СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок физики с учетом требований ФГОС " Тема урока: Изучение архимедовой силы. Условия плавания тел. "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.1.Тема урока: Изучение архимедовой силы. Условия плавания тел.

 

 

2.2. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

2.3. Цели урока. Задание на целеполагание.

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение доказать от каких факторов она зависит, выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тел и жидкости

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике. Развивать логическое мышление, аккуратность, самостоятельность, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике, показать  взаимосвязь   разных наук.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок физики с учетом требований ФГОС " Тема урока: Изучение архимедовой силы. Условия плавания тел. "»

Современный урок физики с учетом требований ФГОС " ==================================================




1.Кумаева Вера Анатольевна, учитель физики МБОУ Пакалёвской ООШ, с. Пакали, Тонкинского района, Нижегородской области.

2.Сценарий урока

2.1.Тема урока: Изучение архимедовой силы. Условия плавания тел.



2.2. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

2.3. Цели урока. Задание на целеполагание.

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение доказать от каких факторов она зависит, выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тел и жидкости

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике. Развивать логическое мышление, аккуратность, самостоятельность, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике, показать взаимосвязь разных наук.


2.4. Оборудование и материалы к уроку.

-Компьютер у каждого ученика с выходом в Интернет, мультимедиапроектор, ПО: MS Power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока, Macromedia Flash 8.0 и выше для просмотра флеш-роликов, Media Player Classic.

-У каждой группы набор оборудования для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, карточки для рефлексии.



2..5. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников.

Закон плавания тел, Архимед, сила., динамометр.

2.6. Главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы).

1) Исследуем, как действует жидкость или газ на погруженные в них тела.

2) Действительно ли так важно знать в жизни условие плавания тел.

3) Помогает ли закон Архимеда при подъеме судов после крушения.


2.7. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам.

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы 
и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу




-


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний


2

Повторить опорные знания

Задание на доску через проектор: найди ошибку!

1.Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена так же  как и сила тяжести, приложенная к этому телу? 2.Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается по-разному во всех направлениях.

3.Выталкивающая сила равна массе жидкости в объеме погруженного в нее тела


Устная работа по вопросам

Проверка ранее изученного материала

Читают внимательно утверждения, записанные на доске, находят в них ошибки и формулируют верные утверждения

Мотивация

2

Формирование у уч-ся потребности в последующей деятельности

Показ видеоролика

Эврика!!!



Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.


Прослушивание информации

Вопрос:Постарайтесь понять , о чем и ком мы будем говорить на уроке?


Обдумывание увиденного, анализ и выводы

Проблемная ситуация

2

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдаем демонстрации, выполненные учителем

  1. Пробка плавает в воде

  2. Шарик из картофеля тонет в воде

  3. шарик из пластилина тонет в воде

  4. лодочка из этого же пластилина плавает в воде

Вопросы: Почему одни тела плавают, а другие тонут?

Почему гвоздь тонет в воде а огромный корабль плавает?

Наблюдение, проблемная ситуация.

Проводит эксперимент, задает вопросы

Наблюдают за ходом эксперимента, формулируют цели

Освоение нового материала через решение проблемной ситуации

6

Повторение понятий Архимедова сила, Вес, Сила тяжести

По плану, записанному на доске ученики выполняют эксперимент

1.Определить вес данного тела в воздухе.

2.Определить вес этого же тела в воде

3.Сравнить результаты измерений, сделать вывод

Почему вес тела в воде меньше веса этого же тела в воздухе?

Как можно найти величину выталкивающей силы.

Эксперимент, наблюдение

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируются понятия «Архимедова сила», «сила тяжести»

Выполняют и записывают результаты эксперимента в тетрадь. Делают выводы. Отвечают на вопросы.

Открытие новых знаний

9

От чего зависит Архимедова сила?

1 группа: Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндр

Определить архимедовы силы, сравнить плотности, сделать вывод о независимости ар.силы от плотности


2 группа: Сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о зависимости ар.силы от объема тела


3 группа: Динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о

зависимости ар.силы от плотности жидкости

4.группа: Сосуд с водой, тела равного объема из пластилина, но разной формы,динамометр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о не зависимости ар.силы от формы тела


Работа в группах, выполнение эксперимента, работа в тетрадях, выводы

Напоминает о необходимости соблюдения мер безопасности при выполнении эксперимента, наблюдает за ходом эксперимента Организует выступление групп, обмен мнениями

Выполняют и записывают результаты эксперимента в тетрадь. Делают выводы.

Первичное осмысление нового материала


В ходе эксперимента выяснить от чего зависит и не зависит архимедова сила

Заполнить таблицу:

Архимедова сила

Не зависит от:

1.формы тела

2.плотности тела

Зависит от:

1.объема тела

2.плотности жидкости

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

Спустя некоторое время проверяет таблицу. Подводит обучающихся к выводу.


Вычерчивают с экрана и заполняют таблицу, делают выводы. 1 ученик заполняет по заготовке на экране- доске.

