ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №62» ТИТОВА Е.В.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОКРУГА МУРОМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 62 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
«Мне всегда ненавистна роль наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать»
А.де Сент-Экзюпери
Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать творческий потенциал каждого из сотрудников, используя активные формы методической работы - «девичники», бенефисы, организации «площадки» успешности деятельности педагога, блицтурниры, педагогические конкурсы «Педагог- личность творческая», калейдоскоп творчества и т.п.Такие мероприятия демонстрируют все грани мастерства педагогов. Наряду с традиционными формами методической работы активно внедряем мастер- классы.
Мастер-класс — активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Педагог-мастер, как правило, обладает собственным стилем творческой педагогической деятельности и оригинальной дидактической системой работы
Методический проект «ПЛАМЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА» представляет собой составную часть педагогической системы повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей и специалистов Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 комбинированного вида» в условиях инновационных изменений системы современного образования и повышения качества образования.
В ходе проекта авторы и участники изучают, апробируют и внедряют мастер-класс, пропагандируя опыт своей педагогической деятельности.
В основе проекта лежит концепция профессионально-личностного развития, саморазвития и самовыражения педагогов, способного самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества.
В ходе реализации проекта педагоги презентуют свои мастер- классы ,участвуя мероприятиях различных уровней(Советы педагогов, Школа молодого воспитателя, Школа педагогического мастерства, проблемные семинары , профессиональные конкурсы, форумы , выставки)
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
Основные направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования, могут быть осуществлены при постоянном совершенствовании педагогической деятельности педагога.
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Творчество - условие существования в профессии, что обусловлено самой природой педагогического мастерства. Педагог включается в творческий процесс, который актуализируется в креативном результате, как создание объективного или субъективно нового продукта. При этом образуется трехуровневая структура, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково- творческой деятельности, креативно - преобразовательная деятельность и сотворчество.
При этом творчество выступает как способ существования личности в профессии. Требования данной профессии (в том числе постоянное самосовершенствование, воспроизводство культуры и продуцирование ценностей) востребуют креативные и рефлексивные способности специалиста как условие развития новых смыслов.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса ДОУ, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Проблемы:
Проанализировав данные статистики по нашему ДОУ, становится очевидным, что:
не все педагоги творчески подходят к выполнению своих обязанностей.
низкий уровень использования мастер- класса как формы самосовершенствования, самовыражения и саморазвития. В повышения своей профессиональной компетенции.
Данный проект обеспечит рост творческой активности педагога, создаст благоприятную эмоциональную и творческую атмосферу между родителями и педагогами, обеспечит поиск новых форм работы с детьми, совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего ДОУ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт использования мастер- классов, формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной деятельности.
Задачи:
создать условия для овладения педагогами теоретическими знаниями, методами и принципами проведения мастер- классов;
формировать системное мировоззрение, практико-ориентированный интеллект, профессиональную мобильность, динамизм, гибкость;
стимулировать самостоятельность и творчество педагогов, целеустремленность и настойчивость, способность к риску;
развивать у педагогов способность генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике, быть готовым к инновациям;
создать условия для развития информационной и рефлексивной культуры, коммуникативных способностей, толерантности;
6. активизировать стремление педагогов реализовать себя полностью в личностном и профессиональном плане.
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,
| ТИМОЩУК НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА Учитель-логопед. Квалификационная категория – высшая. Образование – высшее. Стаж работы – 29 лет. |
ШТЫРЛОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВВНА Педагог-психолог. Квалификационная категория - вторая. Образование – высшее. Стаж работы – 6 лет. | |
Методический роект «ПЛАМЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА» представляет собой составную часть педагогической системы повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей и специалистов Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 комбинированного вида» в условиях инновационных изменений системы современного образования и повышения качества образования.
В ходе проекта авторы и участники изучают, апробируют и внедряют мастер-класс, пропагандируя опыт своей педагогической деятельности.
В основе проекта лежит концепция профессионально-личностного развития, саморазвития и самовыражения педагогов, способного самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества.
В ходе реализации проекта педагоги презентуют свои мастер- классы ,участвуя мероприятиях различных уровней(Советы педагогов, Школа молодого воспитателя, Школа педагогического мастерства, проблемные семинары , профессиональные конкурсы, форумы , выставки)
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
Основные направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования, могут быть осуществлены при постоянном совершенствовании педагогической деятельности педагога.
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Творчество - условие существования в профессии, что обусловлено самой природой педагогического мастерства. Педагог включается в творческий процесс, который актуализируется в креативном результате, как создание объективного или субъективно нового продукта. При этом образуется трехуровневая структура, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково- творческой деятельности, креативно- преобразовательная деятельность и сотворчество.
