2.1.Сленг с точки зрения морфологии и словообразования Процесс словообразования идёт в соответствии с правилами русской словообразовательной системы. Как правило, в основе каждого словообразовательного гнезда лежит заимствование или изменение иноязычной корневой морфемы, аббревиатуры. Продуктивны приставочный, суффиксальный способы словообразования а) Образование новых слов происходит путем присоединения суффиксов, имеющих определенное значение к иноязычной морфеме. Активны, в частности, заимствования с иноязычным же суффиксом - ер: браузер, мейлер, лузер, юзер. Также используются суффиксы -щик/-чик: отладчик, загрузчик, перекодировщик, в результате получившиеся слова означают программы для выполнения соответствующих действий. б) В некоторых словообразовательных моделях более активно используются исконные корневые морфемы. Активно усечение основы слова с прибавлением с суффикса – к (а): мобилка, качалка. Встречается и усечение: "скопируй программу" - "скачай прогу" в) Наблюдается также комбинация различных способов словообразования; сложение слов: чат – болталка, многольда, вкуснаяеда. 2.2.Лексика и семантика жаргонной лексики а) Новые значения появляются у слов исконно русских преимущественно с заимствованием иноязычных слов для передачи нового значения. Например, слово "страница" имеет синонимичное значение заимствованию из английского языка "сайт" или Интернет-сайт – «хранения информации в Интернете». Лексика русского языка представляет собой не только простое множество слов, а систему взаимосвязанных единиц. б) Аббревиация является определенным кодом, используемым участниками Интернет сообществ. Система аббревиации Интернет обладает рядом присущих только ей характерных особенностей: 1. Большее количество аббревиатур создаются на базе англо - язычных слов: (plese, happi) 2. Представляют собой производные фразы, а не только словосочетаний: ТНТ, (англ. hop this). 3. Так же формируются на основе языковой игры: 10X (от англ. Thanks – спасибо). 4. Включают в себя графические знаки – буквы, цифры, символы. 2.3. Синтаксис и пунктуация в устной и письменной речи современной молодежи Основой синтаксиса Интернет - сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского литературного языка. По законам русской пунктуации в одном предложении не должно быть больше пунктограмм, чем слов, но это не относится к Интернет - сленгу. В русском языке точка ставится в конце предложения, выражая законченную мысль. Подростки чаще не ставят знаков завершения предложения или встречаются наборы знаков препинания в конце предложения «!!!!!!!!» «??» Это указывает на повышенную эмоциональность подростка. «С НГ!!!!!!» «дань какое дз на зафтра». Многоточие - особый знак препинания, состоящий из трёх точек. Он обозначает незаконченную мысль, также служит для обозначения прерванности речи или говорит об отсутствии аргументов. Многоточие используется для обозначения пауз, когда события или действия резко изменяются: .Многоточие может содержать много значений, но в Интернете подростки употребляют данный вид знака для выражения своих эмоций, чаще выражая недоумение или недосказанность мысли. В Интернет - сетях школьники не расставляют запятые. Это связано с незнанием правил русской пунктуации, с неумением определять границы простых предложений в составе сложного. Запятые помогают понять смысл фразы, а отсутствие данного вида знаков вызывает затруднение в понимании смысла текста: «У меня сегодня дополнительные курсы буду поздно вечером к тебе приду правда много задали». В Интернете достаточно сложно найти использование двоеточия, тире, точки с запятой. Школьники в целях экономии времени не расставляют знаки в предложении, не отделяют каждую реплику в диалоге, не оформляя фразу с красной строки, используя тире. Это затрудняет прочтение и восприятие текста. Использование смайлов и графических знаков У вас на парте лежат смайлики я называю эмоцию, а вы поднимаете нужный смайлик Примеры графических изображений: :) Улыбка :( грусть, уныние ;-) подмигивание, заигрывание :-?) недоумение ???) удивление 3.1. Ошибки, допускаемые в речи учащимися при общении в социальных сетях Сделав скриншоты переписок учащихся в Интернет - сетях, я рассмотрела и проанализировала слова, употребляемые молодыми людьми во время переписки, и пришла к выводу, что, общаясь в социальных сетях, школьники изменяют слова и намеренно искажают их, что приводит к снижению грамотности учащихся. На основе переписок я сделала Интернет-словарь. Проанализировав словарь подростков Интернет - общения, я рассмотрела ошибки школьников и сгруппировала их по особым правилам: 1. Подражание детской речи. Употребление слова «няшка» вместо «милашка» фонетически придаёт детскость. Так же сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»). Примером в социальных сетях приветствия "ку!" является детская игра - прятки. ( Ку - ку, я здесь!!! Кукусики!!!) 2. Сокращение слов. Из-за убыстряющегося темпа общения в социальных сетях появляется необходимость передать большое количество информации за определенное время: «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «шк» - школа. 3. Влияние английского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает подражание английскому языку. При ответе на вопрос в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Также означает «Respect» — уважение (англ.) 4. Суффиксация. В общении школьников сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов, более типичных: «спасибо»— «спасиб-он», «день»—«ден-яг-а». Большее количество подростков широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «спасибки», «сибульки», «сибки», «пасибки», «спасибульки», «пусичка», «лапулечка», «няшистики». 5. Словотворчество. Возникновение некоторых слов (например, «сибо» - «спасибо», «сириусли» - «серьезно») невозможно объяснить никакими правилами языкового словообразования, это стремление выделиться среди друзей и показать что-то новое. 3.1. Ошибки, допускаемые в речи учащимися при общении в социальных сетях 1)Замена буквы «б» меняется на букву «п» (Спасип) 2)Сокращения и аббревиатуры (привет-при) 3)Звукоподражания (аха-ха, ууу, мда) 4)Написание слов по произношению (нормально - нармас, хорошо - харош) 5)Неверное построение предложения, отсутствие пунктуации (гак ты сёня) 6) Использование графических знаков вместо пунктограмм (прива!=) 7)Написание с маленькой буквы имён собственных (даха чо делашь?) 8)Орфографические ошибки в написании –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть) 9)Опечатки: (потом -попом); Проанализировав ошибки учащихся, можно их классифицировать по двум группам: 1. Обыкновенная неграмотность. Учащиеся не могут применить и определить законы орфографии русского языка, или попросту подростки не учили в школе правила и теперь затрудняются при написании какого - нибудь сложного слова. Ребята допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки. 2. Нарочитая неграмотность. В этом случае безграмотность возведена в правило. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дарога»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). 3.2.Влияние Интернет - сленга на лексику современного подростка Внимательно изучив сленг школьников, я пришла к выводу, что можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны влияния жаргонных слов на культуру речи обучающихся. Положительные стороны Интернет - сленга. 1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Они могут свободно и просто общаться на любые темы. Ребята перестают ощущать одиночество и их проблемы быстро решаются с друзьями, а в наше время это важно. 2. Интернет- сленг позволяет общаться быстро, доступно, что очень удобно. 3.Такой язык делает общение простым, понятным и веселым. Отрицательные стороны Интернет - сленга. 1. Из-за применения Интернет - сленга школьники пишут с ошибками и сокращениями, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в жизни. 2. В речи школьников появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода и понимания. 3.Интернет-общение содержит много нецензурных и ненормативных слов, которые пагубно влияют на культуру речи учащихся. (слайд 21) А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение |