СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для духовно-нравственного развития учащихся в рамках предмета «Образ и мысль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная жизнь человека является важной частью его жизни. Как тело требует развития физического, как душа требует развития ума, воли и чувств так и духовная составляющая жизни человека требует условий для её развития. В статье рассмотрены возможные условия для духовно-нравственного развития обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для духовно-нравственного развития учащихся в рамках предмета «Образ и мысль»»

https://docs.google.com/document/d/1nTRODjifR2IGIRCAmm5A9UrK_IrQe2bw0K3e-frbh8s/edit?usp=sharing


Катаева Ольга Юрьевна

МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7»

ГО Заречный Свердловской области

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»

Духовная жизнь человека является важной частью его жизни. Как тело требует развития физического, как душа требует развития ума, воли и чувств так и духовная составляющая жизни человека требует условий для её развития.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России так описывается ситуация, сложившаяся на данном этапе развития нашей страны: «Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.» [3]

Анализ статей о духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся позволяет сделать вывод о том, что «в последние годы определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России. Основными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является создание (проектирование) духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.» [1]

Условия духовно-нравственного развития обеспечиваются нормативными документами, принятыми в последнее время на уровне государства, в т.ч. ФГОСом и Концепцией ДНР.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяются основные положения, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, описываются базовые национальные ценности и основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Кроме того, «Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.» [3]

В Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание понимаются следующим образом: «духовно-нравственное развитие личностиосуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; духовно-нравственное воспитание личности гражданина Россиипедагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.» [3]

Богатый опыт духовно-нравственного развития и воспитания накоплен и описан православными педагогами К.Д Ушинским, С.А. Рачинским и др. В православной педагогике сформулированы факторы духовного воспитания, которые невозможно реализовать вне церкви. «В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.» [3]

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.» [3] – так определяется современный воспитательный идеал в Концепции.

В Концепции так же определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Духовно-нравственное развитие и воспитание предполагает не только понимание красоты, гармонии, духовного мира человека, умение делать нравственный выбор, понимать смысл жизни, совершенствовать своё эстетическое и этическое развитие, но и обращение к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Важным условием духовно-нравственного воспитания и развития является реализация программ внеурочной деятельности. В нашей школе шестой год ведётся предмет «Образ и мысль». Цели и задачи этого курса, а так же содержание обеспечивают решение задачи развития одарённых детей и их духовно-нравственного становления.

Из пояснительной записки программы становится очевидна ценность искусства в интересующем нас контексте духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: «очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур. Кроме того, искусство, в силу своей многомерности, может быть и наиболее подходящим с педагогической точки зрения фактором формирования самостоятельности и креативности мышления с самого раннего возраста. Процесс общения с произведениями изобразительного искусства – сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального – с эмоциями, фантазии – со здравым смыслом.» [2]

Именно возможность соприкоснуться с искусством, раскрыть его содержание, представленное шедеврами русской традиции, является важным условием воспитания подрастающего поколения, его духовного развития.

Хотелось бы привести отрывок из книги Е. Трубецкого, который пишет об иконах: «… именно в том, что духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика, - символически выражается необычайная сила и власть духа над телом. Получается впечатление, точно вся телесная жизнь замерла в ожидании высшего откровения, к которому она прислушивается. И иначе его услышать нельзя: нужно, чтобы сначала прозвучал призыв "да молчит всякая плоть человеческая". И только когда этот призыв доходит до нашего слуха - человеческий облик одухотворяется: у него отверзаются очи. Они не только открыты для другого мира, но отверзают его другим: именно это сочетание совершенной неподвижности тела и духовного смысла очей, часто повторяющееся в высших созданиях нашей иконописи, производит потрясающее впечатление» [6], и, далее: «Великие художники нашей древней иконописи … были, без сомнения, тонкими и глубокими наблюдателями неба в обоих значениях этого слова. Одно из них, небо здешнее, открывалось их телесным очам; другое, потустороннее, они созерцали очами умными. Оно жило в их внутреннем, религиозном переживании. И их художественное творчество связывало то и другое. Потустороннее небо для них окрашивалось многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. И в этом окрашивании не было ничего случайного, произвольного. Каждый цветовой оттенок имеет в своем месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.» [6].

Именно эти традиции иконописи – изображение духовного состояния персонажа композицией, линией и цветом, сохранены русскими художниками, чьи произведения искусства предлагаются для работы на уроках.

Марьенко И. С. определяет следующее: «Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.»[5]

Таким образом, духовно-нравственное развитие – это область личностной сферы обучающихся.

Анализируя содержание Концепции ДНР, цель и задачи курса «Образ и мысль», находим то общее, что является результатом духовно-нравственного развития и воспитания в личностной сфере детей:

ü готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

ü готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

ü укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

ü готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

ü осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;

ü свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

ü укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Средствами достижения таких высоких личностных результатов являются те картины и изображения, которые предложены в программе и подобраны в соответствии со следующими принципами:

- принцип многообразия (различные виды искусства, разное историческое время, разные жанры, шедевры мирового искусства);

- принцип доступности;

- принцип осторожности («некоторых сюжетов лучше вообще избегать, когда, например, отраженные в произведении ценности противоречат ценностям детей или учителя» [2]);

- включение работ одного и того же автора.

Педагог выстраивает занятие, организует взаимодействие между учениками, облекает написанное и увиденное на картине в словесную форму. А значит, согласимся с Дорофеевым Г.К., который говорит ещё об одном условии духовно-нравственного развития учащихся – это роль педагога: «Важнейшая задача педагога — развить в детях способность различать то, что скрывается в слове, научить их относиться к слову как к святыне. С помощью слова ему важно найти «общий знаменатель» между своими познаниями и понятиями учеников. Еще важнее постоянно помнить, что главное средство воздействия — сам его облик, одинаковый с ребенком настрой души, сердечное влияние и влечение.» [4]

«Программа реализуется посредством личностно-ориентированных методик группового взаимодействия, развития мышления и др. Организация занятий требует определенного алгоритма вопросов открытого характера. Своеобразие данной программы в том, что она не ставит задачу «изучения» искусства, т.е. трансляции готовых знаний, предоставления информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания и бытовании художественных произведений.» [2]

Таким образом, методика проведения занятия, технология открытых вопросов, форма организации, которая соответствует новому ФГОСу, мастерство учителя – всё это те условия и средства, которые позволяют личности ребёнка развиваться духовно именно в рамках предмета «Образ и мысль».

Литература

1. Абраменкова В.В., статья, электронный ресурс: http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005-2006/txt/abramenkova.php

2. Ванюшкина Л.М. и др. «Образ и мысль»: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области

3. Данилюк А.Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009

4. Дорофеев Г. К., О Вере и Времени. Из писем и бесед. Электронный ресурс: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?

5. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.

6. Трубецкой Е.. Три очерка о русской иконе. Электронный ресурс:

http://bookz.ru/authors/trubeckoi-e/ikony/1-ikony.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!