А. Э. Егорова
ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель А. В. Чупахина
Специфика классического танца как основы развития
художественно-творческих способностей.
Классический танец канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. «Классика» в переводе с греческого означает «образец», то есть классический танец является образцовым стилем в хореографии, так как на его основах построены все танцевальные направления.
Классический танец представляет собой систему выразительных средств хореографического искусства, основанную на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. В основе учебной работы танцевальной подготовки участников детского хореографического коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца, который по праву считается одним из процессов подготовки к развитию творческой самореализации личности участника. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет.
Экзерсис классического танца давно доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения из экзерсиса классического танца очень последовательны, каждое из них имеет свою
определенную задачу. Упражнения не только тренируют тело ученика, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца [1]
Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для физического, морального и эстетического развития юных учеников. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на его преподавание необходимо обращать очень пристальное внимание. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.
Классический экзерсис у станка важен, прежде всего, тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А.Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус – основа для всякого па. Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения» [2]. Поэтому основная задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины учащихся.
Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонков, косолапости и т.д. Вместе с тем, упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для современного подрастающего поколения в нашем обществе.
Помимо содействия физическому воспитанию учащихся классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учеников основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев. Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями. [3]
Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouverte), скрещенных (crouese) и не скрещенных (effase) позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehours) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и обор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими признаками: группа вращений (pirouettes, tours, fouettes), группа приседаний (plie), группа положений корпуса (attitudes, arabesqes) и др.
Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности, поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности. Анатомическое строение скелета человека, в частности, тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотном положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться.
Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело участника приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его – гармоничными и законченными. Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности: руки, корпус и голова,
Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю. Движения должны быть точно согласованы с ритмом музыки. Классический танец в хореографическом коллективе системы дополнительного образования детей несет колоссальную нагрузку в воспитании учеников, так как формирует воображение, его индивидуальность, способствует созданию хорошей физической формы и т.д.
Обучение учеников хореографического коллектива классическому танцу является подготовкой к их самостоятельному творчеству, побуждением к выполнению творческих заданий, динамичному связыванию ученика с искусством танца, способствует возбуждению творческой фантазии ученика, основным катализатором которой является музыка и танцевальные движения.
Хореография в лице классического танца в процессе воспитания ученика затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу через показ имитацию человеческих характеров, способствует формированию моральных качеств. Результатом этого становится то, что ученик начинает различать плохое и хорошее, чувствовать прекрасное начало, приобщаться к миру духовности и красоты [4].
Таким образом, логично придти к выводу, что обучение классическому танцу в детском хореографическом коллективе ведет к полноценному эстетическому совершенствованию возможностей ученика, к развитию его творческих способностей, а также к формированию гармоничного физического развития эстетических впечатлений.
Список использованных источников:
1. Большая Советская Энциклопедия 3-е издание.-М:Советская Энциклопедия , 1968-1979.
2 . Маслоу А. Мотивация и личность.-СПБ.: Евразия, 1999.
3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа,1981.
4. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. 296 с.