 |
7 | Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы размещения населения мира. | Б | 1 | ВО | 3 |
8 | Динамика численности населения Земли. | Б | 1 | ВО | 3 |
10 | Показатели структуры ВВП стран мира | Б | 1 | ВО | 3 |
13 | Этнический и религиозный состав населения мира | Б | 1 | ВО | 3 |
14 | Топливно-энергетическая промышленность мира | Б | 1 | ВО | 3 |
15 | Сельское хозяйство мира. Животноводство | Б | 1 | ВО | 3 |
19 | Сельское хозяйство мира. Земледелие. | Б | 1 | ВО | 3 |
20 | Сельское хозяйство мира. Земледелие. | Б | 1 | ВО | 3 |
21 | Металлургия мира | Б | 1 | ВО | 3 |
22 | Машиностроение мира | Б | 1 | ВО | 3 |
23 | Международная интеграция и специализация | Б | 1 | ВО | 3 |
24 | Международные экономические отношения | Б | 1 | ВО | 3 |
26 | Пути решения экологических проблем | Б | 1 | ВО | 3 |
30 | Пути решения экологических проблем | Б | 1 | ВО | 3 |
31 | Типы стран современного мира | Б | 1 | ВО | 3 |
32 | Размещение населения и его миграции | Б | 1 | ВО | 3 |
33 | Типы стран современного мира | Б | 1 | ВО | 3 |
34 | Городское и сельское население мира | Б | 1 | ВО | 3 |
35 | Национальный состав населения | Б | 1 | ВО | 3 |
36 | Современная эпоха НТР и современное хозяйство | Б | 1 | ВО | 3 |
37 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | Б | 1 | ВО | 3 |
Часть 2 | |
9 | География населения мира. | П | 1 | КО | 7 |
16 | Транспорт и мировое хозяйство | П | 1 | УС | 7 |
17 | Сельское хозяйство мира. Земледелие. | П | 1 | КО | 7 |
18 | Горнодобывающая промышленность мира | П | 1 | КО | 7 |
28 | Природопользование и экологические проблемы | П | 1 | УС | 7 |
29 | Обеспеченность стран природными ресурсами | П | 1 | КО | 7 |
3 | История взаимодействия между природной зоной и обществом. | В | 2 | РО | 8 |
4 | История взаимодействия между природной зоной и обществом. | В | 2 | РО | 8 |
5 | Анализ социально-экономических показателей развития стран мира. | В | 2 | РО | 8 |
11 | Половозрастной состав населения стран мира. | В | 2 | РО | 8 |
12 | Динамика населения мира | В | 2 | РО | 8 |
25 | Сферы и отрасли хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | В | 2 | РО | 8 |
27 | Загрязнение окружающей среды | В | 2 | РО | 8 |