СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание сценария

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание сценария»

45

М инистерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»










Анимационные технологии организации детско-юношеского досуга в клубных учреждениях

Курсовая работа












Кемерово 2015

Министерство культуры Российской Федерации

Ф едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Институт социально - культурных технологий

Кафедра социально - культурной деятельности





Анимационные технологии организации детско-юношеского досуга в клубных учреждениях

Курсовая работа

по специальности 071400 Социально-культурная деятельность






Выполнил: Гопп В. А.,

студент гр. ППКДП – 121

Проверил: Зайцева Т.В.

ст. преподаватель кафедры СКД






Кемерово 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Сущность анимационной деятельности учреждений культуры в

рамках детско-юношеского досуга……………………………………6

1.1Анимация как социокультурное явление учреждений культуры.

Специфика функционирования анимационной деятельности

для детей и молодежи…………………………………………………...6

1.2. Классификация технологий анимационной деятельности детско-

юношеского досуга в учреждениях культуры…………………………..9

1.3.Анимационный продукт, и его технологии по выполнению

культурно-досуговой программы.……………………………………...12

Глава 2. Анализ опыта внедрения анимационных технологий для детей и

молодежи в работу учреждения культуры Муниципального

бюджетного учреждения культуры «Красносопкинская

централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского

края, Назаровского района……………………………………………...25

2.1. Особенности применения анимационных технологий при

проведении новогодних праздников в деятельности Муниципального

бюджетного учреждения культуры «Красносопкинская ЦКС»……...25

2.2 Критерии и методы оценки уровня организации анимационных

технологий для детей и молодежи в Муниципальном бюджетном

учреждения культуры «Красносопкинская ЦКС»…………………….39 Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………45






Введение


В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности учреждений культуры. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры, туризма, средств массовой информации, реабилитационных центров, учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Однако, в современной практике анимационной деятельности учреждений культуры используются в основном традиционные, устаревшие, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера. Анализ показывает, что свыше 63% аниматоров предпочитают содержанию, смыслу анимационной деятельности ее внешнюю форму, яркость, красочность.

Особенно важно подчеркнуть, что при всем широком наборе различных направлений анимационной деятельности, в учреждениях культуры отсутствует целостная система, не определены функции, принципы анимационной деятельности, а значит, отсутствует социально-культурный аспект, что, в свою очередь, оказывает влияние на понятие анимационной деятельности, границы исследования, на эффективность осуществления целостного технологического процесса в учреждениях культуры.

Поэтому, актуальность темы исследования обусловлена проблемой необходимости развития социально-культурного аспекта анимационной деятельности в России которая, вытекает из противоречия между сложившимся уровнем практической деятельности учреждений культуры, ее распространенности и потребностью в педагогической модели анимационной деятельности и отсутствием этого на практике, которая нуждается, прежде всего, в определении функций анимационной деятельности, как сущностной характеристики социально-культурной деятельности.

Объектом исследования данной курсовой работы является анимационные технологии организации детско-юношеского досуга в учреждениях культуры.

Предмет исследования - функциональный подход к развитию анимационных технологий в учреждениях культуры с позиций социально-культурного аспекта.

Цель исследования - изучение и суть анимационных технологий в организации детско-юношеского досуга в учреждениях культуры.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

- осуществить теоретико-методологический анализ сущности и содержания анимационной деятельности учреждений культуры;

- охарактеризовать анимационный продукт, и его технологии по выполнению культурно-досуговой программы;

- рассмотреть анимационные технологии для детей и молодежи в работе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Красносопкинская централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского края, Назаровского района.

Базой исследования - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Красносопкинская централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского края, Назаровского района.

Структура курсовой работы представляет собой введение, основную часть, содержащую две главы, в которых раскрывается суть анимационных технологий в организации детско-юношеского досуга в учреждениях культуры и их применение, заключения и списка литературы.







Глава 1. Сущность анимационной деятельности учреждений культуры в рамках детско-юношеского досуга

1.1. Анимация как социокультурное явление учреждений культуры


Анимация как социокультурное явление и как вид деятельности в настоящее время в России является объектом пристального внимания как практиков социокультурной сферы, так и ученых исследователей. Привлекательность этого явления объясняется инновационным содержанием, объективно заложенным в анимационной деятельности, разнообразием технологических свойств и подходов, а также широкими возможностями использования и реализации анимации в различных сферах социокультурной деятельности.

Имеющийся большой эмпирический опыт, а также научные изыскания, осуществленные в нашей стране, создали определенную теоретическую и практическую базу отечественной социокультурной анимации. Однако в этой сфере деятельности есть ряд вопросов и проблем, требующих разрешений и, в этой связи, продолжения научных поисков и исследований.

Вопрос сущности и содержания анимации является исходным и определяющим в методологическом обосновании анимационной деятельности, фактором безошибочного определения базовой структуры функций и, в конечном итоге, построении целостной профессиональной анимационной модели на основе целостного технологического процесса данной деятельности.

Следует подчеркнуть, что практически все исследователи проблем анимационной деятельности касались вопроса содержания и сущностных свойств анимации. Представим краткий обзор этих исследований.

Термин «социально-культурная анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX века, который не только задал определенную траекторию развития социокультурной анимации в современной России, но и адаптировал анимационную модель Франции применительно к культурно-досуговой деятельности в России.

Надо сказать, явление социокультурной анимации изначально возникло во Франции и осознавалось как часть культурной и воспитательной системы общества. При сложившихся определенных исторических, политических, экономических, социальных и культурных условиях социально-культурная анимация сформировалась именно как практическая социокультурная деятельность, помогающая преодолевать негативные тенденции общественной жизни, такие как изоляция личности, одиночество, отчуждение, пессимизм, беспомощность и др.

Анимационная деятельность во Франции получила развитие как результат триединого становления исторических, социальных и культурных факторов, а впервые, применительно к сфере свободного времени термин «социокультурная анимация» был введен в 50-е годы XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга». Обращаясь к феномену лидера в сфере организованного досуга, Дюмазедье употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил понятием «социокультурная анимация». В последующем это понятие прочно вошло в научную и практическую лексику и обозначает название профессии организатора досуга. «Animation» в переводе с французского означает: живость, оживление, воодушевление, профессия, относящаяся к сфере досуга1.

Новым понятием «социокультурная анимация» обозначались социокультурные процессы в сфере свободного времени и досуга, в центре которых выступает личность с ее внутренним миром проблем и противоречий, возникающих в условиях технократического общества.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов в процессе анимации. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о психолого-педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В исследовании Е.Б. Мамбекова социокультурная анимация рассматривается как «феномен, который многие французские ученые и практики характеризуют как средство, помогающее обществу безболезненно встретиться с «этим грандиозным текстом с непредсказуемыми результатами», каковым является современная технократическая цивилизация».

