СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спектакль по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инсценировка среди обучающихся 

Просмотр содержимого документа
«Спектакль по биологии»

Спектакли, вечера

«На войне как на войне»
(сценарий спектакля)

Действующие лица:

Наши:

Тимус – генерал.

Т-лимфоцит – киллер-спецназовец.

Т-хелпер – диспетчер в штабе иммунной защиты.

В-лимфоцит – старшина милиции.

Макрофаги – участковые.

Иммуноглобулины (антитела) – рядовые милиционеры.

Кожа.

Слизистая.

Желудок.

Враги:

Микроб-инструктор школы диверсантов.

Холерный вибрион.

Вирус гриппа.

Вирус простуды (риновирус).

Вирус полиомиелита (пикорнавирус).

ВИЧ (вирус СПИДа).

Другие вирусы.

Картина первая

Декорации на сцене изображают школу диверсантов. Перед доской прохаживается Инструктор – бывалый микроб, весь в шрамах, с черной повязкой на глазу, одна рука – в черной перчатке (протез). Перед ним за партами сидят слушатели школы – вирусы, бактерии, простейшие. На доске – карта Тела.

Инструктор. Итак, продолжаю. Каковы две главные задачи паразита?

Холерный вибрион (мечтательно). Проникнуть на территорию хозяина и устроиться там жить...

Инструктор. Правильно. Так вот, отрабатываем тактику проникновения. (Обращается к карте.) Перед вами карта Тела. На первый взгляд организм человека кажется совершенно неприступным. Однако если постараться, можно отыскать лазейки. Вот, например, кожа. Она первой встретится вам на пути.

Вирус гриппа (перебивает). Так это же главная линия обороны! В нее не пролезешь – уж очень клетки плотно друг к другу подогнаны. Да и химическая защита там на высшем уровне.

Инструктор. Не перебивать! А кто вас заставляет проникать через здоровую Кожу? Вы ищите лазейки: там порез, там ожог или царапина. Некоторые наиболее продвинутые в эволюционном отношении паразиты даже насекомых привлекают в качестве транспортного средства. Малярийный плазмодий, например, – комара, трипаносома – муху цеце.

ВИЧ (вкрадчиво). А еще лучше – пробраться внутрь Тела при помощи шприца.

Риновирус. А как же стерилизация?

ВИЧ. При желании можно и нестерильный шприц отыскать.

Инструктор. Так, слушайте дальше. Второй путь проникновения – через вентиляционную шахту, то есть носовую полость. Она всегда открыта, свежий воздух Телу нужен постоянно.

Риновирус. Ну да, через шахту... Там лес дремучий, заплутаешь. И Слизь там постоянно патрулирует. Чуть зазеваешься, чихнут – и нет тебя.

Инструктор. А вы не зевайте. В нашем деле главное – натиск и скорость. Не хотите через вентиляционную шахту, попробуйте через пищеблок. Только этот третий путь – самый опасный.

Холерный вибрион. А почему это пищеварительный тракт опасный? Вроде такой широкий – въезжай не хочу!

Инструктор. Ага, до желудка только и доедешь, а там тебя в соляной кислоте сварят. И это еще в лучшем случае, а то лизоцимом прикончат еще в ротовой полости.

Вирус гриппа. А если через слуховое окно?

Инструктор. Там серой заминировано.

Риновирус. А если через глаза?

Инструктор. Слезами смоют и омоют.

Пикорнавирус. Может, еще лазейки есть?

Инструктор. Есть еще канализационный сток, но это на любителя. Хотя некоторые смельчаки и там рискуют. В общем, мое дело – предупредить.

Итак, вы оказались на вражеской территории. Не думайте, что вас там встретят хлебом-солью. Вас там встретят с распростертыми объятьями и… уничтожат, если поймают. А что делать, чтобы не поймали?

Холерный вибрион. Знать своего противника в лицо!

Инструктор. Правильно. Посмотрите на фотографии тех, кто будет вас разыскивать (демонстрирует фотографии В-лимфоцитов и антител). Эти любят хватать наших. Особенно же опасайтесь вот этих (демонстрирует фотографии макрофагов и Т-лимфоцитов). Эти или сожрут, или взорвут. (Раздает фотографии микробам.)

Хотя не все так уж плохо, эволюция на нашей стороне. Запомните, выживают только те микроорганизмы, которые способны обмануть иммунную систему.

Как только вы окажетесь в Теле, вас попытаются схватить. Как этого избежать?

Вирус гриппа. Спрятаться!

Холерный вибрион. Замаскироваться!

Инструктор. Правильно. Самое главное – маскировка. Покройте свои мембраны защитным слоем липидов, а еще лучше вообще закапсулируйтесь. Тогда и сыщики вам на хвост не сядут, и соляная кислота в желудке не растворит. Если, конечно, вы там долго плавать не собираетесь.

