СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для внедрения зож и вовлечения обучающихся в физкультурно-массовое движение гфск «гто днр»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ И ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ГФСК «ГТО ДНР»СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ И ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ГФСК «ГТО ДНР» 

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для внедрения зож и вовлечения обучающихся в физкультурно-массовое движение гфск «гто днр»»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ И ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ГФСК «ГТО ДНР

Здоровье и здоровый образ жизни с древних времен являются определяющими факторами благополучия каждого человека в обществе и государства в целом. Физическая культура и спорт играют важную социальную роль в укреплении здоровья человека, подготовке к трудовой деятельности и выполнению гражданских обязанностей по защите Родины. С этой точки зрения необходимо обратить внимание на развитие компетентного отношения учителей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников в системе физического воспитания.

Правовое обеспечение формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что формированию ЗОЖ населения России в последние годы уделяется немало внимания: изучены медицинские, педагогические, философские и социальные аспекты данной проблемы. Однако для более полного ее понимания необходимо провести анализ законодательства РФ с точки зрения нормативно-правового обеспечения формирования ЗОЖ.

В Российской Федерации за последнее десятилетие создана определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, которые, в частности, направлены на профилактику и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни.

Нормативно-правовые документы РФ по профилактике и укреплению здоровья населения:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», принят Государственной Думой 21.06.2001 г., одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года

  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Базовый закон, регулирующий правовое обеспечение здорового образа жизни является федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В данном законе (ст.2) даются понятия охраны здоровья, медицинской услуги, медицинское вмешательство и профилактика. Проводится анализ принципов охраны здоровья (ст. 4), один из которых говорит о приоритете профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 12 профилактика осуществляется путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


С вступлением в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлены новые требования, запрещающие рекламу и спонсорство табачной продукции в соответствии с требованиями РКБТ и нормами развитых стран.

Базовым законом, регулирующим осуществление мероприятий, связанных с развитием физкультуры и спорта в России, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В статье 15 данного закона говорится, что в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи. Федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи:

- способствуют привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью;

- совместно с физкультурно-спортивными организациями в целях формирования здорового образа жизни среди молодежи проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;

- создают с участием молодежных и детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;

- финансируют проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий.

Согласно статье 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также различные физкультурно-спортивные объединения и средства массовой информации:

- определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта;

- обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.

Кроме того, СМИ «организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций» и т.д.

Основными международными документами в сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта (1978 г.) с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы (1992 г.). Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.


Как мы видим, сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования.

Во исполнение пункта 3 Поручения Заместителя Председателя Правительства Донецкой Народной Республики В.Н. Антонова от 25.05.2022
№ 46/ВА-П и в 2022-2023 учебном году организована работа общеобразовательных организаций по разработке проектов, которые направлены на формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и молодёжи.

Напоминаем, что общеобразовательным организациям, работающим в этом направлении, необходимости представить отчет о реализации проекта до средины декабря 2022 года.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Школьный возраст следует рассматривать как период интенсивного и целенаправленного развития личности, формирования физического, психологического и социального компонентов здоровья. Проблема здоровья учащейся молодежи стала не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, влияющей на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношения в семье и коллективе, на стабильность настроения и жизнеспособность будущего воина.

Необходимость переосмысления традиционной практики здоровьесберегающей работы в учебном заведении обусловлена тем, что она не способна вносить существенных изменений в формирование готовности к ведению здорового образа жизни у школьников. Большое практическое значение имеет социально-педагогическая технология формирования здорового образа жизни у обучающихся, направленная на подготовку учащейся молодежи к самостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни и позволяющая старшеклассникам в ходе их нравственного и физического развития проявлять инициативу и свою гражданскую позицию.

Общая готовность школьников к ведению здорового образа жизни рассматривается как обязательное условие подготовки к сдаче норм ГТО и предусматривает наличие:

  • достаточных теоретических знаний и умений ведения здорового образа жизни, возможность реализации здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин, наличие познавательной активности в освоении способов сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умений школьников сохранять и укреплять собственное здоровье; адекватно оценивать уровень состояния и степень функционирования всех систем организма; систематически проводить профилактические и оздоровительные процедуры; эффективно планировать режим дня; противостоять влиянию факторов негативных влияющих на здоровье, проявлять культуру межличностных отношений;

  • мотивации к освоению способов сохранения и укрепления здоровья, ведению здорового образа жизни;

  • навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях; оказания первой медицинской помощи.