По мнению исследователя, происхождение социокультурной анимации совершенно отчетливо прослеживается в истории Народного воспитания.

Е.Б. Мамбеков утверждает, что социокультурная анимация касается всего ансамбля повседневной жизни индивида - труда, гражданской и политической активности, отношений с окружающими, их культуры. Взаимосвязь общественной деятельности и досуговых предпочтений, оказывающих влияние на индивида в свободное время, обусловлена социальными факторами существования общества в целом.


Специфика функционирования анимационной деятельности учреждений культуры для детей и молодежи


Новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включив в них: - развитие у детей и молодежи осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга; - формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил; - непосредственную организацию досуга.

В настоящее время социально-культурная анимация выступает как, одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации личности и общественных групп на основе ценностей культуры» в учреждениях культуры. Наши наблюдения показали, что социокультурная анимация на сегодняшний день занимает довольно активные позиции в сфере досуга, функционируя в различных его направлениях. Так, например, современная система среднего образования активно использует культурно-досуговые технологии. Произошел пересмотр концепций школьных учреждений, где перемены задали новую траекторию развития, активно использующую досуговые методы в рамках учебного процесса (досуготерапия, гарденотерапия, анималотерапия и др.). Система социально-культурного отдыха (летние и зимние лагеря) претерпела изменения, связанные с организацией рекреационно-оздоровительного отдыха, основанного на принципах творческого развития и активного досуга.


1.2. Классификация технологий анимационной деятельности детско-юношеского досуга в учреждениях культуры

Одной из важнейших в технологическом процессе выступает такая черта, как «функциональное единство составляющих ее компонентов». Стержневой основой технологии культурно-досуговой деятельности «служит удовлетворение круга человеческих потребностей», его физических сил и духовно-нравственных ценностей. В структуре целостного технологического процесса социокультурной анимации важнейшей составляющей является анимационная программа, являющаяся объектом внимания и участия реципиентов. При соответствующей технологической организации с учетом функционального подхода такая программа способна оказать свое формирующее воздействие на процессы социализации, сублимации, духовной терапии личности реципиента, повысить его культуру, способствовать физической и психической реабилитации и релаксации. Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство - «протекать во времени и пространстве - «здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественно-значимого события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды, составляющей на данный момент частицу исторического времени, реального бытия в котором при определённой системной организации таких программ формируются вкусы, потребности и ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества»2.

Современная социокультурная анимация, как институт целенаправленного организованного досуга, в своей практике, безусловно, использует накопленный в нашей стране опыт форм и методов культурно-досуговой деятельности. В основе нашей типологизации анимационных программ мы опирались на ведущий признак - метод, используемый при их организации. По нашим наблюдениям, в современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ: игровые; - конкурсно-игровые и конкусно-зрелищные; - фольклорные; - зрелищно-театрализованные; - художественно-публицистические; - танцевально-развлекательные; - спортивно-оздоровительные.

Актуальность этого типа программы объясняется, прежде всего, формирующими анимационными свойствами игры. Действительно, игра как уникальное и универсальное развлекательное средство обладает огромным творческим потенциалом и нацелена на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Главным назначением игры в процессе анимационной деятельности является развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и мн. др. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение, и в то же время, развитие интеллектуальных и физических возможностей, заложенных в человеке. В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, участники игровых программ включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это, в конечном итоге, способствует освобождению личности от повседневных забот, переключения ее на цели социально-духовной созидательной деятельности.

Анимационный потенциал игры, активно воздействующий на личность, заключается в следующем: в перерыве в повседневности, снятии напряжения, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и замене его добровольной и радостной мобилизации духовных и физических сил; в создании и сплочении коллектива отдыхающих. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок; - в подчинении правилам игры, активизации такого чувства, как понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и, чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство; в нейтрализации недостатков действительности, противопоставлении жесткому миру реальности гармоничного мира, романтизма; - в физическом совершенствовании, поскольку в активных своих формах игра предполагает обучение и применение различных двигательных навыков и действий; - в возможности проявления и совершенствования своих творческих навыков в процессе создания игровой атмосферы.


1.3. Анимационный продукт и его технологии по выполнению культурно-досуговой программы

Создание анимационного продукта

Создание анимационного продукта начинается с драматургического замысла. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Будучи частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия туристских культурно-досуговых и анимационных программ имеет свою специфику. Вследствие этого, режиссер театральной постановки проделывает путь от пьесы к жизни, а режиссер культурно-досуговой программы – от жизни к пьесе (сценарию). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в культурно-досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме.

К специфическим особенностям драматургии культурно-досуговых программ относятся:

- профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события;

- осуществление драматургического творчества – как индивидуального, так и коллективного;

- публицистический, литературный характер (оперативный и динамичный, злободневный, остроактуальный);

- наличие документальной основы (обязательное включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);

- использование в содержании многообразие выразительных средств, различных видов искусства, включая самодеятельное творчество, документальные материалы;

- герой драматического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе – современнике;

- неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария;

- широта спектра обстоятельств воплощения (не только сцена, но и улица, зрительный зал, площадь города, спортивная арена, зал ресторана и т.д.)3.

Культурно-досуговая программа – универсальная форма художественного моделирования. Разнообразнейшие виды и формы моделей, такие как театрализованные представления и праздники, народные гулянья и танцевальные вечера, спортивные состязания и турниры, художественные выставки и шоу, объединяются в общее понятие «культурно-досуговая программа».

Процесс работы над замыслом культурно-досуговой программы осуществляется сценаристами. Ими являются драматург и режиссер, работающие в художественно-эстетическом единстве. Разработка замысла сценария и оформление его в виде документа происходят поэтапно. Сначала осуществляется отклик на социальный заказ.


Выбор темы.

Тема и идея – фундамент творческой деятельности. На этом этапе работы над замыслом определяются тема и идея постановки. Тема – предмет, о котором автор хочет рассказать зрителю, или круг вопросов, которые подлежат обсуждению.

Идея сценария отвечает на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям?». И если тема – предмет, то идея – мнение автора об этом предмете. Именно идея определяет то чувство, которое должно зародиться в душе у зрителя. На основе чувства должно сформироваться отношение к увиденному. Тема раскрывается во имя донесения идеи. Тема и идея неразрывно связаны и составляют стержень, на котором держится смысл сценария. Этот стержень не дает сценаристу углубиться в побочные темы, соединяет все фрагменты сценария в единое целое, что усиливает впечатление4.

Жанр – особенности художественного произведения, которые определяются эмоциональным отношением автора к объекту изображения. Чистый жанр в культурно-досуговой программе немыслим, так как он не передаст всей гаммы отношений к происходящим событиям. Поэтому жанр здесь определяется по доминирующему отношению: насмешливо-ироническое превращает программу в КВН, патриотически-патетическое – в торжественное собрание или парад, интимно-сокровенное – в вечер камерной музыки или поэзии и т.п.