Риновирус. А если все-таки схватят?

Инструктор. Тогда используйте химическое оружие. Заранее запаситесь токсинами или ферментами, убивающими фагоцитов, – секретируйте, растворяйте направо и налево. главное – прорваться в клетки.

Пикорнавирус (жалобно). А если все-таки съедят?

Инструктор (бодро). И тут не теряйтесь. Из любого, даже самого безвыходного положения есть выход. (Демонстрирует плакат). Итак, вас съели, или, говоря научным языком, путем фагоцитоза вы оказались внутри макрофага. До того момента, пока с фагоцитарной вакуолью не слились лизосомы с пищеварительными ферментами, у вас еще есть время. Используйте его!

В аудитории заметное оживление.

Риновирус. Так переварят же!

Инструктор (гордо). Мои лучшие ученики используют следующие методы, препятствующие их уничтожению фагоцитом. Агент 001 – Mycobacterium tuberculosis, возбудитель туберкулеза – подавляет слияние лизосом с фагоцитарной вакуолью; агент 002 – Mycobacterium leprae, возбудитель проказы, – напротив, укрепил внешнюю оболочку настолько, что ему не страшны фагоцитарные ферменты; и, наконец, лучший из агентов – агент 003, Trypanosoma cruzi – вообще покидает фагосому и живет себе припеваючи в цитоплазме.

Ну да вам до этих спецов еще далеко. Старайтесь не допускать контакта с иммунными клетками. А для этого спрячьте подальше свои антигены. По ним-то и обнаружат, что вы для Тела чужие.

(Инструктор в последний раз проверяет снаряжение каждого из диверсантов: плащ с капюшоном, гранаты в карманах и документы. Перед закрытым занавесом появляются Микробы. Они в полном боевом снаряжении.)

Вирус гриппа. Ну что, паразиты, давайте прощаться. Я, пожалуй, через вентиляционную шахту двину. Самый верный путь.

Риновирус. Возьми меня с собой!

Вирус гриппа. Очень ты мне нужен, еще с тобой возиться.

Риновирус (жалобно). Ну, пожалуйста, я тебе в тягость не буду, я маленький.

Вирус гриппа (оглядев оценивающе микроба). Ну ладно, пошли, вдвоем веселее.

Холерный вибрион. А я через пищеварительный тракт попробую.

Пикорнавирус. Не страшно? А как же лизоцим в ротовой полости и соляная кислота в желудке?

Холерный вибрион (хвастливо). Да что мне кислота! Я строго по инструкции – инкапсулировался. Мне бы только до кишечника добраться, а там я любую клетку вскрою.

Пикорнавирус. Хвастаешь!

Холерный вибрион. Это малярийный плазмодий хвастать любит. У меня же такой ключик есть, что любой мембранный замочек открывает. Я его поверну, и клетка меня сама внутрь впустит. А там уж я повеселюсь. Первым делом поры пооткрываю и всю воду из клетки выпущу!

Пикорнавирус. Зачем?

Холерный вибрион. А просто так, из вредности. Пошли со мной?

Пикорнавирус. Да боязно как-то, хотя вдвоем, конечно, сподручнее.

Холерный вибрион. А что это у нас пятый все помалкивает? Ты-то как внутрь забраться собираешься?

ВИЧ (загадочно). Не барское это дело – где ни попадя лазить, я лимузин жду.

Вирус гриппа. Это шприц-то? Ну, жди, дожидайся, так и разбежались тебе нестерильный лимузин подавать.

ВИЧ. Ничего, я терпеливый.

(Звучит музыка песни «Атас» группы «Любэ».)

Все (поют).

Макрофаги и В-лимфоциты

Притаились в засаде, а зря.

В Теле клетки иммунной защиты

Ловят банду и главаря.

Все равно обойдем все засады,

Все ловушки и мины пройдем.

Нет от нас настоящей преграды –

Мы лазейку в теле найдем!

Припев:

Атас! Эй, веселись, микробов класс,

Живите вирусы, любите клеточки.

Атас! Еще попомнят нынче нас,

Холера в печень им, атас!

(Микробы прощаются и расходятся. Занавес.)

Картина вторая

Декорации на сцене изображают штаб иммунной защиты. За столом заседают Тимус, Кожа, Слизистая, Желудок. На заднем плане стенд «Их разыскивает милиция», на котором помещены «портреты» червей-паразитов (аскариды, бычьего цепня), простейших (дизентерийной амебы, малярийного плазмодия, трипаносомы), бактерий (хламидии, стафилококка), вирусов (гриппа и т. п.).

Тимус. Все вы прекрасно знаете, что мы живем во враждебном мире, наполненном огромным количеством инфекционных агентов (обращает внимание на стенд). Они относятся к разным царствам и классам, но их объединяет то, что все они паразиты. Эти дармоеды рады были бы использовать наше Тело в качестве среды обитания и для размножения, но мы, защитные силы организма, всегда начеку и не дремлем. Первая линия обороны, докладывайте!

