СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии, используемые на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход на уроках географии эффективен при условии применения определенных методов. Это методы: деятельности; системности; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. Через системно-деятельностный метод   в педагогической деятельности  применяются различные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии, используемые на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО»

Современные образовательные технологии, используемые на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход на уроках географии эффективен при условии применения определенных методов. Это методы: деятельности; системности; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. Через системно-деятельностный метод в педагогической деятельности применяются различные технологии.

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности. Признаки технологической организации урока географии:

  • чёткое видение деятельности ученика (проектирование урока);

  • создание мотивационной установки деятельности;

  • чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач;

  • организация взаимодействия (коллективные, групповые и парные формы работы);

  • организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации;

  • организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач;

  • осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия);

  • применение различных форм контроля диагностика результативности.

Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:

  1. технология учебно-игровой деятельности.

  2. технология развития критического мышления.

  3. технология проектной деятельности.

  4. технология дифференцированного обучения.

  5. информационные технологии.

  6. технология проблемного обучения.

  7. технология здоровьесбережения.

Технология учебно-игровой деятельности

Игры способствуют становлению творческой личности ученика. Формируют умение выделять проблемы и принимать решения. Развивают познавательный интерес к предмету. Формируют черты характера. Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации.

  • «Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.

  • «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?

  • «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют ….

  • «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации:

  • составление перепутанных логических цепочек;

  • слова-ассоциации;

  • прогнозирование «Верные и неверные утверждения»;

  • таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»;

  • ключевые термины.

Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала даю учащимся термин «Миграция» (10 класс при изучении темы «Население мира» ) учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  • первая строчка – название темы в одном слове (существительное);

  • вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия);

  • третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия);

  • четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме;

  • синоним из одного слова, который повторяет суть темы;

География. Физическая, экономическая. Описывает, исследует, прогнозирует. Наука о прекрасной планете. Земля

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы  деятельности учащихся:

  • анализ проблемной ситуации;

  • постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы;

  • исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных  знаний для решения проблемы;

  • получение конечного продукта и его защита;

  • рефлексия деятельности учащихся.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации:

  • появляется уровень мотивации учения;

  • появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

  • появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

  • повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий - это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ). 

Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии

  • Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

  • Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению.

  • Значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

  • Вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

  • Формируется социальный опыт к труду в общении;

  • Способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!