СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание комфортной среды для общения и развития творческих способностей обучающихся на занятиях в детском творческом объединении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обобщен опыт организации учебно-воспитательного процесса в детском творческом объединении художественной направленности"Волшебный узелок", способствующего созданию комфортных условий для занятий обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Создание комфортной среды для общения и развития творческих способностей обучающихся на занятиях в детском творческом объединении»

Автор статьи: Новоселова Татьяна Сергеевна

Место работы: МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»

Должность: заместитель директора по УВР


Статья на тему «Создание комфортной среды для общения и развития творческих способностей учащихся на занятиях в детском творческом объединении»

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учащийся и педагог. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей и включения в различные культурные и социальные практики, которые формируют у них умения самостоятельно включиться в активную жизнь за порогом образовательного учреждения.  Одной из форм вовлечения детей в разновозрастное и разноуровневое взаимодействие являются занятия по интересам в детских творческих объединениях. Дети по-разному приходят в ДТО «Волшебный узелок». Младших приводят родители, постарше приходят сами или вместе с друзьями, одноклассниками. Одни приходят за компанию, а других привлекает, например, бисероплетение, или желание научиться делать что-нибудь своими руками.

Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют детям удовлетворить потребность к самовыражению и творчеству. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Создавая красивые, индивидуальные, неповторимые и полезные вещи, дети получают огромную радость и удовлетворение.

Учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не объектом, пассивно воспринимающий информацию. Отношение педагога и ученика – это творческое сотрудничество в едином процессе. Разная организация занятий, использование наглядного материала - все это помогает   детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре,  делает занятия живыми и интересными. Образовательный процесс, взаимодействие необходимо выстраивать так, чтобы было комфортно всем участникам, педагогам, учащимся и их родителям. 

В последние годы трудно собрать в группу детей одного возраста и уровня обучения. Учитывая это, приходиться проводить индивидуально-групповую работу. При этом важно уделить внимание каждому ребенку, чтобы сохранить интерес к обучению.

«Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя» - зти девизы способствуют раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка, созданию условий для развития его творческих способностей. Использую на занятиях схемы, инструкционные карты, видео-мастер-классы и презентации, которые позволяют учащимся при желании проявить самостоятельность в обучении, делать свой выбор при изготовлении изделий. Девиз «Знаешь сам - научи другого» позволяет старшим учащихся не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, тесного взаимодействия друг с другом, получить немедленный результат, вызывает у новичков желание сделать так, как опытный учащийся, сделать лучше. Научившись самостоятельно делать несложные изделия, дети пытаются научить родителей или друзей изготовить подобные изделия. Знания и умения, приобретенные на занятиях, могут превосходить знания и умения друзей и родителей, что позволяет детям самоутвердиться. Когда дети приводят своих друзей на занятия, предлагаю им провести экскурсию по ЦДТ и кабинету, помочь приготовить рабочее место и научить делать несложные изделия. Такое взаимодействие является полезным и интересным для учащихся. Участие детей как равноправных партнеров в работе детского творческого объединения способствует формированию адекватной самооценки. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей соб­ственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Важно использовать «ситуацию успеха» для достижения учащимися оригинального и значимого результата. Когда педагог фиксирует достижение ребенка, радуется ему, то это создает ребенку отличное настроение, дает возможность пережить радость признания, ощутить свои возможности, внушает уверенность в собственных силах («если я этого добился на занятиях, то, приложив усилия, я смогу сделать и дома»). У ребенка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Часто использую на занятиях поощрение успеха детей в виде аплодисментов кому-то или друг другу за успешно выполненную работу.

Уже на протяжении многих лет использую уровневую систему отслеживания ступеней обучения: 1- ученик, 2- юный подмастерье, 3- юный мастер, 4- мастер своего дела, которая позволяет детям наглядно видеть продвижение каждого в обучении, т.к. в соответствующих кармашках на стенде находятся листочки с их фамилией и именем. Эта система является хорошим стимулом для стремления не только научиться разным видам деятельности, но поднимаясь по ступеням обучения, стать мастером своего дела и получить свидетельство о дополнительном образовании.

Созданию комфортной среды в ДТО способствует проведение мероприятий досугового характера. В начале учебного года традиционно по группам проводим мероприятие «Давайте познакомимся». Сначала я рассказываю о себе, затем дети о себе, своей семье, при этом сообщают те или иные сведения по желанию. Чтобы дети могли лучше познакомиться друг с другом, проводим игры «Снежный ком», «Ручеек», «Глухой телефон», упражнение «Это мое имя» и другие. Игровые формы общения раскрепощают детей, особенно новичков в объединении. Для учащихся 1 года обучения проводим мероприятие «Посвящение в ученики», на котором они отвечают на символические вопросы: Как называетя наше учебное заведение? Наше ДТО? В каком кабинете мы занимаемся? и т.п. Затем дети дают «Клятву ученика» и получают «Удостоверение ученика» и небольшие подарки. В течение учебного года проводим мероприятия «Новогодние посиделки», чаепития к праздникам, поздравляем именинников, детей, получивших дипломы. Это тоже создает атмосферу доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе. Проведение итоговых занятий в виде конкурсов и работы по группам способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, сплочению коллектива объединения.

При проведении анкеты «Почему я выбрал данное ДТО», большинство детей, уже не новичков, на первое место ставят «Приятно обучаться в коллективе объединения», а затем «Нравится педагог», «Это престижно» и другие. Выбор таких вариантов ответов говорит о том, что детям не только интересно, но и комфортно обучаться в нашем творческом объединении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!