СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спектакль для детей по ролям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению недостаточно используемый. По данным психолого-педагогических исследований уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного очень низок. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога -психолога и воспитателей дошкольной организации становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки. 

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости в учреждениях дошкольной организации такого метода, как сказкотерапия.

Актуальность данного проекта обусловлена  потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых,   эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных  личностях.

Вид проекта: исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Вид проекта: исследовательский, групповой.

Взаимодействие: дети, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Проблема: в результате диагностики было выявлено, что дети имеют завышенный уровень тревожности, испытывают трудности при установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.

Цель проекта: устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, уменьшение  числа психосоматических заболеваний.

Задачи:

  1. научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  2. познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
  3. повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению  психических  проблем  (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
  4. Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения. Механизмы реализации:
  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли);
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;

Предполагаемые результаты от реализации проекта:

  1. Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
  2. Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  3. Умение решать психические проблемы (страх, тревожность);
  4. Снижение агрессивности,  тревожности, детской конфликтности;
  5. Раскрытие творческих способностей детей;
  6. Уменьшение числа психосоматических заболеваний.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь педагогам-психологам и воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Продукт детской деятельности:

  1. Инсценировка сказки.
  2. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

1. Теоретико-методологические основания исследовательской деятельности.

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:

Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.  

1.2. Методическая разработка по теме исследования

Проект осуществлялся в течение двух месяцев, включал в себя следующие этапы:

1. Овладение педагогами ДОУ основами применения сказкотерапии:

- изучение научной литературы;

- изучение опыта других педагогов по данному направлению;

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:

Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.

 

Просмотр содержимого документа
«Спектакль для детей по ролям»

СПЕКТАКЛЬ "Лесная школа" по мотивам немецкой сказки «Зайчики и Лиса», перевод О. Б. Садовой



Действующие лица:



  • Быстренок

  • Побегайчик

  • Смышленок

  • Лиса

  • Скок-поскок

  • Ворон-учитель



Картина первая



Звучит мелодия песни В. Шаинского «Учат в школе».Медленно открывается занавес. На сцене декорации, изображающие лесную поляну. На стволе дерева висит большая красивая картина, на которой изображена Лисица. На пеньках сидят зайчата. Музыка прекращается. Звенит школьный звонок. На поляну выходит учитель Ворон, в руках у него журнал и указка. Он подходит к столу. Зайчата встают. 

Ворон. Дети, здравствуйте! Садитесь.
(Зайчата садятся.)
Ворон (показывает на картину). Это Лиса.
(На поляну выбегает опоздавший зайчонок Быстренок.)
Быстренок. Можно, учитель? Ворон. Садись, да больше не опаздывай. Итак, продолжается урок. Это Лиса. Лиса хитрая и злая. Она ловит маленьких зайчат и съедает их.
Быстренок (обращается к Побегайчику). Это неинтересно. Лиса, Лиса... Где же Лиса? В нашем лесу нет Лисы. Я никогда еще не видел Лисы.
Побегайчик. Да успокойся, Быстренок, когда учитель говорит, то ты не должен разговаривать, слушай!
Ворон. Быстренок! Побегайчик! Не раз-го-ва-ри-вай-те! Будьте внимательны. Слушайте!
(Быстренок опускает голову на колени и «спит».)
Ворон. Итак, Лиса имеет желтый мех и длинный пушистый хвост. (Показывает на картинку.) Ее уши острые... Быстренок, повтори!
Побегайчик (толкает Быстренка). Быстренок, учитель спрашивает тебя.
Быстренок (подпрыгивает). А-а-а. Лиса... Лиса...
Ворон. Ну, что делает Лиса?
Быстренок. Ну... ну... Лиса... Лиса.
Ворон (зло). Садись, Быстренок. Ты получаешь сегодня и за поведение, и за ответ двойку. Ты должен быть более внимательным, когда я рассказываю. Скок-поскок, повтори, что я сказал Быстренку.
Скок-поскок. Надо быть внимательным на уроке, когда объясняет учитель.
Ворон. Правильно. (Видит, что Быстренок играет с рогаткой, и обращается к нему.)Быстренок, сейчас же неси на стол рогатку. (Быстренок нехотя идет и кладет на стол рогатку.) Больше не смей приносить на урок посторонние предметы.
Быстренок (положив рогатку на стол). Я больше приносить ничего на урок не буду.
Ворон. Садись. (Быстренок садится на место). Смышленок, повтори, что я сказал о Лисе.
Смышленок. Лиса имеет рыжий мех и длинный пушистый хвост. Ее уши острые.
Ворон. Что делает Лиса?
Смышленок. Она ловит маленьких, сладеньких зайчат и съедает их.
Ворон. Замечательно, Смышленок, садись. Я ставлю тебе оценку пять. Теперь слушайте дальше. Лиса живет в лесу. Она прячется в кустах, и если вы идете в лес, то должны быть внимательны и осторожны. (Звенит звонок.) Урок окончен. Вы можете идти домой. До свидания!
Зайчата (быстро встают с пеньков). До свидания, учитель Ворон.
(Зайчата убегают. Учитель снимает картину с елки и уходит.)

