СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на этапе профессионального обучения Подготовила учитель профессионального обучения I категории Федорова Марина Михайловна

Специфика содержания и выбора метода формирования социально-трудовых компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на этапе профессионального обучения

Подготовила учитель профессионального обучения

I категории

Федорова Марина Михайловна

 Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития — сложный и трудоемкий процесс. Содержание обучения и выбор методик, технологий обучения лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо осуществлять на основе тщательного анализа и учета специальных потребностей каждого обучающегося. Структура содержания профессионального обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития строится на основе двух групп принципов: принципа профессиональной направленности в соответствии с требованиями профессиональной квалификационной характеристики, предъявляемых рабочему в современных социально-трудовых условиях, и специальных принципов для коррекционного обучения.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития — сложный и трудоемкий процесс.
  • Содержание обучения и выбор методик, технологий обучения лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо осуществлять на основе тщательного анализа и учета специальных потребностей каждого обучающегося.
  • Структура содержания профессионального обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития строится на основе двух групп принципов: принципа профессиональной направленности в соответствии с требованиями профессиональной квалификационной характеристики, предъявляемых рабочему в современных социально-трудовых условиях, и специальных принципов для коррекционного обучения.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. В группу специфических принципов входят: принцип коррекции умственных и физических недостатков учащихся принцип индивидуализации и дифференциации обучения принцип повторяемости учебного материала в обучении. Для реализации принципа коррекции умственных и физических недостатков выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции.  Общекоррекционные задачи направлены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых лиц. К индивидуальной коррекции относится исправление различающихся по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • В группу специфических принципов входят:
  • принцип коррекции умственных и физических недостатков учащихся
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  • принцип повторяемости учебного материала в обучении.
  • Для реализации принципа коррекции умственных и физических недостатков выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции.
  • Общекоррекционные задачи направлены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых лиц.
  • К индивидуальной коррекции относится исправление различающихся по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Принцип индивидуализации и дифференциации профессионального обучения неизбежно требует увеличения объема трудового обучения, в том числе практического повторения, которое должно составлять 50% всего объема часов, отводимого на трудовое обучение, и предполагает: ограничение количества отрабатываемых на уроке приемов труда; усиление внешнего контроля со стороны учителя на этапе закрепления двигательного трудового навыка; выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений; специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся в немедленном обнаружении ошибок при выполнении трудового задания, выяснение причин этих ошибок; выполнение необходимого количества упражнений для закрепления и автоматизации трудового навыка

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Принцип индивидуализации и дифференциации профессионального обучения неизбежно требует увеличения объема трудового обучения, в том числе практического повторения, которое должно составлять 50% всего объема часов, отводимого на трудовое обучение, и предполагает:
  • ограничение количества отрабатываемых на уроке приемов труда;
  • усиление внешнего контроля со стороны учителя на этапе закрепления двигательного трудового навыка;
  • выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений;
  • специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся в немедленном обнаружении ошибок при выполнении трудового задания, выяснение причин этих ошибок;
  • выполнение необходимого количества упражнений для закрепления и автоматизации трудового навыка

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Принцип повторяемости учебного материала в обучении предполагает осуществление системы возвращений к ранее изученному. Этому служит:
  • 1. применение разных видов и приемов повторений;
  • 2. повышение уровня сложности и полноты учебного материала от повторения к повторению;
  • 3. первоначальное объяснение технико-технологических сведений или новых приемов работы включает минимально возможное число познавательных единиц, но обеспечивает их понимание и твердое усвоение. Дополнительные сведения включаются в повторения на последующих занятиях ;
  • 4. при возвращении к ранее пройденному решается задача повышения уровня осознания. Устанавливаются новые, более отдаленные смысловые связи изучаемого материала с другими знаниями учащихся.
  • 5. на этапе практического повторения (тренировочные упражнения) происходит закрепление правильности трудовых приемов. Наращивание времени, отводимого на практические упражнения, осуществляется постепенно с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Существуют различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации. В соответствии с классификацией методов по основанию источника знаний (слово, наглядность, практика) выделены три группы методов: словесные (объяснение, описание, рассказ, беседа, инструктаж, технологическая карта, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация изображений, муляжей, кинофильмов, видеоуроков, презентаций и т.д.); практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, проекта, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, чертежей и т.д.).

