Доклад
«Создание проблемных ситуаций и приемы целеполагания на уроках истории.»
Подготовила: учитель истории Комарова О.В.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”
Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т.п.
Пример. В 7 классе на уроке по теме “Куликовская битва” используются фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Лучше пасть,
достойно смерть приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!
Н. Старшинов
Формулируется проблемный вопрос: “Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”. Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:
-Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое
русская рать смогла выиграть?-
-Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?-
- Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.
(На экран проецируются иллюстрации по теме урока: репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”, видеоизображения вооруженных русских воинов).-
- Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через
Дон?
(На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы “Задонщина” - эпизоды боя).
- Какую тактику использовал Дмитрий?
(Зачитать финал сражения из поэмы
-Чем вы объясните успех русских?
-Каково значение Куликовской битвы?
И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).точку зрения, т.е. вести дискуссию.
Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся.
Для чего педагогу необходима постановка цели урока?
Цель является мативатором деятельности.
Цель определяет направление движения.
Цель формулирует ключевые результаты деятельности.
Цель позволяет определить необходимое содержание, технологии и методы обучения и воспитания.
Цель является индикатором результативности деятельности педагога и учащихся.
Главным принципом постановки цели – удивляй. На своих уроках я использую следующие приемы нестандартного входа в урок:
Изучая тему учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока.
Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.
приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).
Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д. При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока.
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой, как пред битвой
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
При изучении темы «Культура и искусство Киевской Руси» перед учащимися можно поставить вопрос «Зачем нужны церкви и храмы?» и, исходя из этого, определить цель урока.
Приём «Яркое пятно» подразумевает просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Приёмы целеполагания формирует мотив, потребность действия.