СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание для учащегося ситуации выбора при опросе, на примере уроков истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы опроса и закрепления учебного материала на уроках при групплвлй и индивидуальной работе учащихся. Особенность: у ученика есть выбор - какой тип или форму задания он может сделать. 

Просмотр содержимого документа
«Создание для учащегося ситуации выбора при опросе, на примере уроков истории и обществознания»

Жданова Татьяна Владимировна

учитель истории и обществознания

МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М., г. Воронеж

Левобережный район


Создание для учащегося ситуации выбора при опросе, на примере уроков истории и обществознания


Многие интеллектуальные телевизионные шоу основаны на ситуации выбора. Участникам игры ведущий предлагает выбрать вопрос определенной стоимости или из определенной области знаний. Это повышает накал борьбы и азарт участников, позволяет применить им свои стратегические навыки.

А что происходит на уроке? Учитель конкретному ученику задает конкретный вопрос и ждет на него ответ. Единственная возможность сделать выбор самому – это первому поднять руку и ответить на желаемый вопрос. А если спросили не тебя, а одноклассника?

Предсказуемость опроса и отсутствие выбора вызывают скуку и снижают мотивацию. Так же учитель зачастую не может объективно оценить всю полноту знаний учащихся, так как школьник, например, затрудняется в этом задании, но мог бы с легкостью выполнить другое.

Ситуация выбора могла бы создать атмосферу психологического комфорта и увлекательной, непредсказуемой игры.

Проблема выбора учащимися самостоятельно заданий на уроках не новая, ее давно активно обсуждает педагогическое сообщество. Учитель начальных классов Белокрылова Елена Викторовна так сформулировала задачу: «В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!» [1]

При разработке приемов вариативности основное внимание педагоги уделяют подбору разноуровневых заданий в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Учитель дает детям право получить более легкое задание, но заранее предупреждает, что оно будет оцениваться на «три» или «четыре» балла. Если ребенок чувствует в себе силы, то пробует более сложное задание на оценку «пять». Учебные приемы такой тактики отражены в методической статье Е.Ю. Макаровой (учитель русского языка и литературы) и И.В. Николаевой (педагог-психолог) «Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности». [2]

Сочетает проблему выбора с ситуацией успеха – как главного стимула получения знаний учитель истории и обществознания Амелина О.В. в своей работе «Создание ситуации успеха на уроке истории». [3]

Вариативность опроса - достаточно разработанная методически тема. Многие педагоги внесли свой вклад в ее обсуждение. В своей работе я хотела бы показать примеры создания ситуации выбора напрямую не связанные с приемами самооценки и отметкой, а помогающие спроектировать иллюзию игры. Где выбор – это способ реализации личности.

Прием № 1. «Выбери начало вопроса». Учащиеся заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, но могут выбрать первое слово задания. «Как…? Почему…? Зачем…? Где…?», - и так далее. Этот прием основывается на психологических особенностях детей. Кому-то интересно разобраться в сути вещей, познать их структуру. Для них вопрос – как. Кто-то любит порассуждать, пофилософствовать. Для них вопрос – почему? Для кого-то важна точность. Для них вопросы – сколько или где. Например, тема по истории России «Первые князья». Начало вопроса «Где» - «Где располагалась Древлянская земля?» Начало вопроса «Почему» - «Почему именно Киев стал главным городом Древнерусского государства?» Начало вопроса «Как» - «Как Святослав смог покорить Хазарский каганат?» и т.д.

Прием № 2. Задание отражено в картинке (иллюстрации). Учащиеся заранее не знают, как сформулированы вопросы, но могут выбрать изображения, как-то логически связанные с будущим вопросом (заданием). Такой прием очень удобно применять на уроках обществознания. Например, в 8 классе тема «Производство – основа экономики». Учитель предлагает школьнику четыре иллюстрации на выбор: «Цветущий луг», «Денежная купюра», «Рабочий у станка», «Человек с калькулятором». В каждой из картинок «зашифрованы» факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Именно об этом факторе и должен рассказать ученик, сделавший выбор.

Прием № 3. «Лотерея». При этом приеме ситуация выбора напрямую не связана с содержательной стороной урока. Учащиеся делают выбор числа от 1 до 12. За каждым числом спрятан вопрос или задание. Это может вызвать разумное удивление, как же можно довериться слепой удаче, разве это педагогично, где же здесь вариативность, в чем осознанность выбора? Если ученик не доволен вопросом или своим ответом на него, он может попытать фортуну еще раз, и «нажать на кнопку» с другим числом. Чтобы увеличить интерес, я использую такие дополнительные «бонусы», как: + балл, помощь друга (можно передать ответ на этот вопрос однокласснику, а самому попытать счастье еще раз), приз (самому придумать для себя вопрос и на него ответить) и т.д. Есть и коварные секторы: «два задания вместо одного», «вопрос повышенной сложности».

Прием № 4. «Своя игра», строится по принципу одноименной телевизионной игры. На экране горят цифры баллов-очков. Учащимся предлагается насобирать очки на оценку. Предположим: на оценку «5» нужно набрать 500 очков, на оценку «4» - 300 очков, на оценку «3» - «150». На экране появляется табло со стоимостью вопросов. Этот вопрос оценивается в 100 очков, а этот - только в 30, а этот сразу даст отвечающему 250 баллов, но он очень сложный. Комбинируя задания разной степени сложности, ученик «конструирует» себе оценку, а учитель оценивает степень усвоения ребенком учебного материала. Он может заметить, какие задания наиболее трудны для детей, где есть пробелы в знаниях, какие навыки учебной деятельности недостаточно развиты. Т.е. учитель проверяет не только ученика, но и качество своей работы.

Выбор может делать один ученик, а можно вызвать к доске двух школьников (равных по способностям и прилежанию) и предложить создать им рабочий дуэт, т.е. выбрать задание и сделать его в паре (по принципу «Одна голова хорошо, а две лучше»), ответственность ложится на обоих участников опроса. Это приближает урок к жизненной ситуации, ведь за пределами класса мы часто советуемся с другими людьми, принимаем решения сообща.

Ситуация выбора при опросе является лишь одним из составных элементов большой педагогической дискуссии: «Границы свободы ученика в процессе обучения, сочетание желаемого с должным». Журналист Екатерина Толкачева в одной из статей «Свобода выбора на уроках истории» поставила перед педагогами на первый взгляд нерешаемую задачу: «В спорах вокруг учебников по истории часто звучит вопрос о свободе учителей в выборе материала. Почему бы не говорить о свободе учеников выбирать: что и как учить?... Свобода выбора в данном случае — путь к мотивации». [4] Мы, как педагоги практики, а не журналисты романтики, безусловно, понимаем, что буквально воспринимать этот призыв не стоит, так как у детей просто не хватит элементарного жизненного опыта сделать подобный ответственный выбор. Но научить выбирать – это важная задача школы, ведь от умения правильно сделать шаг в нужном направлении зависит судьба человека.


Литература.


1. Белокрылова Е.В. Создание ситуации выбора учебного задания на уроке // Социальная сеть работников образования nsportal.ru // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/11/sozdanie-situatsii-vybora-uchebnogo-zadaniya-na-uroke

2. Макарова Е.Ю., Николаева И.В. Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности // Открытый урок. 1 сентября // http://festival.1september.ru/articles/520372/

3. Амелина А.О. Создание ситуации успеха на уроке истории // Копилка уроков. ру // https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/statiasozdaniiesituatsiiuspiekhanaurokieistorii

4. Толкачева Е. Свобода выбора на уроках истории // Университет ИТМО: статьи // https://newtonew.com/school/freedom-history


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!