Продолжение изучения нового материала

5

Установить поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения архимеловой силы и силы тяжести

В ходе беседы выяснить, какие силы действуют на погруженное в жидкость тело (Архимедова и сила тяжести). Установить поведение тел в жидкости, сделать в тетради рисунок

Диалог с классом.

Организует беседу,

, связывая результаты

урока с его целями.


Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения, сравнивают.

Перенос знаний в новую ситуацию


Физический эксперимент

5

Выполнить эксперимент и сделать вывод: при каком условии тела плавают или тонут

Выполнить эксперимент и заполнить таблицу

  1. Отпускайте в воду по очереди: стальной гвоздь, фарфоровый шарик, алюминиевый шарик. Какие из них тонут, какие плавают

  2. Отпускают в воду 2 одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки, наблюдать какой из них глубже погрузится в воду


Самостоятельная работа учащихся, работа в группах

Следит за ходом эксперимента, подводит обучающихся к выводу

Выполняют эксперимент, делают выводы,работают в тетрадях

Обобщение материала

4


Ищем ответ на вопрос: Как заставить тело плавать?


Формулирует задание, проводит параллель с ранее изученным материалом. Записывает выводы на доске


Анализируют результаты всех экспериментов на уроке, делают выводы, записывают их в тетрадь, приводят примеры

Закрепление нового материала

5

Закрепить полученные в ходе урока знания

Отвечаем на вопросы, используя справочный материал учебника

  1. Будет ли кирпич плавать в серной кислоте?

  2. Будет ли свинцовый брусок плавать в ртути?

  3. Стальной и стеклянный шарики имеют одинаковые массы. Какой из них легче в воде?

Фронтальная работа. Эвристическая беседа.

Организует диалог,

Контролирует выполнение работы.


Находят нужную информацию в учебнике, анализируют, отвечают на вопросы, поясняют, делают выводы.

Подведение итогов

Рефлексия

3

Проверка достигнутых результатов

Работа за ПК . Выход в Интернет по готовой ссылке –тест

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


Рефлексия, контроль

Раздаёт листки с рефлексией, просит заполнить сдать

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу учащихся.

Оценивают себя.


Домашнее задание

1


Задает дом задание п.50, упр.25

Любителям биологии.

Любителям географии.

Любителям открытий


Озвучивает дом.задание, записывает его на доске.

Записывают домашнее задание




2.8. Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.


1.Задание на проверку изученного материала:

Задание на доску через проектор: найди ошибку!

1).Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена так же  как и сила тяжести, приложенная к этому телу? 2).Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается по-разному во всех направлениях.

3).Выталкивающей сила равна массе жидкости в объеме погруженного в нее тела

2. Задание .Выполнение эксперимента.

1.Определить вес данного тела в воздухе.

2.Определить вес этого же тела в воде

3.Сравнить результаты измерений, сделать вывод

Почему вес тела в воде меньше веса этого же тела в воздухе?

Как можно найти величину выталкивающей силы.

3. Задания для работы групп

1 группа: Сосуд с водой, динамометр, алюминевый и медный цилиндр

Определить архимедовы силы, сравнить плотности, сделать вывод о независимости ар.силы от плотности


2 группа: Сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о зависимости ар.силы от объема тела


3 группа: Динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о зависимости ар.силы от плотности жидкости

4.группа: Сосуд с водой, тела равного объема из пластилина, но разной формы,динамометр

Определить архимедовы силы, сравнить их, сделать вывод о не зависимости ар.силы от формы тела


  1. Задание .Заполнить таблицу. Архимедова сила.


Зависит от

Не зависит от









  1. Задание -вопрос( для всего класса): Как заставить тело плавать?

  2. Работа со справочным материалом

Отвечаем на вопросы, используя справочный материал учебника ( таблица «Плотности» стр. 50, 51 учебника)

1.Будет ли кирпич плавать в серной кислоте?

2.Будет ли свинцовый брусок плавать в ртути?

3.Стальной и стеклянный шарики имеют одинаковые массы. Какой из них легче в воде?

7. Онлайн-тест по проверке новых знаний : (рис, + вопрос)

Проверка идет после выполнения каждого задания.




Скрины страниц теста













    1. Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (предметные, метапредметные, личностные - желательно указать 2-3 возможных варианта результата для каждого типа результата).











Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Организационный

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 

 


Актуализация знаний


Читают внимательно утверждения, записанные на доске, находят в них ошибки и формулируют верные утверждения

Проверка ранее изученного материала

 Знание закона Паскаля,

Понятия выталкиваюшей силы

 

Умение отстаивать свое мнение

Мотивация


Говорит ученикам:Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.


 

 Формирование умения воспринимать и перерабатывать полученную информацию

Умение слушать

Проблемная ситуация

Наблюдают за ходом эксперимента, формулируют цели

Проводит эксперимент, задает вопросы

 Наблюдение за экспериментом

 Умение анализировать

Освоение нового материала через решение проблемной ситуации

Выполняют и записывают результаты эксперимента в тетрадь. Делают выводы. Отвечают на вопросы.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируются понятия «Архимедова сила», «сила тяжести»

 Соблюдение правил выполнения работы

 Приобретение опыта самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос


Открытие новых знаний

Выполняют и записывают результаты эксперимента в тетрадь. Делают выводы.

