СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей

Просмотр содержимого документа
«Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей»

Создание условий,

способствующих оптимальному развитию

способностей одаренных детей

 

Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде  деятельности.

Биосоциальный потенциал человека многообразен, а потому одаренность имеет  широкий  диапазон проявления. На каждом этапе своего  исторического развития общество выдвигает приоритеты отдельных видов человеческой деятельности, зачастую продиктованные прошлым опытом или на потребу дня.

Таким образом, понимание одаренности резко ограничивается насущностью дня. В этих случаях многие варианты остаются вне поля зрения и вне интереса общества. Не признанная одаренность меняет свою социальную ориентацию, что  заметно снижает его общественную ценность  и самой личности приносит глубокую неудовлетворенность.  


Оптимальное  общественное развитие предполагает:

1.  Признание всех видов одаренности – интеллектуальной, художественной, математической, военной, филологической, литературной, актерской, технической, филологической, эстетической,  коммерческой,  экономической, административной, гуманитарной, и многое другое;

2. Предоставление права выбора деятельности по склонностям;

3. Содействие и поддержка, придание значения  каждому дарованию – от садовода, столяра и до космонавта, учителя, ученого и т.д. Актуальность проблемы одаренности – это вопрос государственной, решаемый через систему образования на научном, кадровом, учебном, методическом, воспитательном, материальном, экономическом и семейных уровнях.                                                                              

 

Главное, что может сделать школа – предложить ему широкий выбор, для  того, чтобы деятельность влияла на развитие способностей, она должна отвечать следующим условиям:

1. Деятельность должна вызывать сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, вызывать и развивать интерес;

2. Осуществляя  эту деятельность, ребенок должен ощущать вкус и радость победы, т.е. то, что В.Ф.Шаталов определил  формулой: «Учись победно!»;

3. Деятельность должна быть по возможности творческой, обеспечивающей развитие творческих способностей личности; она должна строиться как исследовательская деятельность самих детей;

4. Важно организовать деятельность ребенка на высоком уровне, чтобы он стремился к достижению цели, несколько превосходящей его наличные возможности, т.е. чтобы он работал в зоне своего ближайшего развития;

5. Ребенок должен получить возможность вариативного индивидуального развития с учетом его склонностей и способностей;

6. Ученик занимает активную позицию в учении, превращая учение в значимое событие; это возможно при условии, если педагоги и учащиеся становятся творцами тех процессов, в которые они включены;

7. Особую роль приобретает психолого – педагогическая  диагностика, отслеживающая не только усвоение знаний и умений, но делающая главный акцент на развитие ребенка,  происходящем в личностном и специфически  языковом планах.


Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.



У каждого педагога выстроена своя траектория работы с одарёнными детьми, и многие могут с достоинством поделиться своими наработками в этом плане. Но ни для кого не секрет, что при работе с одарёнными детьми необходимо:

• постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию;

• развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер;

• ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным.

Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей, в своей работе с ними следует:

• поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

• поощрять глубокую проработку выбранной темы;

• стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой последовательностью;

• актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;

• формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

• предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач;

• поощрять творческое и продуктивное мышление;

• создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.



Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:

1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство обучающихся с новинками литературы, интернет - ресурсов.

4. Привлечение ученых, творческих учителей для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7. Организация помощи ученикам в проектной деятельности.

8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

У каждого педагога выстроена своя траектория работы с одарёнными детьми, и многие могут с достоинством поделиться своими наработками в этом плане. Но ни для кого не секрет, что при работе с одарёнными детьми необходимо:

• постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию;

• развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер;

• ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным.

Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей, в своей работе с ними следует:

• поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

• поощрять глубокую проработку выбранной темы;

• стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой последовательностью;

• актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;

• формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

• предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач;

• поощрять творческое и продуктивное мышление;

• создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!