Близкое к жанру понятие – стиль – определяется как совокупность характерных черт. Стоит на вечеринку пригласить артистов-цыган, запланировать проведение конкурса цыганского танца, нарядить обслугу бара, где проводится вечеринка, в цыганские костюмы, как будет повод говорить о том, что вечеринка задумана в цыганском стиле. Так же на этом этапе закладывается начальный образ будущей программы. Таким началом, из которого будет расти программа, может стать песня как лейтмотив повествования; сценический персонаж или герой, который потянет нить сквозного действия; традиционный обряд, который ляжет в основу кульминации и т.п.

Одним из наиболее эффективных методов творческого поиска может стать метод мозгового штурма. Суть метода – набрасывание большого количества идей, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, поиск различных подходов к ее решению. Чтобы мозговой штурм не превратился в безрезультатное коллективное обсуждение, он должен быть проведен по определенным правилам:

- Задачи решаются не все сразу, а постепенно – одна за другой – в такой последовательности: оценка исходной ситуации (содержание соцзаказа, возможности реализации, потребности зрительской аудитории); определение масштаба и формы программы.

- Работа группы управляется «Главным», задача которого – удерживать внимание группы на решении очередной проблемы, направлять творческую энергию в позитивное созидательное русло, оценивать и отбирать выдвинутые идеи.

Мозговой штурм хорош не только как способ быстрого и качественного формирования костяка идейного замысла, но и как возможность уже на уровне планирования достичь единства взглядов, выработать настрой на достижение единой цели, т.е. объединить разрозненных исполнителей в творческий коллектив.


Определение формы и содержания, накопление и отбор материалов

Следующая конструктивная деталь замысла – форма и содержание. Форма культурно-досуговой программы – это структура организации взаимодействия участников: аниматоров, актеров, зрителей – между собой и с информационным потоком. Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание лепит форму. Форма – способ осуществления содержания, поэтому работа над тем и другим идет одновременно. Форма диктует свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. На этом этапе работы в воображении автора создается художественно зримый образ (видение) будущей программы, который может быть выражен в театрально-символической форме: через музыку, световые эффекты, декорации, костюмы. Специфической чертой работы драматурга над сценарием культурно-досуговой программы является сочетание литературной и режиссерской проработок. Здесь же необходимо решить вопросы, связанные с отбором способов активизации аудитории, чтобы зрители чувствовали себя соучастниками происходящих событий. К элементам активизации относятся:

1. Прямое обращение к аудитории («Здравствуйте, участницы конкурса, болельщики, а так же все, кто неравнодушен к женской красоте и собрался сегодня здесь, на конкурсе красоты «Мисс РМАТ»!» или «Я вас не слышу! Где ваши руки? Давай! Давай!» и т.п.)

2. Коллективное действие (поют все вместе, аплодисменты, все вместе зовут Дедушку Мороза и т.п.)

3. Участие в обряде, ритуале, церемонии (подъем флага, исполнение гимна, скандирование болельщицких закличек и слоганов и т.п.)

4. Включение в сценарий «местного материала» (использование фактов и данных о конкретных лицах, участвующих в программе, включение в концертную программу номеров местных самодеятельных артистов: отдыхающих, детей отдыхающих, поваров, спортинструкторов, аниматоров и т.п.)

5. Внесение в сценарий элементов игры (со всем залом вместе, с представителями зала);

6. Организация переклички (перекличка – переговоры между собой художественных персонажей. Они ведутся громко в присутствии аудитории и используются, как правило, при организации рауса-встречи).

7. Внедрение подсадки (в качестве подсадки используются аниматоры, которые смешиваются с аудиторией отдыхающих или туристов и ведут себя, как активные зрители: участвуют в играх и конкурсах, аплодируют, отвечают на вопросы интервью и т.п., тем самым, повышая уровень активности аудитории)5.


Написание сценарного плана.

Отобранные материалы представляют собой эпизоды, которые требуют соединения в единое повествование. Родовой метод соединения эпизодов в сценарии культурно-досуговой программы – монтаж.

Приемы художественного монтажа:

1. Контрастность

Основан на чередовании резко не схожих между собой элементов сценария. Позволяет ярче выразить конфликт, как основу драматургии. Драматургия культурно-досуговых программ в силу своей специфики отличается слабовыраженным сюжетом, что влечет за собой ослабление конфликта.

2. Последовательность

Когда эпизоды монтируются один за другим, логически цепляясь друг за друга, сплетаясь в единую нить повествования.

3. Параллельность

Когда эпизоды проникают один в другой, так как действия идут параллельно (одновременное повествование об исторических событиях и современных, которое осуществляют двое ведущих).

4.Одновременность

Когда различные действия происходят одновременно в разных частях сценической площадки или территории проведения программы (например, одновременно несколько различных игровых аттракционов расположены на площадке, или на сцене одновременно поет солист, его сопровождает подтанцовка, часть подтанцовки выносит в зал цветы для вручения почетным гостям, в это же время зажигается фейерверк).

5. Лейтмотив

Это сюжетный стержень, сквозная нить повествования, позволяющая соединить отдельные фрагменты и эпизоды программы в единый рассказ. Соединительный текст ведущего «Следующим номером нашей программы!..» свидетельствует об отсутствии лейтмотива.

6. Реминисценция

Буквально – воспоминание, повествование о событиях прошлого6.

Чтобы обеспечить интересное, захватывающее представление, необходимо придумать для монтажа эпизодов сюжетный ход, который связывает все эпизоды и устремляет к единой цели (например; выявление победителя конкурса, совершение праздничного обряда, получение удовольствия от танцев или пения и пр.).

На этом уровне может появиться первый рабочий документ сценарный план, в содержание которого входят название программы, действующие лица, план происходящих событий, описание места действия, хронометраж фрагментов.




Работа над композицией культурно-досуговой программы

Композиция - соединение элементов художественного произведения в целое, соподчинение его частей по закону гармонии. Выразительными средствами культурно-досуговой программы являются: живое устное слово, музыка, хореография, кино, цирк и пр. От того, насколько все элементы композиции будут гармонично сочетаться друг с другом, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие программы зрительской аудиторией.

