Просмотр содержимого документа
«Современный урок в свете реализации ФГОС»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Цель :
- · Осознание основных типов современного урока
- · Развитие умения работать с технологическими картами уроков
- Повышение интереса педагогов к современным технологиям
- · Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Пшенникова Л.Н.,
руководитель МО учителей начальных классов
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Повестка:
- Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
- Технологические карты урока
- О выполнении решений педагогического совета
- О введении системно-деятельностного подхода в практику работы каждым учителем
- Определение этапов деятельности на второе полугодие: мастер-классы, открытые уроки, обобщение опыта, публикации – выход на результат (повышение учебной мотивации, качества и т.п.)
- УМК – согласование на следующий учебный год
- Преемственность – дошкольники, выпускники начальной школы
- Кабинет учителя – как базовая составляющая
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится
Щуркова Н.Е.
ТРИ ПОСТУЛАТА СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства
«ВРАГИ» ХОРОШЕГО УРОКА:
- монотонность речи учителя;
- металлический, резкий, крикливый способ передачи информации;
- однообразие приемов, отсутствие художественных оборотов речи, ораторских приемов;
- окрики и упреки: «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и т.д.;
- отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
- пассивная позиция учащихся, когда по ходу объяснения не используются элементы активного участия в процессе освоения нового материала;
- неиспользование звукового и видеоряда;
- отсутствие связи нового материала с ранее изученным материалом;
- констатирующий характер объяснения без использования проблемного начала;
- безразличие при подаче материала, отсутствие положительной эмоциональной окраски
ТИПИЧНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ УЧИТЕЛЯ НАЗЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ:
- Увлечение планированием одного урока без достаточной связи с другими
- Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие
- Слабое знание личности школьника и классных коллективов, уроки-близнецы в разных классах
- Недооценка специального продумывания задач урока
- Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса
- Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника
- Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования
ТИПИЧНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ УЧИТЕЛЯ НАЗЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ:
- Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения
- Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны
- Слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке
- Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности)
- Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА:
- Уроки «открытия» нового знания;
- Уроки рефлексии;
- Уроки общеметодологической направленности;
- Уроки контроля
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- Этап актуализации пробного действия;
- Этап выявления места и причины затруднения;
- Этап построения проекта выхода из затруднения;
- Этап реализации построенного проекта;
- Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
- Этап включения в систему знаний и повторения;
- Этап рефлексии учебной деятельности
УРОКИ РЕФЛЕКСИИ :
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- Этап актуализации и пробного учебного действия;
- Этап локализации индивидуальных затруднений;
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- Этап реализации построенного проекта;
- Этап обобщения затруднений во внешней речи;
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- Этап включения в систему знаний и повторения;
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИЗВАНЫ:
- Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
- Формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ:
- Написание контрольной работы учащимися и её критериальное оценивание;
- Рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения Основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Технологическая карта позволит администрации школы:
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся .
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся .
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Создание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Преимущества технологической карты:
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- освобождается время для творчества учителя;
- обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- обеспечивается повышение качества образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – ЧТО ЭТО???
- Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности
ВРЕМЯ «ГОТОВЫХ» УРОКОВ ПОСТЕПЕННО ОТХОДИТ
- Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Повестка:
- Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
- Технологические карты урока
- О выполнении решений педагогического совета
- О введении системно-деятельностного подхода в практику работы каждым учителем
- Определение этапов деятельности на второе полугодие: мастер-классы, открытые уроки, обобщение опыта, публикации – выход на результат (повышение учебной мотивации, качества и т.п.)
- УМК – согласование на следующий учебный год
- Преемственность – дошкольники, выпускники начальной школы
- Кабинет учителя – как базовая составляющая