Картина вторая
Звучит лирическая мелодия в исполнении оркестра народных инструментов. Медленно открывается игровой занавес, на котором изображен зимний лес, лесная опушка. Сцена оформлена следующим образом: красочное зимнее панно; деревья в снегу, много снега. На сцену выходит Лиса. 
Лиса. Я голодна. Не идет ли там зайчишка? Я хочу поймать зайчишку, и тогда у меня сегодня будет хороший, аппетитный обед.
(Лиса слышит пение зайчат и прячется под елочкой со словами: «Я быстро, быстро спрячусь». (Из-за дерева виден рыжий хвост.)) Скок-поскок. Здесь замечательно, верно, Быстренок. Не поиграть ли нам в снежки?
Смышленок и Быстренок. Давайте играть! Играть в снежки?
Быстренок (видит хвост Лисы). Смотрите, какой замечательный цветок. Я хочу сорвать его.
Быстренок тянет хвост Лисы. Лиса выпрыгивает и пытается поймать его. Лиса. Я поймаю тебя, зайчишка, и съем!
Быстренок (испуганно кричит). О-о-о! Что же это? Это не цветок.
Скок-поскок. Быстренок! Беги быстрее прочь! Там Лиса!
(Побегайчик, Смышленок и Скок-поскок убегают.)
Быстренок. О ужас, Лиса!
(Лиса ловит Быстренка и хочет утащить его в лес. Слева выходит Ворон-учитель.)
Ворон. Что здесь случилось? Ах ты, рыжая разбойница. Оставь маленького зайчишку.
(Ворон налетает на Лису. Лиса отпускает зайца и убегает в лес. Быстренок плачет. Подходят Скок-поскок, Смышленок, Побегайчик.)
Ворон (обращается к Быстренку). Посмотри, Быстренок. Ты на уроке не слушал. Ты спал, когда я рассказывал про Лису.
Смышленок. Учитель Ворон, Быстренок увидел хвост Лисы и подумал, что это цветок.
Скок-поскок и Побегайчик (вместе). Да он хотел сорвать этот цветок. А это была Лиса!
Ворон. Я же вам всем показывал картинку с Лисой.
Быстренок (плачет). Я никогда больше не буду спать в школе на уроках. Я буду всегда внимательно слушать учителя.
Ворон. Ну хорошо. Теперь быстро бегите по домам. Ваши мамы и папы ждут вас. До свидания!
(Зайчата убегают) кричат на ходу: «До сви-да-ни-я, у-чи-тель!».

Звучит мелодия песни В. Шаинского «Учат в школе». Медленно закрывается основной занавес. Перед занавесом остается Быстренок. Он обращается к детям в зале: 
Быстренок: «Ребята! Честное слово, больше я плохо вести себя на уроках не буду. Вы мне верите?»
Ребята хлопают и говорят: «Верим!»
Быстренок. Спасибо! (Убегает со сцены.)


СКАЗКИ ДЛЯ ПОСТАНОВОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!