Законы гармонизации композиции7:

1. Целостность (взаимосвязь и соподчиненность элементов)

Эпизод - структурная единица сценария. Он характеризуется сюжетной самостоятельностью, т. е., будучи вырванным из общей канавы, является самодостаточным, законченным высказыванием (как абзац в тексте). Эпизод раскрывает одну из граней темы, поэтому содержит событие, вокруг которого разворачивается действие фрагмента. Но, являясь самостоятельной единицей, эпизод одновременно является неотъемлемой частью целого. Композиционная целостность сценария не сводится к простой сумме эпизодов, в которой от перемены мест слагаемых результат не изменится. Целостность достигается:

- отобранностью оптимального количества эпизодов для раскрытия темы (не стоит слишком «пережевывать», но и лаконичность должна быть умеренной);

- расстановкой, обеспечивающей развитие событий (не повтор однообразных действий, не «бег по кругу», не перескакивание с одного на другое);

- тематической связью между эпизодами (один эпизод должен вытекать из другого плавно, органично, без грубых стыков; связь эта не только логически-рациональная, но и эмоционально-иррациональная).

Драматический сюжет - это последовательность событий, их развитие; течение конфликта в конкретных обстоятельствах времени, места и образа действия. Фактически сюжет определяет сценарный план.

Фабула - причинно-следственная связь событий, определяющая введение персонажей с характерным поведением и задачами, необходимыми для разворачивания конфликта и разрешения его. Фабула осуществляет связь сюжета с персонажами.

Например, сюжет таков: поймал рыбу, та попросила отпустить за выкуп - исполненное желание; желание загадал, рыбу отпустил, рыба желание исполнила. Тогда фабула может превратить сюжет в сказку про Емелю и щуку, а может - в «Сказку о рыбаке и рыбке».

2. Контрастность

Закон единства и борьбы противоположностей - закон диалектики, закон развития. Нет борьбы (в режиссуре говорят - конфликта) - нет изменения, нет развития, нет жизни. Кон­траст - такой способ сочетания элементов, при котором выявляются противоречия, как движущие силы развития. В праздничном событии это могут быть противоречия между единичным и множественным, громким и тихим, светлым и темным и т.д.

3. Подчиненность идейному замыслу

Хорош или плох тот или иной эпизод для данной программы, решается на основании очень жесткого критерия: может ли он участвовать в раскрытии идейно-тематического замысла. Достоинства эпизода не рассматриваются вне связи с идейной направленностью программы. Например, мастерски исполняемый цирковой номер с дрессированными собачками отлично подойдет для детского праздника «Первый раз в первый класс» и категорически не впишется в конкурс красоты «Московская красавица». Композиция - сочетание элементов не случайных, а специально отобранных по содержанию и форме.

4. Соразмерность

Если предыдущий закон гармонии описывает качественную! характеристику элементов композиции, то закон соразмерности говорит о количественной. Вся композиция культурно-досуговой программы в целом должна быть соразмерна событию, которому она посвящена (Не стоит день рождения пятилетнего ребенка превращать в массовое гулянье на площадях и улицах города). Работу над соразмерностью элементов нельзя заформализовать. Здесь сценаристу помогут только чувство меры и творческая интуиция.

Классическая структура композиции культурно-досуговой программы

Работа над композицией связана не только с ее гармонизацией, но и со структурированием содержания. Классическая структура композиции культурно-досуговой программы состоит из следующих элементов8:

1.Экспозиция

Это самое начало события. Его главная задача - погружения в атмосферу происходящего, подготовка к восприятию, установление режима общения. Это кратковременный фрагмент, как правило, заключающийся в приветствии ведущих, знакомстве с аудиторией, сообщении темы предстоящей программы.

2. Завязка

В завязке сосредоточено «исходное событие» (режиссерский термин), в котором заложено начало драматического конфликта. В завязке концентрируется оригинальное драматургическое решение программы. Например, в празднике Масленицы, названном «Весенняя карусель», в качестве завязки используется хореографический номер «Закружились карусели», поставленный в фольклорном стиле.

3. Основное развитие действия

Это самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы. Его длительность, насыщенность разнообразными фрагментами и блоками определяются сюжетным ходом, драматическими особенностями события. Чередование блоков и эпизодов подчинено «сквозному действию» (режиссерский термин) сценария, его идейной устремленности, что создает впечатление целостности культурно-досуговой программы.

Развитие события обеспечивается наращиванием темпоритма совершаемых действий. Только эта эскалация приведет событие к наивысшей точке развития - кульминации.

4.Кульминация

Это наивысшая точка эмоционального накала аудитории, смысловой центр композиции. В основе кульминации - главное событие, в котором и разрешается драматический конфликт. Как правило, кульминацией становится центральный обряд праздника.

5. Развязка

Как структурный элемент она выполняет функцию завершения сюжетной линии. В развязке содержится заключительное событие, в котором подводится итог, сообщается о разрешении конфликта, завершается сюжет. Здесь ведущие прощаются, желают всем здравия и достатка, выражают надежду на новую встречу.

6. Финал

Это фрагмент полного завершения сценического действия. Как правило, финал связан с единодушным массовым действием. Это единый «выдох» зрительской аудитории. Это этап, где происходит апробирование фрагментов сценария. В творческий коллектив по созданию сценария вливаются ведущие, аниматоры, танцоры, певцы, актеры, исполняющие роли в ключевых событиях, а также технический состав: звукооператор и светоператор, выпускающий режиссер и пр. Проводятся предварительные репетиции-этюды, в процессе которых выявляют сценарные погрешности, недоработки, несостыковки, отклонения от темы и пр.

5. Оформление сценария.

Сценарий может быть представлен в виде сценарного плана, синопсиса, литературного сценария и сценария режиссерского. Сценарный план в хронологическом порядке представляет краткое содержание культурно-досуговой программы.

Синопсис – документ, включающий сценарный план, в котором ключевые фрагменты композиции постановки проработаны более подробно, например, экспозиция – завязка, кульминация-финал. Здесь могут быть представлены постановочные ходы, стилистика речи персонажей, сценографические предложения. Синопсис является предварительным эскизом, проектом окончательного сценария и подготавливается, как правило, для осуждения с заказчиком.

Окончательный вариант сценария, принятый в постановочную работу, содержит:

1. обозначение формы культурно - досуговой программы, характера аудитории, событийного назначения (например, театрализованная приключенческая игра для младших школьников, посвященная открытию оздоровительного лагеря);

2. название программы, в котором отражен художественный образ (например: «Открой тайну Джуманджи!»);

3. список действующих лиц и исполнителей, а также технического состава и функций каждого;

4. сценарный план с хронометражем или поминутным интервалом каждого фрагмента (блока, номера, связки и пр.)

5. содержательную часть, которая в драматической последовательности описывает действия участников и включает:

- ремарки, касающиеся образного решения (например: «Затемнение. Яркий луч прожектора высвечивает эмблему праздника, на которой изображены ладони, поддерживающие красное сердце. Одновременно с лучом врываются звуки музыки. Звучит фонограмма: начало Первого концерта П.И. Чайковского…» и т.д.);

- ремарки, касающиеся действий персонажей (например: «Со всех сторон из зала на сцену бегут скоморохи. Выбежав на сцену, все вместе провозглашают “Ярмарка!”»);

- ремарки, определяющие предполагаемые действия зрителей (например: «Звучат первые аккорды музыки, болельщики поднимаются с мест и поют гимн своей страны в честь победителей»);

- текст речи (ведущих, докладчиков и пр.);

- название фрагментов действия (хореографических, вокальных, цирковых и прочих номеров и блоков).

