СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха как форма профилактики девиантного поведения подростков группы риска.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание ситуации успеха как форма профилактики девиантного поведения подростков группы риска.

Как показывает опыт, атмосфера жизни школы, нормы и правила, отношения со взрослыми, сверстниками существенным образом влияют на поведение подростков, в т. ч. и на детей группы риска. Один из важнейших принципов работы с подростками девиантного поведения в нашей школе - это опора на их положительные качества. Я считаю, что ведущим методом профилактической деятельности является создание ситуации успеха, что мы и практикуем в нашей школе. Успех должен быть доступен каждому ученику.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха как форма профилактики девиантного поведения подростков группы риска.»

Создание ситуации успеха как форма профилактики девиантного поведения подростков группы риска.

Как показывает опыт, атмосфера жизни школы, нормы и правила, отношения со взрослыми, сверстниками существенным образом влияют на поведение подростков, в т. ч. и на детей группы риска. Один из важнейших принципов работы с подростками девиантного поведения в нашей школе - это опора на их положительные качества. Я считаю, что ведущим методом профилактической деятельности является создание ситуации успеха, что мы и практикуем в нашей школе. Успех должен быть доступен каждому ученику. Для начала следует разграничить понятие «успех» и «ситуация успеха». Сочетание ряда условий, которые обеспечивают успех, образуют ситуацию успеха, когда сам же успех следует рассматривать как предполагаемый результат. То есть ситуация успеха - это такое целенаправленное организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Таким образом, создание успеха - одно из основных условий для успешной работы с девиантными подростками группы риска.

Наш педагогический коллектив оказывает взаимодействие с подростком, проявляющим девиантное поведение для создания этих условий, но само осознание успеха, переживание положительных эмоций и осмысление, в первую очередь, зависит от ребенка (так как внутренняя оценка субъективна). Исходя из этого, основная задача педагогов состоит в том, чтобы создать вокруг подростка эти условия, а также воздействовать со стороны на внутреннее отношение ученика к своим достижениям.

Успех, с точки зрения психологии, может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным и устойчивым. Разделение на такие категории зависит от того, на сколько сильно ситуация успеха закрепилась в сознании ребенка, что лежит в ее основе, как ярко она была воспринята и тд. Хотя в педагогической практике мы и стремимся к устойчивому осознанию успеха подростком, но это не означает, что следует пренебрегать работой с кратковременным осмыслением своих достижений. И это важно отметить, так как наша работа связана с детьми, что подразумевает собой возрастные особенности (недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость, неполнота сформированности собственных нравственных установок), иными словами, несовершеннолетние рассматриваются как особо уязвимая группа. Тщательная работа даже с разовыми переживаниями успеха может внести гораздо больший вклад в социальную адаптацию и психологическое самочувствие ребенка, чем кажется на первый взгляд. Скажем так, ситуация успеха может стать своего рода «отправной точкой» для развития личности девиантного подростка и формированию у него тех качеств и установок, которые помогут осознать себя частью общества, что, по моему мнению, является первым шагом к исправлению.

Также является очевидным тот факт, что на протяжении всего подросткового возраста, вплоть до 18 лет, школа играет одну из решающих ролей в воспитании ребенка, учебный процесс в широком смысле (начиная, условно, от построения распорядка дня и заканчивая сдачей экзаменов) помогает удовлетворить познавательные и социально-психологические потребности ребенка. Поэтому работа с подростками девиантного поведения в школах должна проводиться с осознанием того, что каждое, даже малозначительное достижение, может в дальнейшем содействовать положительной социальной адаптации.

При работе с созданием ситуаций успеха необходимо руководствоваться принципом социального закаливания, он подразумевает, что достижение этого самого успеха требует от подростка волевых усилий для преодоления негативного воздействия окружающей среды и выработку социального иммунитета. Для этого стоит руководствоваться правилом, что проблемы должны решаться вместе с подростком, а не за него.

В нашей практике мы используем различного рода приемы индивидуального педагогического воздействия. Выделим основные:

- вовлечение девиантного подростка в решение чужих проблем - это помогает осознать ребенку свою значимость, увидеть, что он способен помочь окружающим. Действенность этого приема заключается в том, что мы как бы помогаем ребенку действительно принять свой успех, когда благодарим его за помощь;

- мобилизация внутренних сил школьника на выполнение задания - очень важный прием, так как дает учащемуся возможность раскрыть свои возможности и умения, что важно для дальнейшей работы с ним;

- стратегия жизни - в данном случае педагог помогает девиантному подростку простроить планы на будущее, выясняет, кем ребенок хочет стать, помогает с составлением маленьких целей для достижения основной, мотивирует и хвалит учащегося за работу над собой, тем самым педагог выступает своеобразным наставником на школьный период;

- организация детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жезнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил, развитие способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга для учащихся на сегодняшний день могут сыграть как школы, так и учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в такую деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения.