Напоминает о необходимости соблюдения мер безопасности при выполнении эксперимента, наблюдает за ходом эксперимента Организует выступление групп, обмен мнениями

  Умение сделать правильно записи эксперимента в таблицу

  Объяснение фактов результатами опытов

Развитие самостоятельности

Первичное осмысление нового материала

Вычерчивают и заполняют таблицу, делают выводы

Выполняет таблицу на доске, спустя некоторое время проверяет и заполняет её вместе с учащимися Подводит обучающихся к выводу


Умение сделать вывод

Развитие диалоговой речи

Умение не создавать конфликтов

Продолжение изучения нового материала

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения, сравнивают.

Организует беседу,

, связывая результаты

урока с его целями.


Умение правильно строить предложения при ответе на вопросы

Анализ полученной информации


Перенос знаний в новую ситуацию


Физический эксперимент

Выполняют эксперимент, делают выводы,работают в тетрадях,

Следит за ходом эксперимента, подводит обучающихся к выводу

Выполнение физического эксперимента с использованием физических приборов

Освоение эксперимента

Самостоятельность в проведении эксперимента

Обобщение материала

Анализируют результаты всех экспериментов на уроке, делают выводы, записывают их в тетрадь приводят примеры

Формулирует задание, проводит параллель с ранее изученным материалом. Записывает выводы на доске


Умение оформить результаты в таблицу

Анализ , обобщение и готовность слушать сверстника

Умение слушать товарища

Закрепление нового материала

Находят нужную информацию в учебнике, анализируют, отвечают на вопросы, поясняют, делают выводы.

Организует диалог,

Контролирует выполнение работы.


Работа с справочной литературой

Овладение логическими действиями анализа и обобщения

Развитие познавательных интересов

Подведение итогов

Рефлексия

Оценивают себя.


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу учащихся.

Знание по теме Архимедрва сила. Условие плаван.ья тел

Умение понимать причины успеха или неуспеха

Использование средств информационных технологий

Самооценка своих достижений

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Озвучивает дом.задание, записывает его на доске.

Формирование представление о физике, как одной из главенствующих наук.

Выбрать Д\З по интересам


Умение рассчитать свои возможности





    1. Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

Просмотр видео о золотой короне царя Гиерона. Открытие Архимеда живет по сей день- домашнее здание по теме о подъеме затонувших судов.



2.11. Рисунки, задачи (с решением), таблицы, вид школьной доски. (См выше)

2.12. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Раздаёт листки с рефлексией, просит заполнить сдать

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За уроке я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно


2.13. Формы контроля и оценки результатов урока.

Контроль полученных знаний проводился в виде Олайн-теста ( 5 вопросов) по ссылке http://cor.edu.27.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


2.14. Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально). Задает дом задание п. 49 ,50, упр.25 (3,4)


Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.


Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко. Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы?

Любителям открытий. 1)Переоткрыть закон Архимеда через знаменитое Мертвое море Палестины.

2)_ Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда.


2.15. Рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.п.).

1) Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002 – 192с.

2) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

3) «Видеоролик «Коля, Оля и Архимед» http://mults.info/mults/?id=920

4) «Физика - юным» сост. Ергомышева М.Н.

2.16. Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

• Физика. 7 класс: А.В.Перышкин

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

  • • «Физика - юным» сост. Ергомышева М.Н.

  • Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя.

  • Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина / авт.-сост. В.А.Шевцов

  • Сайт: http://cor.edu.27.ru/dlrstor



2.Форма анализа урока.


  1. Характеристика класса

2. Анализ внешних связей урока

(Следует установить место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.)

3. Характеристика триединой цели урока

4.Характеристика замысла урока (план)

Следует определить: что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т. е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материа­ла потребует помощи учителя при его усвоении; что они должны прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что — трудным; каким образом будут до­стигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

5. Оценка структуры урока

Следует охарактеризовать этапы урока, выделить учебно-вос­питательные моменты, которые наиболее положительно или от­рицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата. Дать подробный анализ этапов, которые оказали наи­более сильное положительное или отрицательное влияние на достижение конечного результата урока. Определить, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделить наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; проанализировать соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

6. Оценка конечного результата урока

Необходимо оценить качество знаний и умений, полученных учащимися на уроке, определить разрыв между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Выявить причины этого разрыва; оценить достигнутые воспитательные и развивающие задачи урока; сделать выводы.

3.Рефлексия.

Познакомившись с модулем №6, еще пришлось перечитать много статей из Интернета и записей с других курсов, открыть статьи с новыми образовательными стандартами для основной школы и только потом села составлять план урока:

Естественно узнала много, тем более я уже писала, что веду физику первый год , после большого перерыва.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!