Режиссерский замысел оформляется, в так называемый, режиссерский сценарий. Основная функция режиссерского сценария – художественная организация постановки. В нем описываются конкретные шаги осуществления режиссерского замысла во времени и пространстве, в усилиях исполнителей. Утвержденный сценарий тиражируется и вручается исполнителям для ознакомления и проработки9.









Глава 2. Анимационные технологии для детей и молодежи в работе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Красносопкинская централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского края, Назаровского района.


2.1. Работа ДК в контексте анимационных технологий

В Доме культуры «Красносопкинская централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского края, Назаровского района анимационные технологии применяются очень давно. Особенно в последние 3 года, т.к. все мероприятия ДК для детей и юношества на две трети состоят из анимационных продуктов, перечисленных в курсовой работе выше. Приведем только план работы ДК на декабрь текущего 2014 года (см. таблицу 1). В плане работы на декабрь можно проследить все мероприятия ДК.

Таблица 1. План работы на декабрь 2014 года

п/п

Наименование мероприятия

Место проведения

Дата и время проведения

Ответственный

1

«Знай сегодня, чтобы жить завтра!». Представление с ростовыми куклами, во всемирный день борьбы со СПИДом

Площадь ДК

01.12.2014

11.00-18.30

Захаваева С.В.

Федорова М.В

2

«Цветик-семицветик». Игровая программа в международный день инвалидов

Центр реабилитации

с. Веселая Лопань

03.12.2014

11.00-12.00

Гопп В.А.

Чагина Т.В.

3

Встреча с известным поэтом

Хоровой класс

09.12.2014

13.00-14.00

Жарков Е.В.

4

«В кругу друзей». Поздравления именинников участников коллектива «Завалинка»

Хоровой класс

11.12.2014

13.00-16.00

Погребных А.В.

5

Радиоакция, посвященная Дню Конституции РФ

Площадь ДК

12.12.2014

11.00-18.30

Чагина Т.В

Федрова М.В

6

Оформление тематического стенда, посвященного Дню Конституции РФ

Фойе ДК

12.12.2014

11.00-20.00

Гопп В.А

7

«Пушкинский бал». Анимационный вечер отдыха

Дискозал

12.12.2014

18.00-19.00

Погребных А.В

Захаваева С.В.

8

«Ой, вы гостюшки дорогие». Отчетный концерт коллектива «Завалинка» с ведущими аниматорами.

Хоровой класс

13.12.2014

15.00-16.30

Чагина Т.В.

Гопп В.А.

9

«Сильное звено». Игра

Хоровой класс

16.12.2014

12.50-13.50

Федорова М.В.

10

«Техника пародийного жанра». Беседа

Кабинет кружковой работы

18.12.2014

12.30-13.15

Чагина Т.В.

11

«Сувенир для внуков». Изготовление новогоднего барашка своими руками. Ведут программу аниматоры, герои мультиков

Компьютерный салон

18.12.2014

10.00-13.00

Захаваева С.В.

12

«Вокруг ёлочки». Новогодний огонек

Хоровой класс

19.12.2014

17.00-18.00

Чагина Т.В.

13

«В кругу подруг». Новогодний огонек

Кабинет кружковой работы

20.12.2014

16.00-18.00

Гопп В.А.

14

«Новогодний огонек»

Кабинет кружковой работы

23.12.2014

12.00-13.00

Погребных А.В

15

«Новогодний огонек»

Кабинет кружковой работы

25.12.2014

16.00-18.00

Федорова М.В.

16

«Золушка». Спектакль для детей.

Зрительный зал

26.12.14

11:00-12:00

15:00-16:00

Чагина Т.В.

Гопп В.А.

17

«Путешествие в Новый год». Интермедия у ёлки.

Дискозал

26.12.14

12:00-13:00

16:00-17:00

Захаваева С.В.

Федорова М.В.

18

«Золушка». Спектакль для детей.

Зрительный зал

27.12.14

11:00-12:00

15:00-16:00

Захаваева С.В.

Федорова М.В.

Чагина Т.В.

Гопп В.А.

19

«Путешествие в Новый год». Интермедия у ёлки.

Дискозал

27.12.14

12:00-13:00

16:00-17:00

Захаваева С.В.

Федорова М.В.

Чагина Т.В.

Гопп В.А.

20

Проведение торжественных регистраций брака

Дворец культуры

В течение месяца

Работники ДК

Работники отдела ЗАГС

21

Просмотр кинофильмов, мультфильмов

Зрительный зал

Пятница, суббота, воскресенье

Захаваева С.В.



Например, мероприятие для молодежи 15-17 лет «Знай, сегодня, чтобы жить завтра!». Представление с ростовыми куклами, во всемирный день



борьбы со СПИДом – это анимационное мероприятие, где Ростовые куклы (Шприц ), которые изображают зло и причины заболевания. Другой пример -анимационный вечер «Пушкинский бал», где аниматоры в роли ведущих (Балконский и Наташа Ростова) под классическую музыку стараются воссоздать для гостей начало ХIХ века, костюмированный бал дворянства. Эпоху пушкинского литературного салона. В отчетном концерте коллектива «Завалинка» тоже применяется технологии аниматорского искусства. А в новогодних представлениях анимация – на первом месте.


Применение анимационных технологий в ДК при проведении новогодних праздников

Праздник – продукт эксклюзивный. Его нельзя повторить дважды, нельзя отрепетировать и совсем нельзя предугадать, что может случиться во время его проведения. Так, если в театре каждую пьесу актеры сначала репетируют, затем устраивают премьерный показ, и только после этого начинают представлять ее публике, то праздник – мероприятие разовое, и исправить что-то впоследствии невозможно. То есть все должно пройти ярко, эмоционально, без накладок, соответственно сценарию. Но как это обычно бывает, действовать приходится в предлагаемых обстоятельствах, и далеко не всегда они бывают благоприятны. Импровизация и умение находить выход из самых тупиковых ситуаций – качества необходимые всем членам команды организаторов праздника. В данном случае команде аниматоров. Моментальная смена планов, изменение сценария, возникновение непредвиденных трудностей и проблем, требующих сиюминутного решения – это нормальная ситуация при проведении праздника. И возможность такого поворота событий нужно всегда учитывать при планировании праздника.

Рассмотрим применение анимационных технологий организации детско-юношеского досуга на примере сценария анимационной интермедии «Настоящее сокровище». Особенностью данного новогоднего праздника является то, что он нацелен как на детей младшего возраста, так и на подростков, чтобы всем было интересно. Поэтому было принято решение проводить праздник, используя несколько площадок, меняя декорации и обстановку.