Кожа (жеманно). Все в порядке! Ожогов не было, потовые железы в норме, сальные вроде бы тоже. Так что рН 5,5!

Тимус (ехидно). А золотистый стафилококк как поживает?

Кожа (испуганно). Давно не виделись! А что, ожидается?

Тимус (успокаивающе). Да ладно, это я пошутил.

Кожа (обиженно). Ничего себе шуточки… В прошлый раз все волосяные фолликулы мне обгрыз. Так разошелся – еле-еле ультрафиолетом угомонили.

Тимус. Так, значит, с кожей все в порядке. А как у нас слизистая трудится?

Слизистая (громко высморкавшись). День и ночь боремся. Так и норовит всякая нечисть к эпителию прицепиться. Уж мы и лизоцимом их, и муцином, и ресничками выметаем. (Чихает.) Самый напряженный у нас участок обороны.

Тимус. Так все ли в порядке?

Слизистая. Пока да. Пытались, правда, какие-то вирусы на днях внедриться. Так мы им шикарные похороны организовали, на носовом платке.

Тимус. Молодцы! А в пищеварительном тракте как дела?

Желудок. У меня с микробами разговор короткий – в соляную кислоту их, и амба!

Тимус. Значит, никто в кишечник не прорвется?

Желудок. А если и прорвутся – там все вакантные места кишечной палочкой заняты. Она знает, как с потенциальными преступниками разговаривать – голодом их морит.

Тимус (довольно). Значит, все о’кей?

Кожа. Да, если не считать одной мелочи.

Тимус. Какой? В обороне мелочей не бывает. Докладывай!

Кожа (встав по стойке «смирно»). Было одноразовое проникновение шприца в кожные покровы. Правда, он только до капилляра и обратно!

Тимус. Зачем проникал?

Кожа. Не могу знать! Вроде, лекарство какое-то вводил, а может, вакцину?

Тимус. Ничего себе разница! Что же ты молчала? Если лекарство, то бог с ним, а если вакцину? Так это же тревога № 1 – МОБИЛИЗАЦИЯ ВСЕХ ЗАЩИТНЫХ СИЛ ОРГАНИЗМА. Это ж опять нам небось учения устраивают!

Тимус (звонит по телефону). Алло! Алло! 42-й лимфатический узел? Кто на проводе?

Макрофаг. Дежурный макрофаг номер 1 322 566!

Тимус. Доложите обстановку.

Макрофаг. Все спокойно, патрулируем.

Тимус. Спокойно, говоришь? Опять к стенке приклеился и дрыхнешь? А как насчет вторжения инородного тела?

Макрофаг. Какие тут стенки? Это в легких отоспаться еще можно. А насчет инородного тела... (Чешет затылок.) Это вы о шприце, что ли? Да какое оно инородное? Будто в первый раз проникает!

Тимус. Отставить разговорчики! Докладывайте по форме!

Макрофаг. Шприц был, помню. А вот кто из него десантировался – не помню.

Тимус. Как это не помню? Я тебя под трибунал за такое ротозейство!

Макрофаг (оправдывается). Да разве тут за всем уследишь? Одних лимфоцитов тьма-тьмущая, так и мелькают туда-сюда, туда-сюда. Да вы не волнуйтесь, ищем уже.

Тимус. Попробуйте только мне не отыскать! (Бросает телефонную трубку.)

Занавес.

Перед закрытым занавесом появляется Пикорнавирус. Его крепко держит за руки Иммуноглобулин. Они борются.

Вирус. Вот привязался! Отстань, говорю!

Иммуноглобулин. Сюда, на помощь! Спасите, помогите! Я преступника опознал!

Вирус. Да что ты ко мне прилип, отвяжись!

Антитело. Давненько мы таких дожидаемся, голубчик, соскучились даже. а ну предъяви антиген!

Вирус. Никакого у меня антигена нет, и вообще свой я – палочка я кишечная.

Антитело. Ах, палочка, говоришь! А не елочка? Еще сказки он мне будет рассказывать! где ж это видано, чтобы кишечная палочка в крови свободно себе разгуливала. Да еще вот незадача какая: ориентировочка на тебя в иммунной системе сохранилась. Сразу опознали. Ты арестован!

Вирус. Ах ты, мелочь! Ну вот я тебя сейчас ферментом...

(Микроб пытается освободить руки, но Иммуноглобулин крепко его держит. Звучит таинственная, немного зловещая музыка. Появляется Макрофаг. он в просторной, ниспадающей одежде. Молча, не говоря ни слова, Макрофаг раскидывает руки, обволакивает борющихся и увлекает за сцену. Через некоторое время появляется один, потирая живот. В руке вертит антиген.)