При этом творчество выступает как способ существования личности в профессии. Требования данной профессии (в том числе постоянное самосовершенствование, воспроизводство культуры и продуцирование ценностей) востребуют креативные и рефлексивные способности специалиста как условие развития новых смыслов.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса ДОУ, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Проблемы:
Проанализировав данные статистики по нашему ДОУ, становится очевидным, что:
Данный проект обеспечит рост творческой активности педагога, создаст благоприятную эмоциональную и творческую атмосферу между родителями и педагогами, обеспечит поиск новых форм работы с детьми, совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего ДОУ.
нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сроки проведения: долгосрочный.
Разработали положение о его проведении мастер- класса
Приобретение и подбор литературы по вопросам проведения мастер- классов.
Организация выставки литературы, картотеки интернет- ресурсов по теме.
Подготовка презентаций , организации
игрового пространства мастер-классов
Сбор банка данных эффективного педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ
Анкетирование педагогов по темам : «Творческий потенциал педагогов», «Барьеры педагогической деятельности» «Готовы ли к инновациям» , «Как вы понимаете креативность?» и другие
Создание информационного стенда «Предлагаю обсудить: Что такое мастер- класс педагогов ДОУ»
II ЭТАП
ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
I ЭТАП
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
III ЭТАП
ПРАКТИЧЕСКИЙ
1.Проведение ряда семинаров по ознакомлению со структурой работы мастер- классов.
2.Проведение мастер- классов педагогами ДОУ на различных уровнях:
на уровне ДОУ- Совет педагогов, Школа педагогического мастерства, семинары- практикумы, круглые столы, профессиональные конкурсы «Педагог – личность тврорческая», «Совпеменный воспитатель- каков он?», дискуссии, групповые и общее родительское собрания
на муниципальном уровне- методические объединения воспитателей и специалистов ДОУ округа, проблемные семинары для педагогов округа, окружной профессиональный конкурс «Педагог года», «Сердце отдаю детям» , Ярмарка педагогических идей, конференции для родителей ДОУ округа и другие.
Анкетирование воспитателей и специалистов
Оформление методической копилки «Калейдоскоп презентаций»
Оформление стенда. «Ваши достижения»
Обсуждение с педагогами и специалистами МБДОУ «Детский сад №62» позитивный опыт и возникшие проблемы в проведения мастер- классов для педагогов ДОУ и округа Муром .
Создали банк данных об опыте работы мастер-классов в ДОУ
VI ЭТАП
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
Сроки проведения: долгосрочный.
I ЭТАП
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Разработали положение о его проведении мастер- класса
Приобретение и подбор литературы по вопросам проведения мастер- классов.
Организация выставки литературы, картотеки интернет- ресурсов по теме.
Подготовка презентаций , организации
игрового пространства мастер-классов
Бюджет проекта
Ресурсы | Имеющиеся (руб.) | Необходимые (руб.) |
Методическая литература, подписные издания | 11.000 | 1000 ежемесячно |
Расходные материалы (канцтовары, краска, ксерокс) | 400 | 2500 |
Услуга связи (Интернет) | – | 1000 (ежемесячно) |
Расходы на обучение | – | 2000 – 12000 |
Материалы для проведения мастер-классов (для изодеятельности, конструирования, костюмы и т.д.) | 5000 | 5000 |
Видеокамера | – | 25000 |
Пополнение развивающей среды | 5000 | 10000 |
| Итого: 21.400 | 46.500 |
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– вырастет уровень интереса педагогов к внедрению инноваций, удовлетворённость качеством своего труда;
– по итогам проведения мастер- классов на мероприятия различного уровня педагоги получат дополнительные знания, практический опыт работы;
– участие в конкурсах, выставках повысит мотивационную сферу, раскроет творческий потенциал педагогов, повысит качество образовательных услуг;
– повысится образовательный уровень педагогов, % аттестованных педагогов на 1 и высшие категории;
– вырастет уровень усвоение программы детьми.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка произведена по завершению проекта. Качественный анализ повышения творческого потенциала педагогов проводится путём наблюдения, анкетирования, тестирования и бесед с педагогами.
Первый опыт проведения мастер-классов (по результатам анкетирования педагогов) позволил сделать вывод об их эффективности. Педагоги отметили, что научились определять степень достижения поставленных целей, выявлять недостатки в своей работе. Значительно повысились уровень профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы. Мастер-классы проводились с руководителями ДОУ, специалистами и воспитателями, участвующими в конкурсах.
