СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание художественного образа в музыкальном поизведении

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с учеником 3 класса ДШИ г.обоянь (баян)

Просмотр содержимого документа
«Создание художественного образа в музыкальном поизведении»













Открытый урок преподавателя по классу баяна МКОУ ДОД Обоянской ДШИ

Бесчетниковой Людмилы Алексеевны

с учеником 3 класса

Печерским Сергеем





















Обоянь 2017

  1. Тема урока: создание художественного образа в музыкальном произведении.

  2. Цель урока: сформировать у ученика представление о том, что все музыкально-технические задачи направлены на достижение именно художественного образа как конечного результата.

  3. Тип урока: содержательное повторение.

  4. Форма урока: индивидуальная.



План урока:

  1. Звукоизвлечение. Упражнения на твёрдую (яркую) и мягкую атаку звука. Звукодинамические упражнения.

  2. Прослушивание записи органной хоральной прелюдии И.С. Баха.

  3. Работа над пьесами В.Купревич «У Баха в Томаскерхе» и обработка О.Бурьяна р.н.п. «Выйду на улицу».

  4. Домашнее задание. Анализ урока. Оценка.

Ход урока:

  1. Работа над звукоизвлечением. Игра гаммы соль-мажор и аккордов:

а) Твёрдой (яркой) атакой звука.

Предварительное движение меха и последующий удар пальцем по клавише позволяет получить яркий, активный звук, который можно сравнить с согласными буквами Д, Т, Б, Г и т.д.

б) Мягкой атакой звука, схожей с гласными буквами О, А, Е, и т.д.

Этот вид звукоизвлечения необходим для исполнения певучей музыки – кантилены. Сначала плавным, эластичным движением кисти и пальцев нажимаем клавишу и затем начинаем плавное движение мехом. Для мягкого завершения звука необходимо плавно остановить мех, затем освободить кисть и поднять руку с клавиатуры.

Звукодинамические упражнения играем с карточками на которых изображены «Паутинка», « Корабельный канат», «Самолет», «Ракета», «Цепочка», «Карандаш», «Лодка», «Ложка» и «Треугольник». Изображенные фигуры надо рисовать с помощью звука, изменяя его силу (динамические оттенки F, P, mF, mP, creschendo, diminuendo) и используя твердую и мягкую атаку звука. Каждое упражнение делим на три части: начало звучания, продолжение и его окончание.

Задачи:

• Научить извлекать «живой», «горячий» звук и «рисовать» им музыкальные образы.

• Показать ученику, что в звуке как и в человеческой речи смысл и эмоциональная окраска передаются той или иной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной и т.д.)



  1. Перед работой над пьесой В. Купревича «У Баха в Томаскирхе» слушаем в записи «Органную хоральную прелюдию» И.С. Баха сначала без нот, а затем следя по нотам, стараясь увидеть и услышать все голоса и их звуковедение.

  2. В. Купревич «У Баха в Томаскирхе» - это трехголосная полифония кантиленного характера. Звучание органное. Сначала играем каждый голос отдельно. Верхний (у нас это скрипка) играем Legatissimo, живым звуком возвышенно как бы лаская каждую клавишу. Средний голос играем «бархатным» Legato (у нас это виолончель). И объёмно черезвычайно ровно исполняется третья тема в басу.

Играя двумя руками есть проблема в незаметной смене меха. Отрабатываем запаздывающую пересменку меха. Звук перед сжимом максимально дослушиваем (даже чуть перетягивая). Корпус готовим к сжиму, делаем наклон чуть вперед, делаем вдох. Сжим начинаем на выдохе, чуть тише и мягче звук в басу и сразу подкачка и удержание звука.

В этой пьесе две кульминации: в первой части «форте» звучит как бы издалека и на последнем аккорде diminuendo постепенное. Во второй части начало чуть светлее, развитие смелее и кульминация более яркая и объемная. В конце тема, уходя растворяется.

Задачи: научить ученика исполнять эту пьесу «органным» звуком. Играя, получать наслаждение от своего исполнения. Продолжаем работу над незаметной сменой меха.

  1. Работа над р.н.п. «Выйду на улицу» в обработке О.Бурьяна.

Главная тема имеет аккордовую фактуру. Каждый аккорд в очень медленном темпе отрабатываем с мягкой атакой звука, глубоко, мягко на Piano переходя от аккорда к аккорду, и только потом даем развитие динамическое. Следим за тем, чтобы ни один аккорд не был «выскочкой», вплоть до самой высокой точки. Дальше аккорды играем тихо, пока не ускоряя, пальцевым stakkato в клавиатуру. Это предложение (по содержанию куплета) повторяется три раза с постепенно нарастающим развитием в темпе и звуке. Третье проведение темы это и есть кульминация первой части. Работаем над тем, чтобы она звучала задорно, но в тоже время широко. Когда «завели» себя и слушателя, в конце звук немного убираем.

Вторая часть , то есть первая вариация, более подвижная, игривая. Здесь есть опасность ныряний и расчленения на мотивчики. Поэтому на ровном постепенном усилении выстраивается крепкими пальцами аккомпанемент в басу, а затем «нанизывается» на него вариации. Развитие вариации такое же как и в первой части, но в более быстром темпе и чтобы не «убежать» варьированные переходы между предложениями необходимо сыграть расширяя, а не комкая.

Третья часть – это вторая вариация, вступает на piano в темпе Presto. Она схожа с каруселью. Сначала эта вариация отрабатывается разными штриховыми и ритмическими вариантами сильными кончиками пальцев в замедленных темпах. Затем двумя руками, ult правая рука исполняется плотным Legato, а бас – глубокий, короткий и по вертикали чётко совпадающий с темой правой руки. В первом такте звук нарастает, а во втором «отдыхает», то есть убирается напряжение. И так, в медленном темпе играем всю вариацию с такими перепадами. Эта «хитрость» не дает «улететь», когда играем в темпе presto. Вступление и заключение в этой обработке основано на главной теме и звучит в высокой позиции светло, радостно, но не особо крикливо.

Задачи: научить ученика, чтобы играя произведение, он создавал свои яркие, красочные музыкальные картинки и образы, которые доставляли бы радость ему и слушателям. Обработку р.н.п. «Выйду на улицу» подготовить к исполнению с оркестром народных инструментов преподавателей. Подготовить ученика к участию в конкурсах и фестивалях.

Домашнее задание:

• продолжать работу над звукоизвлечением в гаммах , аккордах и по карточкам.;

• в произведении «У Баха в Томаскирхе» работать над незаметной сменой меха, над каждым голосом, соблюдая все приемы звукоизвлечения. Играть пьесу в концертном варианте, как художественное произведение.

• отработка технических моментов в р.н.п. «Выйду на улицу». Выстраивать каждую часть с яркой убедительной кульминацией и исполнять пьесу как веселую музыкальную зарисовку.

  1. Анализ и оценка урока.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!