Макрофаг. Ну до чего невкусный комплекс попался. Чуть не отравился. А вот это надо бы передать кому следует.

(Макрофаг уходит. Занавес поднимается.)

Картина третья

На сцене выстроились в шеренгу по одному Иммуноглобулины. У них в руках Y-образные миноискатели. Перед антителами прохаживается В-лимфоцит. Он в форме старшины милиции.

В-лимфоцит. Взвод, равняйсь, смирно! По порядку номеров рассчитайсь! (Антитела проводят расчет.) Вольно. Вы – иммуноглобулины – рядовые иммунной защиты. Мы спасаем Тело от неминуемой гибели в результате инфекционных заболеваний. Прежде чем вы отправитесь на дежурство, даю вам боевое задание…

Первое Антитело (перебивает). А вопрос можно?

В-лимфоцит. Кто это сказал? Выйти из строя! Лечь, встать, лечь, встать, лечь, встать! Встать в строй и не перебивать старшего по званию. Так вот, продолжаю. Ваше задание: вы должны бороться против вот этого антигена (демонстрирует антиген). Перед выходом на задание вам всем раздадут копии.

Первое Антитело. А если нам попадется другой антиген?

В-лимфоцит. Кто это сказал? Выйти из строя! Лечь, встать, лечь, встать, лечь, встать! Встать в строй. Если попадется другой антиген, не обращать на него внимания. Им займутся антитела из другого взвода.

Второе Антитело. А если мы найдем этого агента по антигену, нам его прикончить?

В-лимфоцит. Нет, ваше дело – только задержать и удержать до прибытия ближайшего Макрофага. Святое правило – никогда, ни при каких обстоятельствах не вредить своему Телу! Вы должны уметь отличать свое от чужого. Не вздумайте переродиться!

Третье Антитело. А если мы нечаянно перепутаем?

В-лимфоцит. Кто это сказал, выйти из строя! Лечь, встать, лечь, встать, лечь, встать! Я вам перепутаю! Еще аутоиммунитета не хватало во вверенном мне подразделении! Ну что, отдышались? Теперь повторим, что такое антиген.

Первое Антитело. Антиген – это любая макромолекула, чуждая нашему организму!

В-лимфоцит. А точнее?

Второе Антитело. Антиген – это вещество, способное вызвать иммунный ответ.

В-лимфоцит. Молодцы!

Все. Служим разумному Телу!

В-лимфоцит. Повторяю задачу. Патрулировать по крови. Разрешаю проникать и в другие жидкости Тела. Особое внимание уделять аденоидам, миндалинам, лимфатическим узлам и другим местам возможного скопления антигенов. Смотрите в оба!

(В-лимфоцит раздает Иммуноглобулинам антигены и уходит. Антитела маршируют и поют.)

Первое Антитело (поет писклявым голосом Стражника из «Бременских музыкантов»):

Почетна и завидна наша роль,

да наша роль, да наша роль!

Не может без охранников король...

Все остальные (перебивают, поют рэп):

Ну чего такое странное ты здесь говоришь?

Где ты видел короля? Или вовсе ты спишь?

Первое Антитело (не слушая):

Когда идем – дрожит кругом земля;

Всегда мы возле, возле короля...

Все: Парень вовсе свихнулся,

Мы вам точно говорим,

Начитался детских сказок –

В голове один дым...

Первое Антитело:

Ох, рано, ох, рано

Встает иммунная охрана!

Все (бодро):

И рьяно, и рьяно

Спасает тело от изъянов!

Первое Антитело (переходит на рэп):

А теперь вы все неправы –

Не изъяны, а микробы,

Мы – иммунные солдаты,

Победить ты нас попробуй!

Микробы – это болезнь!

Все (достают из-за спины автоматы):

Доктор пришел! Yes!

Занавес.

Звучит песня мушкетеров «A’ la guerre comme a’ la guerre» из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Перед закрытым занавесом появляется перебинтованный усталый Иммуноглобулин А. С другой стороны появляется Иммуноглобулин Е. В руке у него радиотелефон.

Иммуноглобулин А (говорит с трудом). Беда! Нарушение территориального суверенитета. Я только что из носовой полости. В слизистую внедрился чужеродный агент. Как я с ним сражался! Но силы оказались неравными, отлип он от меня – и в клетку. Только сфотографировать и успел. (Показывает фотографию Риновируса.)

Иммуноглобулин Е (спокойно). Подожди-ка минуточку. (Звонит по телефону.) Алло, тучная клетка? Боевой сигнал по форме № 1. Выделяй гистамин, вызывай на помощь нейтрофилы!

Иммуноглобулины прислушиваются. Вдали звучит сигнал горна «Тревога». Через некоторое время слышно раскатистое: «Ура!».

Иммуноглобулин Е. Все в порядке. Факторы иммунного ответа пошли в атаку.

