СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы - альтернатива формальной системы образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные ССУЗы переживают сейчас очень сложный период. Нам трудно ответить на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?», так как ни преподаватели, ни родители, на сами студенты – никто не знает, чем будут последние заниматься в будущем.

 

Просмотр содержимого документа
«Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы - альтернатива формальной системы образования»


Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования


И.М. Долгова

ГБПОУ «Московский технологический колледж»


Современные ССУЗы переживают сейчас очень сложный период. Нам трудно ответить на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?», так как ни преподаватели, ни родители, на сами студенты – никто не знает, чем будут последние заниматься в будущем. И в первую очередь это связано с большой неопределённостью самого будущего.

Поэтому одной из главных целей среднего специального профессионального образования выступает не столько освоение определённых знаний, умений и навыков, сколько достижение студентами уровня образованности, который обеспечивал бы возможность дальнейшего образования и являлся бы фактором саморазвития. Очень важно готовить студентов к регулярному обновлению своего профессионального багажа и к ситуации смены профессии.

Что мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем формальную систему образования, глубоко пустившую корни в нашей стране, систему образования, которая с трудом поддается реформированию. Это нам понятная область передачи знаний от преподавателя к студенту в процессе деятельности, ремесленный способ. Сюда входят и представление о том, что знания надо передавать от простого к сложному, и система концентров, учебных предметов и так далее. И определённая технология – классно-урочная система, которая монополизирует право преподавателя на трансляцию знаний. Но дело в том, что современный студент приходит в ССУЗ далеко не «новичком в области знаний». Порой он знает больше преподавателя. Студент черпает знания из различных источников: интернета, СМИ, семьи и окружающего пространства, у него больше личный опыт. И тут старая технология дает сбой, а перед преподавателем встают перечисленные выше вопросы.

А если попытаться выстроить альтернативу формальной системе образования и рассмотреть ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы, где в центре образовательного процесса стоит студент, а не преподаватель? И тогда все ресурсы, все подразделения ССУЗа работают на развитие каждого студента в отдельности. И тогда студент – не пассивный слушатель, а активно пытающийся понять и объективно оценить, насколько позитивны его личные достижения и не только в освоении учебных дисциплин, но и в осознании того, что позволяет ему быть просто счастливым и успешным сегодня и завтра. Это побуждает преподавателя пересмотреть свой взгляд на систему образования, найти своё место в ней, по-другому посмотреть на студента, на его личные образовательные и жизненные интересы, выстроить с ним партнерские отношения. Преподаватель получает при этом большое поле выбора: предметного содержания, способов управления педагогическим процессом, методов и способов обучения.

Большую роль в реализации такой альтернативы может сыграть и использование технологий открытого образования. Именно открытые образовательные технологии являются тем рычагом, который позволяет преподавателю организовать учебное занятие таким образом, чтобы предоставить каждому студенту максимальные возможности задействовать в процессе познания индивидуальные особенности восприятия. Что использовать: проект или исследование? Дебаты? Кейс-метод? Портфолио? Каждая из перечисленных технологий интересна и занимает своё место в педагогическом портфеле преподавателя, но применяется в определенной последовательности, режиме и интенсивности погружения, в зависимости от поставленной им цели. Открытые образовательные технологии позволяют совместить логический и образный пути познания, создают потребность у преподавателя действительно эффективно использовать разнообразные источники информации разных типов. Применение той или иной технологии высвобождает время и силы преподавателя для анализа собственной педагогической деятельности. К тому же это своеобразная диагностика уровня своего педагогического мастерства и нахождения путей его совершенствования.

Использование на учебных занятиях даже отдельных элементов открытых образовательных технологий постепенно приводит к изменению роли преподавателя. Преподаватель не является уже единственным правильным источником знаний, а его мнение существует на занятии наряду с мнением студента. Преподаватель и студент на занятии выступают в данном случае равноправными партнерами.

С возникновением подобной альтернативы в системе образования возникает великое множество перспектив. Поэтому, чтобы выжить и оставаться современным в данной сфере, кроме минимального представления о себе, о своих интересах, важно быть готовым диалогу и коммуникации, к постоянному усложнению деятельности, к изменениям и быстрой замене устаревшего знания на новое.




Литература

    1. Дудчик С.В. Кейс - метод как инструмент работы педагога – тьютера / С.В. Дудчик, Т.Н. Удина, А.И. Пайгусов. – Чебоксары: ООО «ИД Пегас», 2011.– 104с.

    2. Кондратьев А.С. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий / А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, А.И. Ходанович. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 95с.

    3. Щедровицкий П.Г. Сопровождение к неизвестному – высший пилотаж / П.Г. Щедровицкий // Тьютерское сопровождение. – 2011. - №1. С. 7-9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!