Просмотр содержимого документа
«Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на этапе профессионального обучения
Подготовила учитель профессионального обучения
I категории
Федорова Марина Михайловна
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития — сложный и трудоемкий процесс.
- Содержание обучения и выбор методик, технологий обучения лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо осуществлять на основе тщательного анализа и учета специальных потребностей каждого обучающегося.
- Структура содержания профессионального обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития строится на основе двух групп принципов: принципа профессиональной направленности в соответствии с требованиями профессиональной квалификационной характеристики, предъявляемых рабочему в современных социально-трудовых условиях, и специальных принципов для коррекционного обучения.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- В группу специфических принципов входят:
- принцип коррекции умственных и физических недостатков учащихся
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- принцип повторяемости учебного материала в обучении.
- Для реализации принципа коррекции умственных и физических недостатков выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции.
- Общекоррекционные задачи направлены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых лиц.
- К индивидуальной коррекции относится исправление различающихся по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Принцип индивидуализации и дифференциации профессионального обучения неизбежно требует увеличения объема трудового обучения, в том числе практического повторения, которое должно составлять 50% всего объема часов, отводимого на трудовое обучение, и предполагает:
- ограничение количества отрабатываемых на уроке приемов труда;
- усиление внешнего контроля со стороны учителя на этапе закрепления двигательного трудового навыка;
- выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений;
- специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся в немедленном обнаружении ошибок при выполнении трудового задания, выяснение причин этих ошибок;
- выполнение необходимого количества упражнений для закрепления и автоматизации трудового навыка
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Принцип повторяемости учебного материала в обучении предполагает осуществление системы возвращений к ранее изученному. Этому служит:
- 1. применение разных видов и приемов повторений;
- 2. повышение уровня сложности и полноты учебного материала от повторения к повторению;
- 3. первоначальное объяснение технико-технологических сведений или новых приемов работы включает минимально возможное число познавательных единиц, но обеспечивает их понимание и твердое усвоение. Дополнительные сведения включаются в повторения на последующих занятиях ;
- 4. при возвращении к ранее пройденному решается задача повышения уровня осознания. Устанавливаются новые, более отдаленные смысловые связи изучаемого материала с другими знаниями учащихся.
- 5. на этапе практического повторения (тренировочные упражнения) происходит закрепление правильности трудовых приемов. Наращивание времени, отводимого на практические упражнения, осуществляется постепенно с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
- Существуют различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации. В соответствии с классификацией методов по основанию источника знаний (слово, наглядность, практика) выделены три группы методов:
- словесные (объяснение, описание, рассказ, беседа, инструктаж, технологическая карта, работа с книгой, учебным текстом);
- наглядные (демонстрация изображений, муляжей, кинофильмов, видеоуроков, презентаций и т.д.);
- практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, проекта, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, чертежей и т.д.).
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Выбор методов обучения зависит от степени сложности и содержательности учебного материала, а также индивидуальных особенностей учащихся, таких как замедленный темп формирования знаний, утомляемость, познавательная пассивность.
- Оптимальным является обучение в замедленном темпе с использованием наглядных словесных методов и с показом приемов упражнений.
- Отбор методов определяется рядом факторов:
- у обучающихся сужены возможности восприятия учебной информации. Предпочтение отдается наглядным и практическим методам, методам словесной передачи.
- нарушение речи у обучающихся предъявляет особые требования к словесным методам, объяснениям. Сложность овладения речью связана с тем, что необходимо не только понять значение слов, но и научиться воспринимать их на слух, четко произносить.
- нарушение словесно-логического мышления у обучающихся предопределяет применение объяснительно-иллюстративных, наглядных, репродуктивных и частично-поисковых методов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- В основу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями наряду с дифференцированным положен деятельностный подход — «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется».
- Логика процесса обучения в деятельностном подходе:
- совместная деятельность учителя и учащихся;
- организация самостоятельной деятельности учащихся;
- Интериоризация (перевод внешней деятельности во внутренний план, опыт собственной деятельности).
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным, касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность научения в соответствии с этой теорией значительно повышаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов :
- предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения:
- формирование действия в материальном (или материализованном помощью моделей) виде с развертыванием всех операций;
- формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого;
- формирование действия во внутренней речи;
- переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
- Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Метод проектов позволяет строить учебный процесс как организацию деятельности учащихся в социальной среде, ориентированную на обогащение индивидуального опыта. Основные положения системы: 1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы; 2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить практическую и теоретическую деятельность учащихся; 3) проекты увязываются с интересами учащихся и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.
- Этот метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, инструктаж и т.д.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Основные требования к учебному проекту
- 1.Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.
- 2.Планирование проекта — определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта.
- 3.Поиск информации — исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.
- 4.Продукт является конкретным результатом проекта.
- 5.Презентация продукта и защита самого проекта.
- 7.Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
- Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», если это практическая работа— результат должен быть готов к внедрению.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
- Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники, технологии, творческих областей.
- Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
- Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Выполнение коллективного проекта основано на внутригрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
- Технологии коллективного взаимодействия опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:
- позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата;
- межличностное диалогическое взаимодействие и общение участников, взаимопомощь друг другу ;
- определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;
- четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность;
- сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;
- создание организационных условий: • особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.
- Библиографический список:
- Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8. Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8. Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
- Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8. Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8. Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
- Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10.
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999.
- Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8.
- Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8.
- Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.