(Иммуноглобулины поют.)

Иммуноглобулин А.

Противник пал, беднягу жаль,

Но наглецы несносны...

Иммуноглобулин Е.

Нам рано прятать в ножны сталь! (2 раза.)

Ответ иммунный быть должен грозным!

Вместе. Микробы лезут к нам,

A’ la guerre comme a’ la guerre,

Микробы лезут к нам –

Наглеют с каждым днем.

Мы на посту всегда

(На войне как на войне).

Мы на посту всегда

И гибнем, но поем!

(Иммуноглобулин Е, поддерживая, уводит со сцены Иммуноглобулина А. Занавес поднимается.)

Картина четвертая

По сцене ходят два антитела с Y-образными миноискателями.

Первое Антитело (поет).

Служили два товарища, ага! (2 раза)

Служили два товарища

в одном и том полку! (2 раза)

(Останавливается.)

Смотри, пакет какой-то подозрительный. Видно, опять кто-то теракт готовит, снова экзотоксины заложили. (Наклоняется, рассматривает что-то.) Кажись, фосфолипаза. Значит, Клостридиум пробегал.

Второе Антитело. Давай обезвреживай.

Первое Антитело (поет).

Вот мина им попалась, и ага (2 раза)

Вот мина им попалась, и товарищ мой утих. (2 раза)

(Боязливо.) Легко сказать, обезвреживай. Антитело ошибается раз в жизни. А если взорвется? Все здесь поляжем.

Второе Антитело. Не взорвется. Найди у него активный центр и измени конформацию.

Первое Антитело. Вот сам и ищи, раз такой умный, а я посмотрю, поучусь.

Второе Антитело. Отойди, трус несчастный. (Наклоняется и возится с пакетом.) Вот и все.

Первое Антитело. А что, мы этот токсин так здесь и оставим?

Второе Антитело. А ты метку оставь: «Заминировано». Фагоцит пройдет – сожрет. Наше дело пометить, а убираются пусть мусорщики.

Первое и Второе Антитела уходят. Появляются еще два Антитела.

Третье Антитело. Слушай, надоело – бродим, бродим и все без толку. Как в лимфатическом узле кровяное русло покинули, так еле-еле сквозь эндотелий капилляра протиснулись.

Четвертое Антитело. Есть меньше надо было.

Третье Антитело. Да ты что – я с самого рождения голодаю.

Четвертое Антитело. Что-то нет нигде нашего антигена, и все тут. Никто о нем ничего не слышал.

Третье Антитело. Скольких проверили – ни к одному не подходит.

Четвертое Антитело. Ну что, двинули в грудной проток, а оттуда обратно в кровь?

Третье Антитело. Постой, вон еще какой-то подозрительный. Может, проверим?

(Появляется Вирус гриппа. Вид у него потрепанный, но бодрый. Неожиданно он замечает Антитела.)

Третье Антитело. Стой! Куда? А ну предъяви антиген.

(Вирус гриппа медленно пятится. Антитела наступают, завязывается борьба.)

Четвертое Антитело. Наконец-то нашли. Это точно он, опознали! Держи его крепче. На помощь! На помощь!

(В пылу борьбы Вирус гриппа ухитряется освободить руку и прыскает в лица противников чем-то из баллончика. воспользовавшись замешательством антител, он скрывается за дверью с надписью «Клетка». Антитела, опомнившись, пытаются открыть дверь, но безуспешно. На шум прибегают Макрофаг и В-лимфоцит.)

Третье Антитело (оправдываясь). Мы нечаянно, мы не хотели...

Четвертое Антитело. Он нас чем-то опрыскал, а сам в клетку юркнул.

В-лимфоцит. Все, ребята, хана. Теперь придется спецназ вызывать. (Звонит по радиотелефону.) Алло, Т-хелпер? Киллера в 3264-й капилляр.

(Звучит музыка киллера. Появляется цитотоксический Т-лимфоцит. Он в камуфляже, в маске, весь обвешан оружием. Не глядя на присутствующих, начинает готовиться к штурму.)

Т-лимфоцит (грубо, но деловито). А ну, посторонись.

В-лимфоцит (примирительно). Да ладно тебе, мы же с тобой оба – лимфоциты, в одинаковых учебных заведениях обучались.

Т-лимфоцит. А ты меня с собой не равняй. Я в тимусе обучался, а ты небось в красном костном мозге? Мы-то покруче будем.

В-лимфоцит. Что тимус, что костный мозг – все равно первичные лимфоидные органы. (В сторону.) Вот задавака! (Т-лимфоциту.) Что делать-то собираешься?

Т-лимфоцит. А это не ваше гуморальное дело. Не справился с заданием – очисти капилляр. (Насмешливо.) Хорошо же тебя в костном мозге обучали – с простым вирусом справиться не смог.

