СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для адресной работы с учащимися с ОВЗ на уроке русского языка с учётом их ведущего канала восприятия информации (из опыта работы).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой. Они красиво зазвучат», - очень точно подметил В.А. Сухомлинский. Поэтому задача учителя «умело тронуть» эти струны – дать необходимые знания. А это вдвойне труднее, если вы обучаете ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Как сделать обучение этих учащихся эффективным и успешно подготовить их к итоговой аттестации? Впервые с этой проблемой я столкнулась, получив класс коррекционно-развивающего обучения. об этом рассказывает данная статья.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для адресной работы с учащимися с ОВЗ на уроке русского языка с учётом их ведущего канала восприятия информации (из опыта работы).»

Долгая Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ № 3 ст. Павловской Краснодарского края.


Создание условий для адресной работы
с учащимися с ОВЗ на уроке русского языка с учётом их ведущего канала восприятия информации (из опыта работы).

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой. Они красиво зазвучат», - очень точно подметил В.А. Сухомлинский. Поэтому задача учителя «умело тронуть» эти струны – дать необходимые знания. А это вдвойне труднее, если вы обучаете ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Как сделать обучение этих учащихся эффективным и успешно подготовить их к итоговой аттестации? Впервые с этой проблемой я столкнулась, получив класс коррекционно-развивающего обучения. Не все ученики класса (пусть и небольшого) имели одинаковый интерес к предмету, появился ряд проблем:

- низкая учебная мотивация и быстрая утомляемость;

- отсутствие познавательных интересов;

- неумение работать самостоятельно;

- нарушение эмоционального плана (особенно у девочек);

- низкая техника чтения и т.д.

Подобного опыта не было. Поэтому понадобилась корректировка рабочих программ с учётом принципов доступности, вариативности, психологической комфортности. В данном классе была организована система психолого-педагогического сопровождения для отслеживания динамики развития и успешности освоения программы, а также найдены приёмы для активизации познавательной деятельность учащихся, основанные на дифференциации по типу восприятия информации (репрезентативной системе).

Основная цель такого дифференцированного подхода заключается в обеспечении максимально возможной глубины в овладении программным материалом, основанным на наиболее удобном для ученика способе усвоения и передачи информации (аудиальный, визуальный и кинестетический)1. Учитель при такой дифференциации предлагает задания в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или иной группы школьников.

Психологи утверждают, что путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение. Еще аудиалы реагируют на тембр голоса, ритм речи. Поэтому хорошо, если учитель во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты или новые правила. Для лучшего запоминания такому ученику требуется проговорить полученную информацию: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами. В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением, им надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений рекомендуется использовать разные цвета, шрифты, выделять самое главное ярким сочным цветом — так визуал легче воспримет информацию.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. С такими детьми учителям трудно. Мы называем их «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, через некоторое время начнёт стучать пальцами, двигать ногами, поэтому надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске, а практическая деятельность (конструирование, эксперимент, ролевая игра) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.

Использование такого подхода делает обучение личностно-ориентированным. Приведу несколько конкретных примеров при изучении правописания букв О – Ё после щипящих в окончаниях существительных (6 класс). Каждый учитель знает, как важно «включить» внимание ученика уже на первых минутах урока. Использование ведущего канала восприятия информации помогает организовать работу с начала урока. Пригласим учеников в путешествие по орфографическому океану знаний: для учащихся с аудиальным каналом восприятия включим музыку, имитирующую шум прибоя, а визуалу покажем яркую картинку с изображением моря, океана. Ребёнок-кинестетик в данный момент может на каждую парту разложить конверты-кораблики с раздаточным материалом. Отправляясь в плавание, «запасёмся провизией» и возьмём знания полученные ранее (для учащихся с ОВЗ важна связь с предыдущем на каждом уроке). Целесообразно повторить правописание гласных О – Ё после шипящих в корне слова. На помощь придут приёмы мнемотехники. Так как работа с визуалом требует использование зрительной памяти, то используем «смысловой рисунок» (радуга – корнь слова, бабочка-ударение над буквой Ё, над солнышком, которое может обжечь своими лучами – слова для запоминания). Благодаря современным ИКТ, яркий рисунок можно воспроизвести на экране:


Для ученика-аудиала используем многократное проговаривание орфограммы «Проблема в корне – не зевай! Ё на Е скорей меняй!» или слов-исключений с данной орфоргаммой:

Шорох, крыжовник, шов, капюшон

Слова нарушают привычный закон.

Под ударением вместо Ё стоит в исключениях буква О.

Слова для запоминания можно предложить пропеть или проговорить с определённой интонацией. Такое «Рифмованное правило» посторено на использование звуковой памяти ученика. Начиная с пятого класса ученики ведут тетради-справочники, в которых фиксируют рифмованные правила, таблицы, опорные схемы, слова-исключения. Поэтому в любой момент урока они могут воспользоваться справочником.

Так как задача учителя не только опираться на сильные стороны ученика, но и развивать слабые, то на этапе изучения нового материала используем приём «оживления предметов»:

О

Е

КЛЮЧ…М, ПАЛЬЦ…М


Для оживления предметов задаём ученикам ряд вопросов:

- Какой частью речи являются данные слова? (имя существительное)

- В какой части слова (морфеме) выделены буквы О-Е? (в окончании)

- После каких согласных стоят эти гласные? (после шипящих и Ц)

Далее предлагаем ученикам сформулировать правило и сравнить с эталоном. Таким образом, для развития орфографической памяти применяю трёхканальное объяснение нового материала: смотрим, проговариваем, делаем выводы. Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.

На этапе закрепления нового материала предлагаю школьником отпарвиться на остров «Безграмотландия», который захватили пираты, пишущие с ошибками. Ребятам предлагаю задания с использованием ведущего канала восприятия. В таблице представлены основные формы работы и типы заданий:



Такие задания направлены на создание ситуации успеха у каждого ученика, что позволяет замотивировать их на активную работу на уроке. Необходимо также предложить ученику и такие задания, в которых бы сочетались имеющиеся навыки с требующими развития. На помощь в этом учителю придут компьютерные учебные игры и электронные приложения к учебникам. Работа с компьютером вырабатывает такие качества личности, как усидчивость, внимание, самостоятельность.

Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся с ОВЗ. Поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, в которой дети чувствуют себя «как дома», в которой ребёнок раскрывается, а качество образования повышается.

Впрочем, не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Помните, «педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».

Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче,

и дети начнут лучше успевать по предмету!


___________________________________________


  1. http://pedsovet.su/metodika/















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!