Сценарий мероприятия.

Действующие лица:

Баба Яга

Разбойница 1

Разбойница 2

Дед Мороз

Снегурочка

Перед началом представления в фойе звучит музыка, дети раздеваются, преподаватели собирают их в одном месте. Звучит песня разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», выбегают разбойники, работают до конца куплета.

Разбойница 1.

Ага, какая удача, вот, где мы сегодня найдем свое таинственное сокровище!

Разбойница 2.

А ну скорее становитесь в круг, чтобы мы смогли вас рассмотреть, и увидеть у кого больше карманы!

Разбойница 1.

Вы говорить умеете? (отвечают) Зачем сюда пожаловали? Ну, еще посмотрим, встретите вы Новый Год или нет! Давайте, перед тем как вы расстанетесь со своими ценными предметами, познакомимся. Будьте внимательны, мы даем вам карту, а вы громко говорите имя и что любите делать. Например: (дает разбойнице 2 бутафорскую игральную карту, она берет карту, отвечает)

Разбойница 2.

Я разбойница по кличке Неторопливая, я люблю поспать! Ха, ха!

Разбойница 1.

Поняли? Начали!

(проводят игру «Знакомство»)

Разбойница 2.

Слушай, Невозмутимая, а может, не будем их грабить, они вроде неплохие?

Разбойница 1.

Да ты что? Возьми себя в руки, ты разбойница или нюня? Как же мы тогда найдем таинственное сокровище? Ладно, малявки, не будем вас пока трогать, становитесь, быстрее друг за другом по командам, девочки за мной, мальчики за Неторопливой, представьте, что вы на кораблях, поплывем сейчас в путешествие!

Разбойница 2.

Только вести себя прилично! Мы хоть и разбойники, но не любим беспорядка! Поплыли! (ведут детей в дискозал к елке, там звучит музыка, проходят вокруг елки два круга, становятся в круг

Разбойница 1.

Вот мы и на месте. Видали, какая елка? Наша, мы думали, что это таинственное сокровище и стащили у короля, а она какая - то обыкновенная, не мигает. Ладно, если вы сейчас справитесь с нашим заданием, то мы вас не тронем. Разложим пасьянс, что по карте выпадет, то и будете делать!

(Атаманша раскладывает пасьянс, разбойница 2 смотрит задание, читает вслух)

1.«Веселый стишок» показывает движения, дети повторяют

Идет бычок качается, вздыхает на ходу.

Ох, досточка кончается, сейчас я упаду!

2.Танцевать под разные мелодии со смешными движениями.

Разбойница 1.

Ничего себе, какие молодцы! Ой, что это я, невозмутимая, мы забыли про важное дело!

Разбойница 2.

Какое еще?

Разбойница 1.

Деда мороза встретить, пойдем скорее! (убегают, звучит фон, заезжает Баба Яга на самокате

Баба Яга.

Ух, ты, детским духом пахнет! Наконец - то я нашла место, где много деточек! Да не бойтесь меня. Я не кусаюсь, я решила с вами подружиться, надоело гадости делать, да и одной то плохо, скучно. А вы зачем сюда пожаловали? На праздник Новый Год?! Здорово, а можно я тоже останусь? Я даже поиграть с вами могу.

(играет с детьми, заходят разбойники)

Как дед мороз готовится к походу:

все обыгрывается движениями

Просыпается, надевает штаны, шубу, шапку, берет мешок с подарками, садится в сани, запряженную тройкой лошадей и быстро едет.

по кругу бегут, останавливаются

Приезжает по назначенному адресу, залезает в форточку пока все спят, раскладывает под елкой подарки, вылезает обратно, объезжает всех детей. Приезжает домой, ставит лошадей в конюшню, раздевается и ложится спать.

(забегают разбойницы)

Разбойница 1.

Здесь тоже нет Деда мороза! Ничего не понимаю, как мы его упустили, теперь нам точно не видать таинственного сокровища!

Разбойница 2.

Может эти плаксы знают?

Баба Яга.

Они не плаксы! Как вы разговариваете с детьми?

Разбойница 1.

Попрошу нам милочки не грубить, отдавайте свои драгоценности по-хорошему, иначе...

Баба Яга.

Иначе я позову, кого надо! (свистит)

Разбойница 2. Ладно, ничего нам не надо!

Разбойница 1. (разбойнице)

Ты опять за свое? Чего ты сюда приперлась Баба Яга? Опять детей погубить хочешь? Все что на празднике – наше, и дети в том числе, даже не думай ничем завладеть без нашего ведома!

Баба Яга.

Да вы что, не слушайте их ребята. Я хорошая, это вы только обманывать умеете и грабить. Да мне и не надо ничего, только со всеми новый Год встретить. А вот вы зачем пожаловали?

Разбойница 1.

Тише, ой не могу, мы тоже за этим же пожаловали, ладно, уговор, будем по очереди загадывать загадки, если вы наши отгадываете, мы уходим, если нет, то тогда...

Баба Яга.

Ребята, не боимся мы вредных разбойниц? Давайте посоревнуемся!

Разбойница 2.

Во дворе катали ком,

Шляпа новая на нем.

Нос приделали, и вмиг

Получился...(снеговик)

Разбойница 1.

Волшебные туфли наденешь на ноги –

И сразу помчишься по зимней дороге...(лыжи)

Баба Яга.

Не умеет он играть,

А заставит танцевать,

Нарумянит всех людей.

Кто же этот чародей? (мороз)

Разбойница 2.

Какие вы молодцы, ребята. С вами так интересно!

Разбойница 1.

Я не поняла, ты чего? Мое общество тебе уже не интересно, давай, уходи к этим нюням, сюсюкайся с этими мурзилками!

Баба Яга.

Да что это за безобразие такое, как вы называете детей, как вы с нами разговариваете?

Звучит музыка заходит снегурочка

Снегурочка.

Снег кружится, снег искрится,

Приглашает в хоровод.

Будем, вместе веселится,

Вместе встретим Новый Год!

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Здравствуйте разбойницы, и ты Баба Яга здравствуй!

Разбойница 1.

Снегурочка, она сумасшедшая какая – то, прикидывается доброй, а сама хочет детей похитить!

Снегурочка.

Как вам не стыдно, Баба Яга!

Баба Яга.

Это совсем не так, я наоборот пришла встретить со всеми Новый Год!

Снегурочка.

Тише, тише, друзья! Нам необходимо быть внимательнее друг к другу. Елочка радуется всем нам, скоро наступит волшебный праздник. Радоваться надо! А что ты прячешь, Баба Яга?

Баба Яга.

Да вот, нашла, посмотри.