В-лимфоцит (виновато). Да это ребята мои меня подвели. Оплошали. Что теперь делать-то будем?

Т-лимфоцит (поправляет). Не будем, а буду. Свободен, парень, ты свое уже отработал. А я только начинаю.

В-лимфоцит. Что делать-то будешь?

Т-лимфоцит. А взорву – и все дела.

Третье Антитело (вмешивается). Как это взорву? Это же наша клетка!

Т-лифоцит. Все, братан, теперь не наша. Была наша, а стала – вражеская территория. Теперь каждая минута дорога. Вот завершит вирус свою репликацию – и пиши пропало. Сначала он одну клетку захватит, использует ее как базу, размножится, а потом и на другие клетки Тела двинется. Лучше одной клеткой пожертвовать, чем потом все потерять. А ля гер, ком а ля гер, как говорится. А ну, посторонись!

(Т-лимфоцит закладывает взрывчатку, все залегают. Раздается взрыв. Занавес.)

Перед закрытым занавесом появляется Т-хелпер. Он разговаривает по радиотелефону.

Т-хелпер. Алло, 3264-й капилляр? Цитотоксический Т-лимфоцит? Ну что, киллер, как дела? Ориентировка верной была? Взорвал? Ну молодец, теперь давай возвращайся на базу. Конец связи.

(Снова набирает номер. В этот момент за спиной Т-хелпера появляется ВИЧ. Он незаметно подкрадывается и вонзает в спину лимфоцита кинжал. Т-лимфоцит шатается и падает на пол. Телефонная трубка выпадает у него из рук.)

Голос из телефонной трубки. Алло, Т-хелпер? Срочная помощь в слизистую верхних дыхательных путей. Массовое проникновение риновирусов. Алло, алло...

ВИЧ подбирает трубку, некоторое время вслушивается в голос, потом откидывает ее в сторону. После этого, не спеша, оттаскивает тело Т-хелпера в сторону.

Картина пятая

На сцене снова штаб иммунной защиты. За столом Тимус, Т-лимфоцит-супрессор, Желудок, Слизистая. Т-супрессор говорит по телефону.

Т-супрессор. Алло, лимфатическая система? Прекратить выработку киллеров! Отбой! Объявляю об окончании войны и полной демобилизации! (Кладет трубку.)

Тимус. Да, ну и денек выдался. Так со всех сторон микробы и полезли. Так ты говоришь, с холерным вибрионом справились?

Желудок. А как же. У нас с ним разговор короткий. Ну, он, правда, подготовлен был на все сто – и капсула, и ферменты. Через ротовую полость проскочил, и меня ему удалось провести. Да вот только в кишечнике ему туго пришлось. Сначала его Иммуноглобулин А повязал, а потом и Иммуноглобулин Е ключи от клетки отобрал. А там и макрофаги подоспели.

(Звонит телефон. Тимус берет трубку.)

Тимус. Ну что там еще? Что? Туберкулезная палочка в легкие проникла? Ну и что? Передайте сообщение Т-хелперам, а они уж знают, как поступить, не в первый же раз. Как это некому передавать? А куда они все делись? Убиты? Как это убиты?! Кем?!

(Тимус растерянно роняет трубку на рычаг.)

Слизистая. Что случилось, Тимус?

Тимус. Говорят, все Т-хелперы убиты...

Желудок. Как это убиты?! Кем?!

Тимус. Какой-то вирус неизвестный объявился, специализируется на Т-лимфоцитах.

Т-супрессор (задумчиво). С таким злодеем мы еще не сталкивались. Это же как надо было измениться в ходе эволюции, чтобы на защитных силах организма специализироваться?!

Слизистая (нервно). Что же теперь будет, кто наше Тело защитит? Мы же от обычного насморка теперь погибнуть можем!

Все молча смотрят друг на друга. Немая сцена. Под трагичную музыку токкаты ля-минор И.-С. Баха медленно опускается занавес.

 Бой Королю мусора и принцессе Замарашке
(экологическая акция-митинг)

Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Программа акции.

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории появления мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, лозунгов. Местом действия экологического десанта может быть территория ближайшего парка, сквера, школьного двора и т. д. Завершается акция митингом.

Оборудование: рисунок «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке» для оформления сцены, надписи к конкурсам, выставочные шкафы для поделок; костюмы Короля мусора, принцессы Замарашки, дворника, уборщицы, рокменов; метла и ведра для игры «Мусоробол»; носилки, грабли, мешки для мусора.

Подготовительный этап.

За две недели до акции на совете школьников принимается и вывешивается программа ее проведения, готовится сценарий акции, распределяются роли. В классах проводят тематические мини-исследования: «Что люди выбрасывают?», «Какой мусор и где мы оставляем?», «Компост своими руками», «Как сделать бумагу?», анкетирование на тему: «Чистый город».

