СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии по истории и обществознанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕФЕРАТ РАСКРЫВАЕТ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии по истории и обществознанию»

МБОУ Поклоновская ОШ х. Поклоновский Алексеевский район Волгоградской области -

Александрина Татьяна Николаевна – учитель истории, обществознания, географии.

Реферат.

Тема: «Педагогические современные технологии на уроках истории и обществознании»

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение.

2. Основная часть. 2.1. Современные педагогические технологии. 2.2. Новейшее направление образовательной технологии. 2.3.Используемые новые технологии на уроках истории и обществознании в малокомплектных школах. 2.4. Из опыта работы.

3. Заключение.

4. Литература.

1. Введение. Тема «Педагогические современные технологии на уроках истории и обществознания» ставит задачи: -  сформировать у учащихся базовые знания по истории и обществознанию; - способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма; - формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность; - развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем. В условиях изменения структуры и содержания общего образования в школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов преподавания. Использование инновационных технологий  призвано решить данные проблемы и способствовать личностному развитию ребенка. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?» нам известно высказывание А. Дистервег, он сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

2. Основная часть:

2.1. Педагогические современные технологии. Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными и педагогическими технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения. Педагогическая технология представлена тремя аспектами: - научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы, - процессуально-описательным: описание процесса, - процессуально-действенным: осуществление процесса. Чем привлекательна эта педагогическая технология? Она интересна в первую очередь в работе со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличаю­щийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, не устойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Эта потребность позволяет расширить грани­цы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение. Ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия ак­тивизирует все психологические процессы и функции ребенка. Здесь как видим, игровая технология тесно связана со здоровьесберегающей технологией, которая рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. 2.2. Образовательная технология - это новейшее направление. Сегодня оно выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться «человек способный» и «человек свободный». Субъектом образования становится личность «способная ориентироваться во всем многообразии современного мира. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий: 1. «Традиционные методики» (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много. 2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы. З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов. 4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Что бы школьник стал активным и заинтересованным на уроке, требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Например: 1. Современное традиционное обучение. 2. Проблемное обучение 3. Игровые технологии. 4.Групповые технологии. 5. Коллективный способ обучения. 6.Коллективное творческое дело. 7.Педагогика сотрудничества.

2.3.Используемые новые технологии на уроках истории и обществознании в малокомплектных школах. Создать целостную систему, формирующую историческое образование на основе взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих педагогического процесса, справиться с перегрузкой учащихся в малокомплектных школах позволило использование технологии: 1.Разноуровневого обучения. Деятельность учащихся на уроке становится успешней, у всех появляется  интерес к предмету, усиливается мотивация познавательного процесса.

2. Применение опорных конспектов по методике Б.Е. Андюсева позволяет каждому ученику усвоить с одной стороны базовые знания главных и второстепенных фактов, а с другой -  творчески осмыслить изучаемый материал, применить знания в новых нестандартных ситуациях.

3. Критическое мышление– активный процесс познания и достижения истинных знаний, развитию которого  уделяю особое внимание. Уже работая с пятиклассниками, необходимо формировать умение работать с информацией. Кроме знания исторических фактов, умения оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. 

4.Применяя технологию  сотрудничества, организуется работа в малых группах. Где каждый сам выбирает себе группу, например: «политологи», «юристы», «экономисты», «художники», «интернет-группа», «философы», «хронологическая группа».

5.Дискуссии на уроках истории и обществознания в малокомплектных школах помогают учащимся определиться в своих взглядах, развивают критическое мышление. Противоречия рождают умение думать, делать выводы и соотносить  их с  современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность.

6. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями урок, учащиеся лучше усваивают материал любой сложности. Здесь необходимо четко поставить цель, вовлечь в игру весь класс, управлять ходом игры, сочетать индивидуальную и коллективную форму работы, подвести итог, провести рефлексию. Такие уроки бывают: обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные. Такой тип урока помогает ученикам ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, вызывают мотивацию, интерес к предмету, учат работать с различными источниками информации, находить и использовать необходимый материал.

7. Использование исследовательского метода, позволяет включить  задания поисково - исследовательского характера  при работе с документами, картинами и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, археологическим материалом; раскрыть познавательный процесс через доказательство, изложение идей; проводить научное исследование, используя алгоритма исследования: выявление проблемы, выдвижение гипотез, проведение исследования, проверка гипотез, принятие решения. Применение исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности способствует формированию у школьников коммуникативной, организаторской, управленческой, информационной компетентностей, навыков научного исследования. Доклады, сообщения, рефераты приобретают научный характер, повышается число учеников, занимающихся научными исследованиями, выступления на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах различного уровня становятся более результативными.

8. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности на современном этапе стали педагогическим инструментом в информационно насыщенном, стремительно меняющемся мире.  Использование ИКТ на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности – на элективных, факультативных курсах, при проведении исторических гостиных, а также конкурсов, олимпиад по истории и обществознанию, подготовке к Единому государственному экзамену, позволяет повысить уровень производительности труда учащихся на уроке, установить межпредметные связи.

9 Уроки-презентации, подготовленные учениками далекими от истории, но увлеченными компьютерными технологиями способствуют повышению их уровня развития учебной мотивации к данному предмету.

10. Обновляющейся малокомплектной школе требуются такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Ведущее место среди таких методов  - метод проектов.

