СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфическое нарушение письма у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из требований ФГОС НОО является сформированность у детей языковой культуры, овладение грамматическими нормами языка, что является составной частью общей языковой культуры человека, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Просмотр содержимого документа
«Специфическое нарушение письма у младших школьников»



Одним из требований ФГОС НОО является сформированностьу детей языковой культуры, овладение грамматическими нормами языка, что является составной частью общей языковой культуры человека, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении. При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их. Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается так называемая оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Поэтому тема моей работы «Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ».





Условия формирования моего вклада в развитие образования включают:

1.научно-исследовательские условия, где отображена моя поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований по психологии и педагогике, связанные с профилактикой и устранением у младших школьников с ОВЗ оптической дисграфии .

2. методические условия, которые демонстрируют мой поиск в области методики применения приёмов устраняющих дисграфиюу обучающих с ОВЗ

3.организационно-педагогические условия, связанные с участием в работе школьных и городских методических объединений, а также в сетевых профессиональных педагогических сообществах учителей начальных классов и логопедов.



















В массовой педагогической практике наблюдается противоречие, когда ученики хотят писать грамотно, но возникают трудности ещё на начальном этапе обучения . Нарушения письма серьезно препятствуют освоению образовательной программы и не могут быть компенсированы ребенком самостоятельно без специальной помощи, что определяет необходимость проведения профилактической работы. Это обусловило актуальность моей работы, которая на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что для современной школы весьма весомой проблемой является возникновение школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения. Одной из ее причин является нарушение письменной речи (дисграфия).















О птическая дисграфия связана с недоразвитием зрительных и пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Л.С. Волкова определяет её как «частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешаниях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений».

Теоретической основой исследования являются: – положения исследований в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева); – исследований, в которых выделены предпосылки овладения письменной речью (А.П. Воробьева, Л.С. Цветкова, Р.И. Лалаева).Р.И. Лалаевой разработана новейшая классификация дислексии, которая включает следующие виды: фонематическую, семантическую, временно-пространственная организация усовершенствуется, могут остаться в виде последствий трудности чтения и письма

Различные исследователи по-разному систематизировали данное несоблюдение. На базе их работ была создана классификация, включающая в себя пять ведущих типов дисграфии: артикуляторно-акустическую; оптическую; аграмматическую; дисграфию.

Особым видом дисграфии считается – оптическаядисграфия. При данной форме дисграфии у детей наблюдается ряд таких нарушений: проблемы со зрительным восприятием, анализа и синтеза, а также несовершенство «моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы».

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой стойкого неусвоения графического образа букв некоторыми учащимися. При письме буквы искажаются или заменяются, наблюдается зеркальное написание.

Такие дети не улавливают тонких различий между буквами, что приводит к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Неустойчивый образ букв, смешивание их по кинетическому и оптическому сходству приводит к оптическойдисграфии.



Цель моей работы и задачи для её решения показаны на слайде.



Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.










Деятельностный аспект моей деятельности включает в себя 3 этапа :диагностический, практический, результативный.ГИПЕРРСЫЛКИ ( нажать на подчёркнутые слова )обратно на треугольники нижний правый уго

1.Диагностический этап.На диагностическом этапе ставлю следующие задачи:

- выявить уровень развития зрительного восприятия;

- выявить уровень сформированности пространственных представлений;

- изучить особенности конструктивной деятельности;

- выявить сформированность понятий об основных единицах времени.

На первом этапе провожу серию диагностических заданий, которые направлены на изучение состояния пространственных ориентировок, состояния ориентировки во времени, состояния речезрительных функций.

Также провожу анализ письменных работ учащихся.

Виды работ:

На диагностическом этапе с целью обследования состояния пространственных представлений использую методики:

« Домик», « Пробы Хеда», « Графический диктант», метод беседы и наблюдения, а также ряд специальных заданий.

Изучение временных представлений учащихся провожу посредством свободной беседы по темам: «Год», « Времена года», « Месяцы», « Неделя», « Сутки».

Исследование состояния речезрительных функций провожу по альбому оптических проб (знание печатных и рукописных букв).



На втором этапе реализую следующие задачи:

- развитие зрительногогнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;

- уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений.

В связи с этим при устранении оптической дисграфии провожу работу в следующих направлениях:

1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.

3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

4.Формирование буквенногогнозиса, дифференциации зрительных образов букв













1 .Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти.

С целью развития зрительной памяти предлагаю следующие задания:

- Игра « Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

-Зрительные диктанты «Продолжи строчку». 

- « Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй.

- Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»

2 Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания.

С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаю следующие задания:

- Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

- Назвать перечеркнутые контурные изображения.

- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

- Определить, что неправильно нарисовал художник.

- Игра « Геометрическое лото».- Составление разрезных на части картинок.

- Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

3.Приемы по формированию пространственных представлений.