№ | Критерии | Показатели | Инструментарий |
1. | Творческий потенциал педагогов | 29-100% -Возрос творческий потенциал педагогов, независимость мышления. | Анкета |
2. | Инновационный потенциал | 27-93%-Инновационный потенциал увеличился за счет положительного отношения к новому, увеличения числа лидеров мнений. | Наблюдение |
3. | Уровень креативности –по опроснику Джонсона. | 22-76%- Повысился уровень креативности за счет повышения нестандартности мышления, чувствительности к проблеме. | Опросник |
4. | Мотивация достижений. | 20-69%-Увеличилась мотивация достижений за счет убежденности, что это повысит эффективность работы, за счет интереса к новому. | Тест |
5. | Барьеры педагогической деятельности | 29-100%-Повысилось стремление к саморазвитию педагогов, и активность. | Анкета |
6. | Мотивация профессионально-личностного развития педагогов ДОУ | 29-100% – внешняя мотивация; 29-100%- заинтересованы в повышении профессионально-личностного роста; 25-86 % -прошли аттестацию на 1-ую и высшую квалификационную категорию | Анкеты
Аттестационные листы |
7. | Творческое самовыражение воспитателей и специалистов ДОУ | 22-76%- презентовали мастер- класс во время участия в профессиональных конкурсах, семинарах ,форумах МО педагогов и специалистов. | Информационные данные
Опрос |
8. | Уровень удовлетворенности участников проекта обсуждаемой темой | 29-100% - удовлетворены доступностью, новизной, предложенного материала, 25-86% - используют полученные теоретические и практические знания в своей педагогической деятельности | Шкала Цукермана «Снежинка»
Анкеты
|
9. | Уровень организации образовательной деятельности с детьми | 22-100 % - повысили уровень качества образования воспитанников , используя технологии представленные педагогами на мастер- классах | Анкетирование опрос. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска? Методическое пособие. М.: «5 за знания», 2006. -
2/Прохорова Л.Н. Опыт методической работы по развитию креативности дошкольников
3/Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия «Информатизация России на пороге ХХI Века». – М.: СИНТЕГ, 1998.
4/Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991
5/Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации //Психологичекая наука и образование. 1998. № 1, с. 93 – 100.
6/Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
7/Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития//Дошкольное воспитание. 1998. №1, 4,5,10-12; 1999. № 1-3,12; 2000. № 1.
8/Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Маслоу А. Мотивация и личность// Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. С.422 – 449
10. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: 1987.
11. Прохорова Л.Н. Феномен психического выгорания как препятствующий фактор творческой активности педагогов дошкольных учреждений,// 13. 13. Сборник по материалам конференции «Образование и здоровье». Владимир, 2005.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности
http://netedu.ru/node/1609
Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"
http://festival.1september.ru/articles/515316/
Мастер-классы для воспитателей ДОУ и родителей
http://mpado.ru/obacademii/formiobuchenia/master-klass-dlja-vospitatelej-dou.html
Мастер-класс для педагогов ДОУ
http://www.proshkolu.ru/user/frantzuzhan65/blog/306094/
Приложение №2
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей формирование проектировочной, организаторской, гностической, коммуникативной и конструктивной ее составляющих, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в реализации задач опытно-экспериментальной работы.
Последовательность работы — алгоритм изучения авторской системы педагога-мастера.
Критерии оценки — обретение нового уровня профессионально-педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат — умение проектировать занятие в режиме технологии, презентуемой педагогом-мастером.
Алгоритм проведения мастер-класса
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
Краткое обоснование основных идей технологии.
Описание достижений, одобренных (обобщенных и рекомендованных к распространению) муниципальной методической службой.
Аргументация результативности деятельности воспитанников, свидетельствующая об эффективности используемой технологии.
Определение проблем и перспектив дальнейшей опытно-экспериментальной работы.
2-й шаг. Представление собственной системы
Описание системы занятий в режиме представляемой технологии.
Выделение основных способов работы, которые мастер намерен продемонстрировать «ученикам».
3-й шаг. Имитационная игра
3-й шаг. Имитационная игра
Проведение занятия с «учениками» с демонстрацией наиболее эффективных способов обучения.
Выполнение «учениками» одновременно двух ролей: реальных учащихся и экспертов, оценивающих демонстрируемые способы и приемы обучения, предлагаемые мастером.
4-й шаг. Моделирование
Самостоятельная работа «учеников» по проектированию варианта (модели) занятия в рамках предложенной мастером технологии. (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу «учеников» и управляет ею.)
Обсуждение авторских моделей учебного занятия.
5-й шаг. Рефлексия. Обсуждение результатов совместной работы. Результатом совместной работы могут стать варианты (модели) занятий, подготовленных «учениками» мастера.
Предлагаем конспекты мастер-классов, разработанных и проведенных педагогами ДОУ.
8