11. Важное место в деятельности занимают здоровьесберегающие технологии. Соблюдение гигиенических показателей (температурный режим, проветривание, рациональное освещение в классе), выбор оптимальной смены видов деятельности на уроке, чередование видов преподавания, рациональное использование ТСО, проведение физминуток, создание положительного  психологического климата на уроке (шутки, поговорки, юмористические картинки), оптимальное распределение времени, отведенного на учебную работу, позволяет сохранять здоровье детей. Школьники меньше болеют, оптимистично настроены на решение учебных задач, повышается результативность, растет качество обученности.                      

2.4. Из опыта работы. 1. Проработав немало лет в малокомплектной школе, на мой взгляд, любой метод, технология признается прогрессивным, если они дадут оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. В своей практике мы с учениками разрабатываем портфолио по истории и обществознании тематического характера. Например, портфолио по курсу “история 20 века”. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся. Приемов сбора материала большое множество, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Значит, у ребенка имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках истории и обществознании. В папках у разных ребят накапливаются различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых учителем творческих работ, а другие выбирают только одну – две формы.

В партфолио творческих работ по истории и обществознании ученикам предлагаются:

- А знаете ли Вы, что…

- Кроссворды .

- Незаконченные предложения .

- Тесты с вариантами ответов и без них.

- Исторические сказки.

- Сообщения.

- Мини-плакаты.

- Толстые и тонкие вопросы. В конце учебного года в основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. При отчете ребята представляют свои творческие работы, обсуждают и оценивают работы одноклассников. Также оценивание работ проводится в рамках иногда одного урока, по темам, но чаще по итогам года. На выставках портфолио учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности. Предлагая учащимся собрать папку творческих работ по истории и обществознанию я, как учитель преследую следующие цели:

  1. Развивать интерес к изучаемому предмету.

  2. Реализовать потребность в самовыражении и развитии ребенка.

  3. Закрепить навыки мыслительных операций.

  4. Научить планировать, ценить и критически оценивать свой труд учеником.

  5. Отработать навыки оформления различных творческих работ.

  6. Отследить динамику выработки навыков учебных, креативных, критичных.

  7. Развить креативность личности ученика.

  8. Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.

Портфолио учеников служит прекрасным наглядным пособием для обучения младших школьников. Кроссворды, тесты, толстые и тонкие вопросы, незаконченные предложения являются помощниками учителя при опросе нового материала или повторении. Синквейны и кластеры на стадии вызова служат опорной схемой при составлении характеристики исторических объектов, процессов или явлений, а также подсказкой для учеников при опросе. Таким образом, в портфолио собирается разнообразная информация, он демонстрирует процесс во времени, нацелен на рефлексию. Это совместная работа ученика и педагога. Портфолио – у нас получается не груда исписанной бумаги, залежавшаяся на пыльной полке, а динамичная, творчески используемая форма самовыражения и ученика и учителя. 2. Игровые технологии. Использую в своей практике на уроках игровые элементы: 1. Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам). 2.Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее? 3. Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами. 4. Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. Использую игровую технологию иногда в качестве проведения целого урока, например «Я - историк». При проведении повторительно-обобщающего урока «Русь в IX-XIV веке» проводила игру «Что? Где? Когда?» в 6-м классе. Для игры прошу ребят дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отбираю для игры. Это усиливает интерес к игре, так как не знают, чьи вопросы взяты для заданий. К таким урокам требуется особая подготовка надо не только подобрать материал, но и правильно определить цели и поставить необходимые задачи урока. Вот, например. Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической и обществоведческой действительности. Задачи  учебной игры: -  «проживание» истории или ситуации; - успешная социализация  современной личности; - формирование исторического мышления; - развитие мыслительных навыков учащихся. Могу поделиться с разработками таких уроков, как «деловые игры с элементами ретроспективности». В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут диалог о прошлом. Очевидцы могут участвовать в телемостах, конференциях, клубах путешественников, митингах. Не ролевые (конкурсные, маршрутные – воображаемые путешествия, заочные экскурсии). Театрализованные представления - имеют чётко прописанный сценарий, наличие костюмов и декораций.  Театрализованные игры – тексты не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры.  Приём «Корзина идей» (понятий, идей). Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают по теме. Написание эссе. Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я пишу». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Конец урока всегда Рефлексия. Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу. И так, я не отказываюсь и от комбинированного обучения. В своей практике я руководствуюсь идеями, развивающего дифференцированного подхода в обучении истории и обществознании. Основная цель моей работы – создание оптимальных условий для учащихся к овладению навыками анализа, объяснения, оценки исторических событий; развитие их умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения вне школы.

3. Выводы. Применение современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов, интеграция, личностно -  ориентированный подход способствует развитию деятельностного отношения ученика к изучаемому материалу. Уменьшается доля репродуктивной деятельности, снижается нагрузка на ученика, более эффективно используется учебное время, происходит становление личности ребенка, развитие его позитивного мышления, толерантности, ориентация в мире ценностей. Использование данных технологий позволяет учащимся сделать оптимальный профессиональный выбор.

Новые образовательные технологии стремительно вошли в нашу жизнь. Их значение велико для современного урока, т.к. интегрированное применение современных технологий делает учебный процесс более полноценным, познавательным, увлекательным, как для учащихся, так и для нас самих. Учителя истории и обществознания, на мой взгляд, как никто другой, должны использовать возможности ИКТ на уроке, но, конечно же, не полностью доверяться. Современные приемы и методы работы учителя способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.

4. Литература.

1.Учебник для вузов. «ПЕДАГОГИКА» И.П. Подласый новый курс (в2 книгах) Москва «Владос» 2012 г. 2.Интернет-ресурс: 2.1. http://gdetest.ru 2.2. http://festival.1september.ru 2.3.сайт ЗавучИнфо 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, рассуждаем. – М.: Просвещение, 2012. 4. История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 5. Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Рос.гос.гум. университет, 2000.









2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!