(подает снегурочке сверток, разворачивает, читает)

План захвата Деда Мороза:

1. 19-00 готовит подарки,

2. 20-00 собирается к детям,

3. 20-30 выходит из дома и едет по маршруту №23.

Указания: Поджидать у въезда в поселок Майский.

Неторопливая отвлекает, спрашивает, как пройти в библиотеку.

Сзади подбегает Невозмутимая, набрасывает мешок на Деда, если не удается захватить Деда, то действуем по плану «Ы», т.е. отбираем мешок с подарками и мелкими перебежками исчезаем, после чего собираемся на нашем месте.

Снегурочка.

Ничего себе, это как понимать?

Разбойница 1.

А мы откуда знаем? Баба Яга решила нас подставить!

Разбойница 2.

Вот это влипли, план то мы потеряли, поэтому и маршрут перепутали!

Снегурочка.

Бедный Дедуля, надеюсь, вы не смогли ему навредить? Зачем вы это придумали?

Разбойница 2.

Мы ... это, мы, сокровище таинственное ищем.

Разбойница 1.

Молчи, чего ты тайну раскрываешь? Мы, мы, пришли с дедом морозом подружиться и с этими малявками!

Снегурочка.

Ну, хорошо, если это так, давайте подготовимся к встрече деда Мороза все вместе! А теперь отвечайте правильно на мои вопросы: да или нет. Чем елку наряжают:

На елке разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

И гирлянды светлые?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звездочки лучистые?

Молодцы, ребята! А теперь подумайте, кого нам не хватает на празднике? Давайте позовем Дедушку. Три раза: Дедушка Мороз приди к нам! (звучит музыка, заходит Дед Мороз)

Дед мороз.

Здравствуйте, друзья!

К вам спешил издалека!

Здравствуйте, девчоночки,

Нарядные как елочки.

Здравствуйте, мамы!

Красивые, румяные!

Милые бабули, бабули красотули!

Дедушки и папы, и будущие богатыри

(жмет руку маленькому мальчику)

Разбойница 1.

Неторопливая, окружай!

Разбойница 2.

А может не надо?

Дед мороз.

Тише, тише, не шумите. Я Дедушка мороз, я прихожу, каждый год и вместе со всеми встречаю Новый год, дарю подарки.

Атаманша.

Ну, так и давай быстрее!

Дед мороз.

Нет, сначала поиграем все!

Игра «Маленькой елочке холодно зимой» (изображая всех зверей все время повторяют фразу «маленькой елочке холодно зимой»)

Шел по Греции медведь, захотел он песню спеть.

Кверху голову задрал.

Что есть мочи зарычал: маленькой елочке холодно зимой

Шел по Швеции пингвин,

Все скучал, что он один,

Чтобы вновь повеселеть,

Стал он громко песню петь: маленькой елочке холодно зимой

Шли по Индии слоны,

Неприличной ширины

И, пугая всех вокруг,

Затрубили они вдруг: маленькой елочке холодно зимой

Шел по Шамбале комар,

Был он очень. Очень стар,

И пищал себе под нос,

Толи в шутку, толь в серьез: маленькой елочке холодно зимой

Все пингвины, все слоны, змеи, птицы, комары, осы, мухи, грызуны, запищали, завизжали, заревели и заржали, замычали: маленькой елочке холодно зимой

Весело, весело встретим Новый год! Ну, молодцы, порадовали старика!

Разбойница 1.

И это все на что ты способен?

Снегурочка.

Ты что, вы же хотели подружиться с дедушкой. Зачем его обижаете?

Баба Яга.

А они только гадости умеют говорить!

Снегурочка.

Наш дедушка хороший! Дедуля, а давай поиграем в твою любимую игру.

Дед мороз.

Конечно! Вот моя варежка. От этой забавы еще никто не отказывался!

(под музыку играют, раздают призы за поздравления, костюмы, стихи и т.д. Доходит очередь до Бабы Яги она поздравляет всех и говорит желание, разбойница 1 забирает варежку)

Разбойница 1.

Ну что, наконец-то я получу таинственное сокровище! (звучит фонограмма, атаманша застывает)

Дед мороз.

Эх, Атаманша. Кто только не пробовал завладеть моей варежкой. Только мне подвластно ее волшебство. Ну а таинственное сокровище как вы знаете ребята это что?

Снегурочка.

Конечно же, дружба!

Разбойница 2.

Дедуля, Снегурочка, давайте расколдуем Атаманшу, она не такая уж и плохая!

Баба Яга.

Я думаю, она получила хороший урок за все свои проделки! Из-за нее мне никто не верил, что я добрая стала, злой я еще успею побыть!

Дед мороз.

Конечно, друзья, ведь добро всегда побеждает зло! Давайте возьмемся за руки и по моей команде скажем: Новый год, мы обещаем никогда не злиться и не обижать других! Вместе с нами это скажет и разбойница. (Говорят, звучит музыка, разбойница расколдовывается)

Разбойница 1.

Ух, ты, сколько много сокровищ!

Разбойница 2.

Невозмутимая, ты с ума не сошла? Где ты видишь сокровище?

Разбойница 1.

Как где, вот они самые дорогие на свете. Замечательные дети! Вот чего мне не хватало!

Снегурочка.

Раз у нас все так славно, не пора ли нам елочку оживить, а то она заскучала!

Дед мороз.

Скажем: раз, два, три, елочка зажгись! (звучит музыка, елочка зажигается, водят хоровод)

Дед мороз.

Вот и получили все что хотели. Неторопливая, какая ты молодец, ни смотря, ни на что ты защитила свою жадную подругу! Ты не заметила, как стала смелой, благородной! А ты, Баба Яга, обрела что хотела? Ведь под нашей елочкой все мечты сбываются!

Баба Яга.

Да! Спасибо вам всем! У меня появились друзья, и я убедилась, что быть добрым не так трудно, а очень интересно!

Дед мороз.

Поздравляем с Новым Годом и желаем счастья, здоровья, слушайтесь родителей!

Снегурочка.

Берегите дружбу! До новых встреч!

Этот сценарий анимационной интермедии «Настоящее сокровище» рассчитан на детей 4 - 12 лет, проживающих в поселке Красная Сопка. Для детей более старшего возраста в «Красносопкинском СДК» стараются проводить анимационные мероприятия в форме видеодискотек, с героями популярных фильмов и компьютерных игр.



2.2. Критерии и методы оценки уровня организации анимационных технологий для детей и молодежи в Муниципальном бюджетном учреждения культуры «Красносопкинская централизованная клубная система» п. Красная Сопка, Красноярского края, Назаровского района.


