СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационной работы по ГЕОГРАФИИ в 10 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся и позволяет установить уровень освоения учащимися Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень за 10 класс, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Просмотр содержимого документа
«Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационной работы по ГЕОГРАФИИ в 10 классе»

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году экзаменационной работы по ГЕОГРАФИИ в 10 классе

1. Назначение КИМ экзаменационной работы

Экзаменационная работа представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся и позволяет установить уровень освоения учащимися Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень за 10 класс, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Экзаменационная работа проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы выстраивается на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года.

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ экзаменационной работы

Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии определяются необходимостью достижения цели: объективной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования за 10 класс.

Содержание КИМ экзаменационной работы по географии определяется требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе 2019 г., осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке на экзамене в 10 классе:


  • Страны современного мира

  • География населения

  • Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

  • Мировое хозяйство и научно-техническая революция

  • Характеристика отраслей мирового хозяйства

  • Глобальные проблемы современности

В работе проверяются знания географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий и стран мира, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии за 10 класс, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников. В экзаменационной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.


4. Структура КИМ экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 37 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 заданий базового уровня сложности с кратким ответом.

Ответами к заданиям части 1 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

Часть 2 содержит 13 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (все задания повышенного уровня сложности).

В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

1) задания, требующие записать ответ в виде числа;

2) задания, требующие записать ответ в виде слова;

3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;

4) задания, требующие вписать в текст на местах пропусков ответы из предложенного списка;

5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;

6) задания на установление правильной последовательности элементов.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Части работы


Количество заданий


Максималь-ный первич-ный балл


Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 44

Тип заданий


Часть 1

24

24

54%

С выбором ответа

Часть 2

6

6

14%

С кратким ответом

7

14

32%

С развернутым ответом

Итого

37

44

100%


Таблица 2

Критерии оценивания заданий контрольной работы по географии.

Объем выполненной работы

Оценка

Количество баллов

90-100%

5

33-37

75-89%

4

32-27

50-74%

3

18-26

49% и менее

2

0 - 17


5. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий

Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня подготовки учащихся в соответствии с предъявленными к нему требованиями.

Так как достижение ряда требований в различных вариантах экзаменационной работы проверяется на содержании различных разделов школьного курса географии за 10 класс, распределение заданий по основным блокам содержания несколько отличаться от показанного таблице 3 примерного распределения.

Таблица 3

Распределение заданий экзаменационной работы

по содержательным разделам курса географии


Содержательные разделы


Коли-чество заданий


Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 45

1. Многообразие стран мира. Основные типы стран

7

9

20

2. Источники географической информации. Современная политическая карта мира

3

4

9

3. Столицы и крупные города

1

2

5

4. Географические особенности размещения населения.

1

1

2

5. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы размещения населения мира.

1

1

2

6. География религий мира

2

2

5

7. Динамика численности населения Земли. Концепция демографического перехода.

2

2

5

8. Географические особенности воспроизводства населения мира.

2

3

9

9. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.

Демографическая политика.

1

1

2

10. Половозрастной состав населения.

1

1

2

11. Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

1

1

2

12. Миграция. Основные направления и типы миграций в мире.

1

1

2

13. Уровень и качество жизни населения.

1

1

2

14. Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение.

10

12

27

15. Рациональное и нерациональное природопользование.

1

1

2

16. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

2

2

4

Итого

37

44

100


Распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий показано в таблице 4.


Таблица 4

Распределение заданий экзаменационной работы

по видам проверяемых умений и способам действий


Основные умения и способы действий

Количество заданий/баллов за выполнение заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

1. Требования «Знать/понимать»

30/30

24/24

6/6

2. Требования «Уметь»

7/14

-

7/14

Итого

37/44

24/24

13/20






Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение, которого проверяется на контрольной работе по географии.


№ п/п

Проверяемые умения

I.

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

1

Роль стран в международном географическом разделении труда

2

Особенности отраслевой и территориальной структура мирового хозяйства

3

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран

4

Географическую специфику отдельных стран и регионов

5

Различия в уровне и качестве жизни населения

II.

УМЕТЬ:

6

Определять по карте географические координаты

7

оценивать территориальной концентрации населения и производства, степень

природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

8

Существенные признаки географических объектов и явлений

9

Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов

10

Объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий


6. Распределение заданий КИМ экзаменационной работы по уровню сложности


В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Задания базового уровня проверяют овладение экзаменуемыми наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающих способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание основных фактов; понимание смысла основных категорий и понятий, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется овладение содержанием, необходимым для обеспечения успешности дальнейшей профессионализации в области географии.