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
  • Существуют различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации. В соответствии с классификацией методов по основанию источника знаний (слово, наглядность, практика) выделены три группы методов:
  • словесные (объяснение, описание, рассказ, беседа, инструктаж, технологическая карта, работа с книгой, учебным текстом);
  • наглядные (демонстрация изображений, муляжей, кинофильмов, видеоуроков, презентаций и т.д.);
  • практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, проекта, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, чертежей и т.д.).

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Выбор методов обучения зависит от степени сложности и содержательности учебного материала, а также индивидуальных особенностей учащихся, таких как замедленный темп формирования знаний, утомляемость, познавательная пассивность.
  • Оптимальным является обучение в замедленном темпе с использованием наглядных словесных методов и с показом приемов упражнений.
  • Отбор методов определяется рядом факторов:
  • у обучающихся сужены возможности восприятия учебной информации. Предпочтение отдается наглядным и практическим методам, методам словесной передачи.
  • нарушение речи у обучающихся предъявляет особые требования к словесным методам, объяснениям. Сложность овладения речью связана с тем, что необходимо не только понять значение слов, но и научиться воспринимать их на слух, четко произносить.
  • нарушение словесно-логического мышления у обучающихся предопределяет применение объяснительно-иллюстративных, наглядных, репродуктивных и частично-поисковых методов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. В основу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями наряду с дифференцированным положен деятельностный подход — «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Логика процесса обучения в деятельностном подходе: совместная деятельность учителя и учащихся; организация самостоятельной деятельности учащихся; Интериоризация (перевод внешней деятельности во внутренний план, опыт собственной деятельности).

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • В основу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями наряду с дифференцированным положен деятельностный подход — «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется».
  • Логика процесса обучения в деятельностном подходе:
  • совместная деятельность учителя и учащихся;
  • организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Интериоризация (перевод внешней деятельности во внутренний план, опыт собственной деятельности).
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным, касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность научения в соответствии с этой теорией значительно повышаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов : предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения: формирование действия в материальном (или материализованном помощью моделей) виде с развертыванием всех операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия во внутренней речи; переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным, касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность научения в соответствии с этой теорией значительно повышаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов :
  • предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения:
  • формирование действия в материальном (или материализованном помощью моделей) виде с развертыванием всех операций;
  • формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого;
  • формирование действия во внутренней речи;
  • переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
  • Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Метод проектов позволяет строить учебный процесс как организацию деятельности учащихся в социальной среде, ориентированную на обогащение индивидуального опыта. Основные положения системы: 1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы; 2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить практическую и теоретическую деятельность учащихся; 3) проекты увязываются с интересами учащихся и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.
  • Этот метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, инструктаж и т.д.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Основные требования к учебному проекту 1.Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком. 2.Планирование проекта — определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта. 3.Поиск информации — исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. 4.Продукт является конкретным результатом проекта. 5.Презентация продукта и защита самого проекта. 7.Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», если это практическая работа— результат должен быть готов к внедрению.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Основные требования к учебному проекту
  • 1.Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.
  • 2.Планирование проекта — определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта.
  • 3.Поиск информации — исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.
  • 4.Продукт является конкретным результатом проекта.
  • 5.Презентация продукта и защита самого проекта.
  • 7.Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
  • Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», если это практическая работа— результат должен быть готов к внедрению.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники, технологии, творческих областей. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
  • Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники, технологии, творческих областей.
  • Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
  • Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Выполнение коллективного проекта основано на внутригрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника. Технологии коллективного взаимодействия опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Выполнение коллективного проекта основано на внутригрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
  • Технологии коллективного взаимодействия опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит: позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата; межличностное диалогическое взаимодействие и общение участников, взаимопомощь друг другу ; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности; четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность; сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого; создание организационных условий: • особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:
  • позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата;
  • межличностное диалогическое взаимодействие и общение участников, взаимопомощь друг другу ;
  • определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;
  • четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность;
  • сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;
  • создание организационных условий: • особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Библиографический список:
  • Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8. Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8. Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
  • Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8. Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8. Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
  • Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10.
  • Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999.
  • Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8.
  • Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8.
  • Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г
Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития  строится из специфических принципов, методов и технологий,  с учетом специальных потребностей каждого обучающегося. Спасибо за внимание!

Профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!