В содержание логопедической помощи учащимся включаю работу по коррекции пространственно-временных представлений.

Ориентироваться в окружающем пространстве учатся постепенно:

-Беседа о пространстве, что это такое?

- Осознание собственного тела, различение стороны собственного тела, окружающих объектов.

- Определение последовательности предметного ряда, числового ряда.

- Пространственное расположение различных предметных картинок, графических знаков, фигур и букв.

- Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв.

- Сходства и различия между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.

Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях способствуют развитию: звукослогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи, формированию и развитию мыслительных операций.

4.Формирование буквенногогнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв предлагаю следующие задания:

- Найди букву среди графически сходных.

- Соотнеси буквы, выполненные разным шрифтом.

- Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром. Дописать букву.

- Определить правильно и неправильно написанные буквы.

- Узнать буквы по их зеркальному изображению.

- Назвать буквы, наложенные друг на друга.

- Конструирование букв из элементов.

- « Фокусы с буквами».

- Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов).

Для лучшего усвоения букв рекомендуется срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.




Итоговый – оценочный этап.

На третьем итоговом – оценочном этапе оцениваю эффективность проведенной коррекционной работы, провожу повторную проверку письма, анализирую различные виды письменных работ детей.

Способом оценки служат срезовые, проверочные работы, включающие в себя:

- тестовые задания, по которым оценивается уровень пространственно-временных представлений;

- диктант с грамматическим заданием;

- изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;

- устный опрос.





















Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма. Смешение букв по оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Система упражнений, которую я выстроиланаправлены на профилактику оптической дисграфии и помогают формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья правильное письмо, зрительно — моторную координацию, ассоциативное мышление.Оригинальный способ запоминания букв – упражнение «Тело-буква». Учащиеся изображают буквы с помощью своего тела, тем самым уточняя пространственный и моторный образ графемы.Для ассоциативного и прочного запоминания букв применяю веселые занимательные стихи. Каждое стихотворение становится яркой мнемонической зацепкой, так как указывает на характерный образ буквы, и расположение ее пространственных элементов. Как показывает моя практика, использование мнемотехнических и ассоциативных приемов помогает облегчить процесс запоминания и последующего воспроизведения целостного образа букв. Несколько стихов представлены на слайде.Например:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла (О).

Три шипа, а снизу палка,
Чьи-то шины очень жалко! (Ш)

Я калитку мастерил,
Верх из трёх дощечек сбил,
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква? (И)





Результативность педагогической деятельности по моей теме была изучена с помощью диагностики сформированности оптико-пространственных представлений по Р.Н. Лалаевой и В.Л, Венедиктовой. В начале учебного года мною были обследованы учащиеся 1-4 классов.

При изучении состояния пространственных представлений у учащихся возникали следующие проблемы:

64% имеют низкий уровень ориентировки в пространстве.

Изучение выявило у детей слабую ориентировку во времени:

80% имеют низкий уровень сформированности временных представлений.

При изучении речезрительных функций возникали следующие проблемы:

неправильно называют буквы среди графически сходных,

затрудняются в конструировании букв,

не сформированы представления о структуре зрительного образа.

При анализе ошибок на письме у учащихся 2-3 классов в начале учебного года встречаются замены сходных букв на письме:

20% - замена букв по количеству элементов,

32%- замена букв по пространственному расположению,

16% - зеркальное написание,

36% - смешанные ошибки.

В течение года с учащимися 1-4 классов проводились занятия по предупреждению и устранению оптической дисграфии, велось динамическое наблюдение за развитием пространственно-временных представлений и влиянием их развития на качество письменной речи.

При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.К концу учебного года в состоянии развития пространственно-временных представлений отмечались положительные тенденции, что представлено на диаграмме на слайде , так же была проведена проверка письма.Здесь я использовала экспресс-диагностику письменной речи

младших школьников (по Садовниковой И.Н.)За период обучения картина резко изменилась к лучшему. У большинства учащихся после коррекционной работы сократились стойкие ошибки оптического характера.

Целенаправленная работа над каждой из групп графических ошибок обязательно дала положительный результат.


Опыт моей работы был представлен на различных уровнях. Это выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов

Выступление на педагогическом совете школы

Участие в семинаре –практикуме

Публикации в электронных СМИ, что доказано, полученными дипломами и сертификатами.















Вывод: При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени. Эффективность устранения нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Опыт может быть использован в работе по любым УМК учителями начальных классов, учителем- логопедом .Мой опыт имеет незаконченный характер, он будет дорабатываться, совершенствоваться, что позволит создать системно - деятельностную модель профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников с ОВЗ. Новизна заключается во внедрение собственного опыта по систематизации и использованию комплекса лексико-орфографических упражнений и мнемонические зацепки для профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников.

Литература, которую я использовала в своей работе показана на данном слайде.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!