Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.
На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению содержания обучения.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, они преследуют цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова». Кроме того современные образовательные цели подразумевают необходимость воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Школа призвана привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
Звучащее слово – это тот «материал», свободному владению которым должны научить уроки русского языка.
Характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей, специфики семейных условий и др. Подбирая материал к уроку, необходимо следующее: при малом объёме текст должен 1) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями); 2) помочь ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; 3) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдения за экспрессией речи); 4) помогать в организации сопутствующего повторения; 5) расширить словарный запас учащихся.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем не только образовательную, но и воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. Следует определять и требования к содержанию тематически подобранного текстового материала. Подбирая текст, следует иметь в виду его информативную сторону (о чём интересном, полезном и важном он несет сообщение), идейную направленность, способ выражения мыслей (в плане синтаксических особенностей, экспрессии, сообщаемой тексту подбором художественных средств языка, лексики), стилистическую окраску, доступность для учащихся данного возраста.
Например, к уроку «Виды сложных предложений» в 6 классе используется текст учебника о Московском Кремле. Это не только материал для разбора, но и заочная экскурсия в самое сердце России, возможность путешествия во времени и воспитания чувства гордости и патриотизма. Данный материал можно использовать и для написания сочинений-миниатюр.
В старших классах используются тексты различных авторов, жанров и стилей – это даёт возможность ориентироваться в различных литературных направлениях, расширяет кругозор учащихся и готовит к сдаче ЕГЭ.
Объяснение нового материала планирую с самостоятельными заданиями, чтобы дети, наблюдая, сами делали сопоставления, пытались подвести вывод, сознательно усвоили формулировку изучаемых правил и определений. Это кропотливая работа сопровождается беседой и опорными таблицами. Не стоит забывать, что максимальное иллюстрирование не всегда бывает полезным и не даёт учащимся целостного представление об изучаемом языковом явлении. Важно правильно сочетать слово учителя и наглядный способ образования представлений, который опирается на восприятие. Оформление наглядной записи на доске и в тетрадях может служить исключительно эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Полезным считаю наглядные виды разбора с помощью соответствующих значков и записей. Такая система графического разбора вызывает большой интерес у учащихся и дает большую экономию времени. Она позволяет оперативно строить и индивидуальную работу с каждым учеником.
В качестве одного из основных видов наглядного пособия при изучении теоретического материала использую таблицы. Они вызывают активную познавательную деятельность учащихся, необходимость сопоставлять одни явления с другими, устанавливать их сходство и различие. Такая мыслительная работа делает понимание более глубоким, а усвоение – более сознательным.
Наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, использую и современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.
Учителя русского языка и литературы осторожно относятся к применению компьютера на уроке. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником всегда возникают вопросы о целесообразности использования компьютера на уроках русского языка и литературы.
Я применяю компьютер на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, при организации самостоятельной работы учащихся, и для формирования ключевых компетенций учащихся. Всё это позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, даёт возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.
На уроках и дома учащиеся часто используют ресурсы Интернета. Для облегчения их работы им предложена таблица « Сайты ресурсов».
№ | Название сайта | Сайт | Содержание |
1 | Сервер информационной поддержки "ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА" | www.ege.ru | Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЕ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЕ; нормативные документы; список регионов участвующих в ЕГЕ; расписание ЕГЕ; ВУЗы принимающие свидетельства по результатам ЕГЕ. |
2 | Справочно-информационный портал "ГРАМОТА" | www.gramota.ru | Каталог сетевых ресурсов по русскому языку, преподавание русского языка в школе (обязательный минимум, программа), правила русской орфографии и пунктуации, учебные и методические материалы, мониторинг культуры речи, более 30 словарей. |
3 | Культура письменной речи | www.gramma.ru | Нормы русского языка (принципы, правила, реформа), стили документа, книжные новинки, экзамены (рекомендации, программа, темы, типичные ошибки), методические разработки. |
4 | Классика Стихи Проза | www.klassika.ru www.stihi.ru www.proza.ru | Около трех тысяч произведений 100 выдающихся поэтов и 50-ти знаменитых писателей; биографическая информация, годы жизни, а также фотография или портрет. Энциклопедия поэзии, учебник стихосложения. Современная поэзия и проза. |
В.Сухомлинский писал: «Подлинный мастер-словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе, ему хочется стать лучше, чем он есть…»