У учителя должно быть сформировано целостное представление о процессе формирования здорового образа жизни, позволяющее приобрести необходимые навыки и умения управления им с максимальным использованием воспитательных возможностей.

В урочной форме работы все большую популярность набирают здоровьесберегающие технологии:

• организационно-педагогические;

• психолого-педагогические

• учебно-воспитательные

Эффективным средством организации самостоятельной деятельности обучающихся по формированию основ здорового образа жизни является метод проектов.

Занимаясь разработкой и реализацией проектов, обучающиеся приобретают следующие компетенции:

● ценностно-смысловую – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

● общекультурную – осведомленность о здоровом образе жизни, эффективных способах организации режима дня;

● учебно-познавательную – готовность к самостоятельной познавательной деятельности по основам здорового образа жизни: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке собственного образования в области здорового образа жизни; умение отличать факты от домыслов, владение вероятностными, статистическими и иными методами познания;

● информационную – способность самостоятельно работать с различными источниками информации, искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать их;

● коммуникативную – знание необходимых способов взаимодействия с ближайшими и дальними окружением и событиями; навыки работы в команде, умение выполнять различные социальные роли в коллективе; презентовать себя, вести дискуссию и т. п.;

● социально-трудовую – опыт деятельности в гражданско-общественной области (освоение функций гражданина,) и в социально-трудовой сфере (в роли спортсмена, военнослужащего), знания в области семейных отношений, в вопросах воинской обязанности;

● личностную (подразумевающую самосовершeнствование) – готовность к физическому, духовному и интеллектуальному саморазвитию, навыки эмоциональной саморегуляции.

Решение практических задач по улучшению состояния здоровья обучающихся включает в себя:

  • системный анализ физической, психологической и интеллектуальной подготовленности старшеклассников к труду и обороне;

  • совершенствование учебной и спортивной базы образовательных учреждений;

  • разработка системы урочных и внеклассных занятий по физической подготовке. Расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, а также разработку различных комплексов физического оздоровления школьников.

  • пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни человека;

  • оказание информационной поддержки обучающимся в организации занятий физической культурой;

  • увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых пропагандистских кампаниях;

  • выполнение норм Государственного физкультурно-спортивного комплекса «ГТО ДНР» обучающимися;

  • привлечение старшеклассников к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта,

  • внедрение в учебный процесс современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры).

  • расширение сети школьных спортивных и военно-патриотических клубов, спортивных секций и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства.

Одним из методов здоровье сберегающей педагогики следует считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно обучающийся будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером - перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитываются показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

Основной формой организации работы здоровьесбережения в современной школе являются физкультурные занятия.

Средства здоровье сберегающих технологий в условиях внедрения Комплекса «ГТО»

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения в условиях внедрения Комплекса «ГТО» следует применять следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности;

2.Оздоровительные силы природы;

3.Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности в условиях внедрения Комплекса «ГТО» относятся физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; лечебная физкультура, подвижные игры.

Использование оздоровительных сил природы предусматривает проведение занятий на свежем воздухе. Как относительно самостоятельные средства оздоровления в условиях внедрения Комплекса «ГТО» можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна.


Структура процесса обучения с применением здоровье сберегающей педагогики в условиях внедрения Комплекса «ГТО»

I. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения в условиях внедрения Комплекса «ГТО».

Основные задачи: 1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения в условиях внедрения Комплекса «ГТО».

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения (на уровне первоначального умения.

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

II. Этап углубленного изучения

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровье сбережения.

  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности в условиях внедрения Комплекса «ГТО».

Данные задачи могут решаться одновременно. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств в условиях внедрения Комплекса «ГТО» достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

III. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровье сбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

2. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в условиях внедрения Комплекса «ГТО».

Основные формы организации обучения с применением здоровье сберегающих технологий в условиях внедрения Комплекса «ГТО»

История развития школы раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формам организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучение, наиболее распространенная форма обучения - классно-урочная, возникшая в XVII веке. Основной формой организации работы здоровьесбережения в современной школе являются физкультурные занятия. Она предусматривает различные формы организации учебно- воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!