Основные критерии и методы оценки анимационных программ в Доме культуры. Оценка престижа проведенной программы в соответствии с типологией и дифференциацией аудитории. Разнообразие и частота использования отдельных форм анимационной деятельности. Оценка новизны, занимательности, эстетической привлекательности мероприятия. Соответствие формы и содержания. Учет запросов и интересов аудитории. Степень использования разнообразных выразительных средств мероприятия как творческая характеристика специалиста-аниматора. Основные приемы включения игры в структуру мероприятия. Уровень художественной ценности используемых средств искусства. Степень активности детей как, показатель эффективности мероприятия. Анализ сценарной разработки мероприятия. Тема, идея, проблема, конфликт, событие, композиционное построение. Сценарий как анимационная программа психолого-педагогического воздействия на аудиторию. Программированное наблюдение за восприятием программы аудиторией. Выводы и рекомендации по устранению ошибок в анализируемой анимационной программе. Составление банка данных (идей и удачных решений).


Пример: С помощью тестирования оценим выбранные мероприятия, по количественным и качественным показателям, используя 10 бальную систему:

1 балл Полное несоответствие критерию оценки

2 балла Соответствие выбранному критерию более чем на 10%

3 балла Удовлетворительные показатели.

4 балла Значительное отклонение от идеальных показателей

5 баллов Отклонение от нормы не более чем на 50%

баллов Показатели, имеющие более трех отклонений от идеального.

7 баллов Хорошие показатели по оцениваемому параметру

8 баллов Незначительные расхождения с идеальными показателями

9 баллов Максимальные количественные и качественные показатели

10 баллов Показатели, на 100% удовлетворяющие требованиям того или иного критерия

Метод оценки мероприятий.

Наименование показателей

«Знай сегодня, чтобы жить завтра!». Представление с ростовыми куклами, во всемирный день борьбы со СПИДом

«Цветик-семицветик». Игровая программа в международный день инвалидов

Встреча с известным поэтом

«В кругу друзей». Поздравления именинников участников коллектива «Завалинка»


Радиоакция, посвященная Дню Конституции РФ

Общая оценка

6

7

10

9

6

Место проведения мероприятия

9

8

8

8

9

Подобранный материал

10

8

10

10

9

Тема мероприятия

5

4

9

10

10

Новизна мероприятия

1

1

2

3

2

Состав актеров.

3

4

7

8

9

Ценовая политика

7

8

7

7

8

ИТОГО:

41

40

53

55

53

Мероприятия, оценивались по семи критериям.

Исходя из графы «ИТОГ», можно сделать вывод, что мероприятие «В кругу друзей» было наиболее интересным. Однако стоит учитывать, что все анализируемые мероприятия, имеют различную категорию, направлены на определенную аудиторию, ввиду этого зачастую имеют низкие оценки.

Также для всех мероприятий стоит уделить особое внимание таким важным критериям оценки как, новизна мероприятия.


















Заключение


Таким образом, анимация – вид деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Задача аниматора (составителя программ отдыха и организатора их реализации) – сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов достижения этого. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество, благодаря чему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что придает психологическую стабильность его жизни во всем ее многообразии.

Анимация, как фактор социальной активности человека, выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности. В связи с этим в общественных и туристских организациях необходимо создание отделов, служб и центров анимации, задача которых должна состоять в разработке интересных программ досуга и общения (туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.) и для работы в которых необходимы квалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области психологии, педагогики, валеологии и т.д.

В ходе данной работы на примере сценария новогоднего праздника в ДК была изучена и проработана схема подготовки и проведения массовых анимационных мероприятий.

Одной из первичных задач при разработке таких сценариев является определение целей, задач, актуальности проведения мероприятий, а также выявления сектора зрителей, на который будет ориентирован праздник. Следует также отметить, что положительный эффект от проведения мероприятия зависит от того, как на начальном этапе разработки сценария будут решены следующие вопросы: место, время проведения и целостность линии сюжета.

Во многом зрелищность массового мероприятия будет зависть от таких факторов как: количество участников, их подбор и комплектация по группам, степень профессионализма команды организаторов, подобранная фонограмма и поставленная хореография, реклама, декорации и костюмы, специальные эффекты и пиротехника.

Важно помнить, что перед проведением как небольшого, так и масштабного мероприятия необходимо провести экономические расчеты: составить смету затрат, определить источники финансирования, сроки и план поступления денежных средств, а иногда требуется определить экономический эффект, рентабельность, точку безубыточности и график окупаемости.

Таким образом, социокультурная анимация в учреждении культуры — это самоорганизующаяся педагогическая система, субъектом которой являются общественные объединения аниматоров, имеющие целью актуализацию духовных потребностей населения.











Список литературы


  1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 236с.

  2. Акимова, Л.A. Социология досуга: Учеб. пособие / Л.A. Акимова -М.: МГУКИ, 2003. - 124 с.

  3. Андреева, А. Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: Дисс. канд. пед. наук. – Тамбов, 2009.

  4. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: учебно-практическое пособие / Т. И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2008. - 292 с.

  5. Ганьшина, Г.С. Социально-культурная анимация как форма творческой самореализации // В кн.: Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: Сб.науч.ст. – Тамбов: ТГУ, 2010. – С.81-94.

  6. Дедурина, Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации / Т.В. Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. №5. - С. 101 - 104.

  7. Жаркова, Л.C. Деятельность учреждений культуры / Л.С.Жаркова. - М.: МГУКИ, 2000. – 80с.

  8. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.

  9. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул. - М.:Высш.шк., 1990.-52с.

  10. Курило, Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации / Л.В. Курило. – М.: Советский спорт, 2007. – 159с.

  11. Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М.В. Никитский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2008. - № 10.

  12. Панов, Н.И. Значение анимационных услуг в развитии современного туризма / Н.И.Панов // Вестник НАТ. – 2008. - №3. – С.15-17.

  13. Петрова, М. С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза: диссертация. - Кострома, 2007.

  14. Тарасов, Л.В. Социокультурная анимация. Истоки, традиции, современность / Л.В. Тарасов. – М.: Одухотворение, 2008. – 129 с.

  15. Тихоновская, Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ // В кн.: Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности: Сб.науч.ст./ Под науч.ред. А.Д. Жаркова. - М.:МГУКИ, 2008. – С.31-45.

  16. Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т.Н.Третьякова. – М.: Академия, 2008. – 272с.

  17. Шароев, Н.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. учеб. заведений / Н.Г.Шароев. - М.: Просвещение, 1986 – 140с.

  18. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2004- 108 с.


1 Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2004. – С.47.



2 Акимова, Л.A. Социология досуга. - М., 2003. – С.72.



3 Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. – М., 2007. – С.106.



4 Шароев, Н.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М., 1986 – С.103.



5 Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2008. - № 10. – С.49.

6 Тихоновская, Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. - М., 2008. – С.35.



7 Курило, Л.В. Теория и практика анимации. – М., 2007. – С.85.



8 Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: учебно-практическое пособие. - М., 2008. – С.142.



9 Дедурина, Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации // Вестник МГУКИ. - 2008. - №5. - С. 102.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!