Работа социально-педагогического характера -это профилактическая работа, которая осуществляется в различных формах.

Ранняя профилактика включает:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;

- выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

- возможность наблюдения за формированием характера ребенка-подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей.

Профилактика фактического девиантного поведения направлена на возникновение у подростков негативного образа человека, употребляющего алкоголь, никотин, наркотические средства или проявляющий негативное поведение.

Профилактику в уже перечисленных формах мы рассматриваем как первый шаг к социальной адаптации девиантных подростков, далее работа социального педагога ориентирована на «социальное оздоровление» внутреннего мира ребенка. На данном этапе происходит применение тех самых приемов, которые были указаны выше. Социальный педагог становится наставником для девиантных подростков, помогая им простроить путь к формированию общественнополезных нравственных установок. Этот этап очень сложен и в каждом случае индивидуален, ребенок должен понять, что он не только меняется в лучшую сторону, но и развивается, растет, поэтому социальный педагог вовлекает учащегося в различные мероприятия, дает возможность раскрыть свои социальные навыки и, как итог, дает подростку осознание своих достижений, своего успеха и своей полезности. Результатом работы в таком случае является осознание ребенком факта, что он может нести пользу окружающим и его достижения будут замечены - это и есть главное звено в мотивации к исправлению.

В рамках профилактической работы нашего педагогического коллектива традиционно проводятся многообразные мероприятия и акции, которые позволяют создать необходимые ситуации успеха в том числе и для подростков группы риска.

а) Традиционная школьная акция «Гражданская позиция» направлена на включение учащихся в процесс проектирования различных социально-культурных мероприятий. Инициаторами в организации и проведении этой акции стали активисты школьного отряда «Юные друзья полиции», которые активно привлекают к участию в мероприятиях в рамках данной акции подростков группы риска. Ценность этой акции еще и в том, что рядом с подростками в этот момент оказываются сотрудники полиции, прокуратуры, которые не проводят назидательные беседы, а выступают в качестве соратников и единомышленников.

Были проведены различные формы работы - это ситуационно-ролевые игры, которые позволили каждому участнику отыграть свою индивидуально-определенную роль в общем деле. К ним относятся флешмобы, что является очень популярной формой стихийной активности в молодежной среде, агитационные выступления, концерты на свежем воздухе, тематические профилактические рейды для жителей микрорайона школы. Всех участников объединяла одна идея - указать окружающим на актуальные проблемы общества. Польза с точки зрения педагогической работы заключается в удержании подростков в рамках нормативного поведения и формирования чувства гордости от общей победы.

б) Акция «Будем ближе друг к другу» предполагает развитие у подростков навыков общения с окружающими, ведение активной и творческой коммуникации с партнером по игровым эпизодам, освоение эффективных навыков диалога, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива, а также практика креативных техник, позволяющих моделировать нестандартные диалогические ситуации. В этой акции огромная ведущая роль отводится школьному психологу и социальному педагогу.

в) Акция «Служу Отечеству» ориентирована на воспитание человека с моральными и нравственными ценностями патриота, настоящего гражданина своей Родины. В данной акции используются как активные формы работы - организация патриотического смотра строя и военной песни, обсуждение в рамках круглого стола военных событий, так и более традиционные - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других боевых действий.

г) Цель акции «Мы против…» направлена на построение негативного образа человека, проявляющего типичные формы девиантного поведения. Акция включает совместную разработку участниками социальной рекламы, направленной против наркотических средств, курения и алкоголизма. Разыгрываются различные ситуации, показывающие последствия нездорового образа жизни. Все проводимые нами мероприятия позволяют выявить причины употребления алкоголя, табачной продукции и психоактивных веществ; определить мотивы отказа от приема наркотических средств; выяснить проблемы, затрудняющие профилактическую работу; обозначить направления, по которым в школе должна вестись первичная профилактика употребления учащимися запрещенных веществ.

В процессе работы над созданием вокруг девиантных подростков ситуаций успеха были получены и проанализированы следующие результаты:

-определена положительная динамика изменений поведения подростков с девиантным поведением. Данные показали, что у большинства подростков произошли изменения в поведении, связанные с повышением уровня самоконтроля и ростом социальной ответственности;

-выявлен ряд качеств, изменения которых наиболее очевидны, к ним мы относим дисциплинированность, отзывчивость и готовность прийти на помощь, коммуникативность и умение работать в команде, а также способность радоваться своим маленьким победам;

-оценку методов и приемов воздействия на девиантных подростков нашим педагогическим коллективом можно считать удовлетворительной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!