Задания высокого уровня подразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для учащихся ситуациях. Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 5.


Таблица 5

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень слож-ности заданий


Количество за-даний


Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 44

Часть 1

24

24

55%

Часть 2

13

20

45%

Итого

37

44

100%




7. Продолжительность экзаменационной работы по географии

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого из заданий 1, 2, 6-8, 10, 13-15, 19-24, 26, 30-37 – до 3 минут;

2) для каждого из заданий 9, 16-18, 28,29 – до 7 минут;

3) для каждого из заданий 3-5, 11, 12, 25, 27– до 8 минут.

8. Дополнительные материалы и оборудование

Используются непрограммируемые калькуляторы. Перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на экзаменационной работе, утвержден приказом Рособрнадзора. Используемые карты, приложения включены в состав КИМ, карты школьного атласа за курс географии 10 класса для каждого участника экзамена.

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания части 1 проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталонами). Ответы на задания части 2 проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. В зависимости от типа и сложности задания его выполнение оценивается разным количеством баллов. Выполнение заданий 1, 2, 6-10, 13-24, 26, 28-37 оценивается 1 баллом.

За выполнение заданий части 2 (3-5, 11, 12, 25, 27) в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 44.

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Существенным считается расхождение в 2 балла за выполнение любого из заданий 3-5, 11, 12, 25, 27. Третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение в оценивании. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.


10. Шкала оценивания результатов экзаменационной работы:


90-100% - 33-37 баллов - "5"

75-89% - 32-27 баллов - "4"

50-74% - 18-26 баллов - "3"

49% и менее - 17 баллов и менее - "2"


11. Экзаменационная работа состоит из 4-х вариантов










Приложение

Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2019 года по ГЕОГРАФИИ

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Тип заданий: ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - с развёрнутым ответом, УС - на установление соответствия




Проверяемые элементы содержания




Уро-вень слож-ности

Макс. балл за выполнение задания


Тип задания




Пример-

ное время выполнения задания (мин.)

Часть 1

1

Источники географической информации

Б

1

ВО

3

2

Почвы и природные зоны мира

Б

1

ВО

3

6

Динамика численности населения Земли.

Б

1

ВО

3

7

Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы размещения населения мира.

Б

1

ВО

3

8

Динамика численности населения Земли.

Б

1

ВО

3

10

Показатели структуры ВВП стран мира

Б

1

ВО

3

13

Этнический и религиозный состав населения мира

Б

1

ВО

3

14

Топливно-энергетическая промышленность мира

Б

1

ВО

3

15

Сельское хозяйство мира. Животноводство

Б

1

ВО

3

19

Сельское хозяйство мира. Земледелие.

Б

1

ВО

3

20

Сельское хозяйство мира. Земледелие.

Б

1

ВО

3

21

Металлургия мира

Б

1

ВО

3

22

Машиностроение мира

Б

1

ВО

3

23

Международная интеграция и специализация

Б

1

ВО

3

24

Международные экономические отношения

Б

1

ВО

3

26

Пути решения экологических проблем

Б

1

ВО

3

30

Пути решения экологических проблем

Б

1

ВО

3

31

Типы стран современного мира

Б

1

ВО

3

32

Размещение населения и его миграции

Б

1

ВО

3

33

Типы стран современного мира

Б

1

ВО

3

34

Городское и сельское население мира

Б

1

ВО

3

35

Национальный состав населения

Б

1

ВО

3

36

Современная эпоха НТР и современное хозяйство

Б

1

ВО

3

37

Глобальные проблемы и их взаимосвязь

Б

1

ВО

3

Часть 2


9

География населения мира.

П

1

КО

7

16

Транспорт и мировое хозяйство

П

1

УС

7

17

Сельское хозяйство мира. Земледелие.

П

1

КО

7

18

Горнодобывающая промышленность мира

П

1

КО

7

28

Природопользование и экологические проблемы

П

1

УС

7

29

Обеспеченность стран природными ресурсами

П

1

КО

7

3

История взаимодействия между природной зоной и обществом.

В

2

РО

8

4


История взаимодействия между природной зоной и обществом.

В

2

РО

8

5

Анализ социально-экономических показателей развития стран мира.

В

2

РО

8

11

Половозрастной состав населения стран мира.

В

2

РО

8

12

Динамика населения мира

В

2

РО

8

25

Сферы и отрасли хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

В

2

РО

8

27

Загрязнение окружающей среды

В

2

РО

8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!