Опыт работы педагога дополнительного образования Радионовой И.П.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, подвижного и гибкого мышления, творческий подход к решению проблем.
Одной из основ развития творческих способностей детей является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид учебно-творческой деятельности детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать учащихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
В наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать творческие способности.
Несмотря на то, что современная молодёжь предпочитает рукоделию компьютерные игры, многие дети с удовольствием начинают заниматься творчеством. Конечно, многие вещи в наше время можно купить в магазине, но действительно уникальное и неповторимое изделие можно сделать только своими руками. Доказано, что ручной труд очень важен для развития ребёнка. В данном виде творчества ребёнок раскрывает свои способности, реализует свой творческий потенциал.
Как писал Николай Дмитриевич Бартрам «Эти знания прочны потому, что, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Такая последовательность работы повышает творческий потенциал и познавательный интерес ребёнка, позволяет ему экспериментировать, вносить новшества, тем самым достигать успеха.
Это и есть основная цель моей работы: создание условий для развития творческих способностей у учащихся через виды декоративно-прикладного творчества.
Поставленная цель раскрывается в задачах:
- ознакомить учащихся с нетрадиционными видами декоративно-прикладного творчества, их ролью в жизни общества;
- использовать потенциал инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- развивать творческие способности учащихся в процессе включения их в различные виды декоративно-прикладного творчества;
- развивать личность учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддерживая его индивидуальность.
Образовательная программа «Сувенир» разработана для коллектива, работающего по разным направлениям: гильоширование, декупаж, лоскутная техника, бумагопластика, барельеф, работа с бросовым материалом, куклы. Виды работы при изготовлении сувениров комбинируются. Ежегодно вводятся новые технологии. Что позволяет не привязывать содержание к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя основы различных технологий. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки в области декоративно-прикладного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Причём дополнительные технологии из года в год дополняются, усовершенствуются. Не последнюю роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым «бросовым материалом». Здесь учащимся предоставляю много возможностей для творчества, развивается их фантазия и воображение.
Поделки у детей получаются разные, и я обязательно выделяю особенности каждого. При этом никогда не требую, чтобы работа была похожа на образец, каждый подключает свою фантазию. Сравниваются только свои работы: какой была первая поделка и какая теперь. У ребёнка возникает чувство удовлетворённости, искренней радости за своё совершенство. В ходе выполнения творческих заданий учащиеся приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи.
Обучение в мастерской построено на основе технологий:
- личностно-ориентированного развивающего обучения;
- индивидуализации обучения;
- коллективной творческой деятельности;
- исследовательского (проблемного) обучения.
Обучение проходит от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Организуя творческую деятельность учащихся, считаю, что основным принципом творческой деятельности является добровольность, поэтому содержание занятий, проводимых мною, отвечают индивидуальным устремлениям учащихся.
Стараюсь уделять больше внимания применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Разнообразие приёмов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию.
Используемые мною общедидактические принципы:
- систематичность; - последовательность; - доступность; - наглядность;
- активность; - индивидуальный подход;
Методы :
- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;
- по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые;
- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;
-самые разнообразные педагогические приемы (сопереживание (эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.) позволяют ребенку другими глазами взглянуть на окружающий мир, приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит его, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Для оценивания результативности работы проводятся мониторинги уровней знаний, умений, навыков по тематическим блокам в начале и конце учебного года.
Использую методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности развернуть интересную творческую деятельность.
Применяю формы работы, направленные на развитие креативности учащихся: участие в международных, всероссийских, областных, муниципальных, городских конкурсах.
В своей работе придерживаюсь следующих положений:
- Нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
- Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
- Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.
Я позволю себе привести те предположения, которые в течение многих лет проверялись в моей практической работе:
- Если ребенок не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом.
-Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к излишней инфантильной восторженности.
Моя профессия - педагог дополнительного образования особая, творческая. Мы те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма, надо спешить быть интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. А как известно, творческие люди на то и творческие, что они в вечном поиске чего-то нового. И если что-то загорелось внутри, значит надо действовать.
Мало стать мастером своего дела – надо самому быть интересным человеком, творческой личностью, чтобы быть принятыми юными и развивать эти качества у них. Педагог, воспитывающий в ребёнке созидательную личность, должен быть таким и сам. Ведь воспитать вкус к творчеству нельзя, если самому не жить творчески.