СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание образовательного пространства..."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре по теме «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся по физике путём применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС»

Просмотр содержимого документа
««Создание образовательного пространства..."»

«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся по физике путём применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС»

С целью повышения эффективности обучения физике и математике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, развития критического мышления, использования исследовательских методов в обучении и игровые технологии. В практике преподавания физики и математики использую репродуктивные, проблемные, эвристические и исследовательские методы в разных формах, например в форме группового обучения, самостоятельного добывания знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, рассказа, практического занятия, нетрадиционных уроков, внеклассных мероприятий, проектно-исследовательской деятельности учащихся по предмету. Широко использую наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Поэтому большое внимание на уроках физики и математики я уделяю здоровьесберегающим технологиям.

Физика - фундаментальная наука, так как другие науки (биология, астрономия, химия) описывают только некоторые системы, подчиняющиеся законам физики. Основные средства и методы, используемые современной медициной (электронные и протонные микроскопы, рентгеноструктурный анализ, электронография, меченые атомы), заимствованы у физики. Связь физики с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно­воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

  • психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Следуя принципам здоровьесбережения детей, решаю на уроках физики такие задачи, как:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей);

  • формирование культуры здоровья учащихся.

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по физике двух видов:

  • урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

Например, в таблице представлены темы уроков курса физики 7 класса с включением элементов здоровьесбережения. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает физика. Физические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Диффузия. Движение молекул.

Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Инерция.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса тела. Вес тела.

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение - угроза здоровью.

Сила.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Давление твёрдых тел.

Безопасная работа с режущимися и



колющимися инструментами.

Атмосферное давление.

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление в жидкости.

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила.

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.


Стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой

По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу.

Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую обычную классную доску и

проектор либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.

На уроках стараюсь показать связь изучаемого материала с повседневной жизнью. При изучении вопроса о влиянии музыки на самочувствие человека рассматриваю влияние тональности и громкости музыкальных произведений на его психическое и физическое состояние. Учащиеся задумываются о том, что жалобы соседей на громкую музыку бывают обоснованными. В содержательную часть урока включаю вопросы, связанные с анатомией человека, с принципами работы органов и систем, со здоровьем и здоровым образом жизни. Например, определение объема легких курящего и некурящего человека, определение сопротивления тканей тела человека постоянному и переменному току. 3) При изучении явления инерции, рассматриваю вопросы расчета тормозного пути автомобиля при различных условиях, выполнения правил дорожного движения. 4) При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (например, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов. 5) В урок, посвященный различным видам электромагнитных излучений, включаю вопросы, связанные с воздействием электромагнитных волн на живые организмы.

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки,

включающие гимнастику для глаз (в том числе электронные физкультминутки для глаз с музыкальным сопровождением), кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.

Внешнюю мотивацию деятельности учащихся на уроке вызываю через

систему оценивания результатов обучения, похвалу, поддержку, соревновательный момент. При этом стимулируется внутренняя мотивация учащихся: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Во избежание субъективизма при оценке ученических работ использую рейтинговую систему оценивания: самооценка; оценка друга, соседа по парте; коррекционная оценка; совместная оценка учителя и ученика. Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, и учитываются различные психофизические особенности детей.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

На уроках использую мультимедийные презентации, цифровые образовательные ресурсы «Открытая физика», «Живая физика» и другие диски с обучающими программами, что позволяет мне грамотно и доступно излагать учебный материал. Полностью готовые компьютерные тесты, наглядные, интересные видеоуроки, практические задания и презентации для каждого урока. Увлекаю и обучаю школьников составлять презентации отдельных тем курса физики для дальнейшего представления на уроке..

Организация обучения физике на основе ИКТ помогает мне создать условия для эффективного проявления закономерностей мышления, возбудить познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

Использование проблемного обучения позволяет учащимся даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить учащихся к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такой подход в обучении позволяет ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься. Использование технологии проблемного обучения предусматривает на уроке: актуализацию опорных знаний; возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы; доказательство гипотезы или догадки; проверка правильности решения проблемы. Проблемное обучение использую на этапе объяснения нового материала в форме проблемного изложения и поисковой (эвристической) беседы, на завершающем этапе закрепления пройденного материала и при повторении при решении творческих задач, в ходе выполнении домашнего задания учащимися при решении исследовательских заданий теоретического и экспериментально-исследовательского характера.

Использование технологии проблемного обучения позволяет мне научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно.

Предварительно подготовив специальное содержание текстов, в классах с высоким уровнем сформированности умений самостоятельной работы учащихся, использую технологию развития критического мышления. Критическое мышление учащихся проявляется в разумном рассмотрении разнообразия подходов, выработке различных аргументов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и независимые продуманные решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру и каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Считаю, что использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках физики способствует формированию умения учащихся работать в коллективе, прислушиваться к мнению окружающих, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы); прогноз (Постройте прогноз).

Технологию использования исследовательских методов применяю как на уроках при организации и проведении исследовательских и конструкторских работ, так и во внеурочной деятельности учащихся. Стремлюсь к созданию условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения при выявлении проблем, сборе информации, проведении наблюдений и эксперимента, анализе, построении гипотез, обобщении; развивают системное мышление.

Использование данной технологии во внеурочное время помогло мне организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся по физике, что позволило им грамотно выполнить, оформить и презентовать исследования и стать победителями и призёрами научно-практических конференций и конкурсов.

Использование игровых технологий при обучении физике позволяет мне

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;

  • раскрывать креативные способности учащихся;

  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • обеспечивать свободный обмен мнениями;

  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;

  • организовывать процесс обучения в форме состязания;

  • облегчить решение учебных задач;

  • вовлечь всех учащихся в учебный процесс;

  • ощущать значимость результата каждым учеником в отдельности;

  • практически закрепить полученные знания;

  • способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;

  • расширять кругозор детей; формировать навыки совместной деятельности.

Игровые технологии реализую в форме групповой работы.

При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываю и использую жизненный опыт учащихся, межпредметные связи с экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей.

На уроках с использованием игровых технологий использую разные формы работы с учащимися: индивидуальную, коллективную, работу в паре или микрогруппе. Результаты познавательной игры подводятся с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или мной.

Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, стимулирующей познавательную и творческую активность учащихся, поэтому игра развивает их наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выделять их существенные признаки. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физики способствует умственному развитию учащихся, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способности. Кроме того, применение игровых технологий на уроке позволяет не только заинтересовать учащихся физикой, но и способствует их социальной адаптации, освоению новых социальных ролей, формированию терпения, настойчивости, ответственности, любознательности и наблюдательности.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках физики существенно повышает эффективность образовательного процесса, делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации и интеллектуальных способностей учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!