Организуется экологический десант «Очистим планету от мусора», проходит конкурс поделок «Отходы – в доходы!» и конкурс плакатов «Приведи в порядок свою планету!». Готовятся выступления для митинга.

Действующие лица:

Первый спикер.

Второй спикер.

Первый лозунгмен.

Второй лозунгмен.

Король мусора.

Принцесса Замарашка.

Уборщица.

Дворник.

Библиотекарь.

Танцоры-рокмены.

Ход мероприятия

Первый спикер. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Митинг, посвященный борьбе с мусором, прошу считать открытым.

Второй спикер. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными.

Первый спикер. Знаете ли вы, что весь мусор вывозится за черту города на городскую свалку? В том случае, если его сжигают, образуются токсичные газы. Жители надеются, что когда-нибудь в городе появится мусороперерабатывающий завод.

Первый лозунгмен. Воздух города станет чище после открытия мусороперерабатывающего завода! Долой свалки и помойки!

Второй спикер. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.

Второй лозунгмен. Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрения! Стеклянные сосуды – на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить!

(С мешком в руках появляется принцесса Замарашка и обращается ко всем присутствующим.)

Принцесса Замарашка. Митинг они тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Прилетишь на другую планету, где людей нет, сразу заметно, что чего-то не хватает – пнуть нечего. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у мусорных баков. А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасывайте! Ведь чистота – это наш враг! Да у вас здесь непорядок… Ну, ничего, я сейчас наведу порядочек.

(Достает из мешка мусор и начинает повсюду его разбрасывать. В это время появляется Король мусора.)

Король мусора. Молодец, Замарашка! Правильные речи говоришь. А вы угадали, кто я? Я – Король мусора! Смотрите, какой я красивый!

(Показывает бороду, в которой запутались консервные банки, пачки от сигарет, фантики.)

Спасибо ребятам – тем, кто деревья ломает, мусор оставляет мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручать. Пойдем, Замарашка, поищем претендентов на награду!

(Король мусора и принцесса Замарашка уходят. Появляется уборщица.)

Уборщица. Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Как это вы, ребята, до такого дожили?! Не надо мусорить! Вы меня слышите? Мусорить не надо! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. Помните, друзья, как говорил Маленький Принц: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету! А еще, чаще играйте в мою любимую игру «Мусоробол». Кидайте мусор в мои удобные урны!

(Проводит игру «Мусоробол». Из зала приглашаются два участника, которые за 1 минуту должны разбросанный мусор забросить в стоящие на определенном расстоянии урны (ведра). Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.)

Второй лозунгмен. Играйте в мусоробол! Кидайте мусор в урны!

Уборщица. Ну а теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Мусорить и подметать!».

(Чертит круг диаметром 3 м, в котором разбрасывает мусор. Водящий встает в круг с метлой в руке и по сигналу начинает выметать мусор. Он считается победителем, если за 1 минуту очистит круг.)

Уборщица. Вы меня не подвели. Я думаю, что теперь вы уже не будете где попало бросать мусор. А Замарашек гоните!

Дворник. Короля мусора и принцессу Замарашку я замету волшебной метлой в урну.

(Под музыку начинает символически заметать Короля мусора и принцессу Замарашку в урну.)

Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!

Первый спикер. Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Первый лозунгмен. Отходы – в доходы!

Второй спикер. Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором – только желание и выдумка людей. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы – в доходы!».

(Награждаются победители конкурса поделок «Отходы – в доходы!». Демонстрируются лучшие работы.)

Первый спикер. «Очистим планету от мусора» – всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Школьники не только участвовали в уборке мусора, но и проводили исследовательские работы.

(Заслушиваются результаты проведенных исследовательских работ.)

Второй спикер. Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь. Дорогие ребята! Я к вам пришла с книгами и предлагаю после митинга обратить на них внимание. В них вы найдете много интересных сведений.

В рамках акции в нашей библиотеке был проведен опрос читателей. Судя по их ответам, только некоторые ребята иногда позволяют себе разбрасывать мусор. Они считают, что привыкнуть оставлять мусор в установленном месте будет очень трудно. Но ведь это возможно! Как вы знаете, проблема мусора – одна из глобальных проблем всего человечества. Возникло даже новое научное направление – гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор – это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными-гарбологами, которые помогут городу освободиться от мусорных «оков». А пока что от вас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. И конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!

Первый лозунгмен. Изучайте гарбологию!

Первый спикер. А сейчас сюрприз! В нашем митинге решили принять участие знаменитые рокмены. Встречайте!

(Звучит песенная композиция «Вечеринка» в исполнении Децла, появляются танцоры-рокмены и начинают танцевать. Во время исполнения танца (брейк) они скандируют лозунги: «Долой свалки и помойки!», «Мусор – в урны!», «Не губите Природу!», «Отходы – в доходы!», «Мусор Земле не к лицу!», «Выбор за нами!».)

Второй спикер. Никогда не забывайте, Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!

Звучит песенная композиция «Чистые пруды» в исполнении И. Талькова. Выходят все действующие лица и прощаются с залом.

«Клетка – кирпичик жизни»
(вечер)

Цель: углубление знаний учащихся о клеточной теории, поддерживание интереса к познанию живого.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; записи музыки Вивальди, Чайковского, натюрморты голландских живописцев, микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.

Ход вечера

1. Рассказ учителя об истории открытия клетки.

Учитель. Мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории ее открытия и создании клеточной теории.

Давайте вернемся мысленно и зрительно в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». А помогут нам в этом ребята одной из творческих групп, принимавшие активное участие в подготовке к уроку и обладающие артистическими способностями.

Ученик. XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

Учитель. XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время.

(Звучит запись музыки Вивальди.)

Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске – работы голландских пейзажистов XVII века; и здесь вы видите прекрасные картины природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие открытия совершили переворот в воззрениях на строение живых существ?

Ученик. 1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703), рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление. а что именно…

Учитель. Стоп! А что именно, давайте посмотрим вместе. Как это было?

Ученик. «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!» (Р. Гук).

Учитель. 1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

Ученик. «Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? (Без энтузиазма склоняется над микроскопом.) О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы в жизни. Да и по форме «зверушки» довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки крутятся в понятном только одним им танце…» (А. ван Левенгук.)

Учитель. О, этот XVII век – век великих открытий, чудной музыки Вивальди, которая звучит на сегодняшнем уроке. В этом же веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка.

Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришел XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркине, немцы М. Шлейден и Т. Шванн внесли свой вклад в изучение клетки.

(Звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Времена года».)

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи XIX века, музыку П. И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех её частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих учёных-биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это?

2. Дискуссия «ученых» по основным постулатам клеточной теории.

Ученик. Вот они, выдающиеся цитологи XIX века – Шлейден и Шванн.

Ученик. «На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни. Вот труд, созданный за многие лета моей жизни. (читает.) «Микроскопические исследования о соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитаю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги.

Постулат № 1. Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток; клетки эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам.

Постулат № 2. Каждая клетка в определённых границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток.

Позвольте зачитать третий постулат нашей теории, который считается весьма важным.

Постулат № 3. Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определённым законам образуются клетки». (Т. Шванн.)

Все. Достойное сочинение! Чудо! Великая философия жизни! Да здравствует клеточная теория! Да здравствуют Шлейден и Шванн! Да, это истинное творение науки!

Ученик. Минутку внимания, друзья мои! Это еще не вполне точные постулаты. Позвольте представить, Р. Вирхов – немецкий патолог, прошу любить и жаловать! А тот, кто читал его книгу «Целлюлярная патология», тот поймёт, что третий постулат Шлейдена и Шванна несовершенен и что его заменит новый:

«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения».

Учитель. Давайте вместе попытаемся проанализировать услышанное.

Почему возник спор между учёными? Кто прав в этом споре?

Как вы считаете, кто сыграл большую роль в развитии учения о клетке?

Как развивается клеточная теория в настоящее время?

3. Моделирование клеток живых организмов.

Учитель. Давайте сегодня попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. А вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение:

Возьмём, к примеру: дом стоит

Из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит

Из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна,

И в той стране столицей

Является ядро.

Внутри него хранятся

Запасы хромосом –

Дискеты с информацией.

В столице, как положено,

От центра совсем рядышком,

От мира отгорожено

Главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится

Огромным океаном,

Вокруг него границей –

Наружная мембрана.

И органы другие там

Трудом поглощены

Своим, согласно отраслям,

На благо всей страны.

Все знают, без энергии

Придет всему конец

Её даст митохондрия,

Работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы

Работа нелегка –

Их вклад такой весомый

При синтезе белка!

А эндоплазмы сети –

То транспорт для веществ.

Пути-дороги эти

Основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи,

Покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь,

Попробуй разгадай.

Учёным, чтоб решить секрет

Всех клеточных проблем,

Ещё на много сотен лет

Работы хватит всем.


Учитель. Попробуем сегодня смоделировать разные виды клеток. Чтобы составить модель, давайте вспомним общий план строения клетки. (работа со схемами у доски).

1) Составляется модель клетки эукариот (например, животной клетки); модель клетки прокариот.

– В чем их сходство и отличия?

2) Составляется модель клетки растений; модель клетки животных.

– Какие отличия можно обнаружить, и с чем они связаны?

3) Составляется модель вируса (например, бактериофага).

– Почему вирусы называют неклеточными формами жизни?

4. Подведение итогов.

Учитель. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Если да, то почему?

Клетка – это элементарная единица жизни.

Клетка – это открытая биологическая система.

(Дискуссия учащихся и выводы.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!