СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная поэзия Севера. Творчество Инэль Яшиной.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по творчеству Инэль Яшиной.

Просмотр содержимого документа
«Современная поэзия Севера. Творчество Инэль Яшиной.»

Современная поэзия Севера

Творчество Инэль Яшиной

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями лирики И.Яшиной (простота и образность поэзии, общность лирической героини с автором);

  • Развивать навыки сопоставительного анализа текста;

  • Воспитывать чувство неразрывной связи со своей малой родиной.


Оборудование урока:

Портрет И.Яшиной, сборники стихов, ММК, репродукции картин В.Попкова, местных художников: С.Шубина, В.Швецова, фотографии.



Ход урока


Да, только здесь, на севере моем

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игра сполохов на небе ночном.

А.Яшин


I. Вступление.


Звучит песня о Севере:


Две рябины у колодца,

Две рябины у колодца,

Листопада золотая красота!

Это все тебе дается,

Это в сердце остается,

Это северная наша широта!

Что за небо голубое!

Что за дали

Необъятные в цвету!

Полюбили мы с тобою

Эту северную нашу широту!


(на фоне песни на экран проецируются портреты северных поэтов и писателей)


Север! Удивительный край! Завораживает, очаровывает, входит в душу и сердце и уже не оставляет никогда. Побывав однажды, приезжают вновь и вновь, остаются навсегда. Вслушайтесь в слово «Север»! И мягкость, и строгость – все в нем. Любовь к северу, восхищение Севером звучит в строках.


(учащиеся читают запомнившиеся и полюбившиеся из стихов северных поэтов)


Н.Рыленков, размышляя о природе, писал:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце!

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!


II. Основная часть.


Созвучья нахлынули и в душу Инэль Яшиной. Родившись на Волге, она прикипела душой к нашему краю, соединив свою жизнь с Котласом и Архангельском.


Сообщение учащегося об И.Яшиной.


(К уроку было предложено прочитать стихи поэтессы)


- Какое впечатление сложилось у вас о поэтессе? Какой человек мог написать такие строчки?


- Яшина очень тонко чувствует северную природу. Стихи привлекают простотой, искренностью, образностью, богатством выразительных средств.

- Стихи эмоциональные.

- Их тематика широка.


(учащимся предлагается определить темы стихов Яшиной)


- Тема женщины – одна из главных в творчестве И.Яшиной. Образ женщины-поморки нарисован в стихотворении «Женки»? (читается стихотворение «Женки»).


- Какой предстает поморка в это стихотворении?


- Как вы понимаете строки:

Поморки худо не живали,

Уменье множили в руках!


- Женщина-северянка берется за любое дело, приумножая умение, мастерство.


- Какую героиню русской поэзии она вам напоминает? (учащиеся вспоминают творчество Некрасова)


- Какова она женская судьба, назначение в жизни?


Женщина-хранительница очага, продолжательница жизни предстает у Яшиной в стихотворении «Примаки» (читается стихотворение)


- Какую героиню русской литературы вам напомнили Люся и Нюра?


- Героиню рассказа А.Толстого «Русский характер»


- Стихи Яшиной – рассказ о жизни, о судьбе женщины северной деревни. (учащиеся приводят примеры стихов)


Читается стихотворение «Вот пришло другое время…»


- С чьим творчеством перекликаются эти стихи?


- С творчеством Ф.Абрамова.


- Одинаков ли ритм прочитанных стихотворений? Почему?


- Разный, как и сама жизнь.


- Что еще делает стихотворения очень понятными, близкими?


- Разговорные интонации.


- Любовь, счастье и горечь, боль и разлука, невыносимое страдание, но лирическая героиня Яшиной не позволяет себе плакать, кричать. С присущим северянке спокойствием она переживает страдание, рыданием ветра прорывается глубоко запрятанная мука сердца:

Нет ни любви, ни состраданья.

И стынет дом в молчанье горьком.

Мой голос вымучил рыданье,

Но я руками сжала горло!


Стойкость и мужество северной женщины, отмеченные поэтессой, раскрывает в своем цикле «Мезенские вдовы» В.Е.Попков (проецируется репродукция)


(Учащиеся читают выбранные ими стихи о любви).


- Как пишет о любви?


- Она не утешает себя – не обманывает. Сердце рвется от невыносимого страдания. Это звучит в стихах:

Не для радости выпала наша любовь

Влюбилась глупо, скажем прямо

Ногами непослушными ступая

Давно развел с тобою рок

Как много лет я бредила тобой


- Какие строки вас особенно тронули?


- Нет ни любви, ни состраданья


- С кем перекликается поэтесса? (учащиеся устанавливают связи с творчеством Ахматовой)


- Одна из тем творчества Яшиной – тема матери.

- Поразмышляйте, с какой интонацией она говорит о матери? (стихотворение «Болеет мама»)


(Учащиеся отмечают образность этого стихотворения, определяют его тему, отмечают, что здесь показана удивительная сдержанность в отношениях матери и дочери, что характерно для многих северных семей).


- Тема родины и природы раскрывается через конкретные образы:

В пути задержимся немножко –

Такой не сыщешь красоты!

Цветет на Севере картошка,

Сродни гортензии цветы

……………………………..

Кипят в деревне новостройки –

Вернулись юные сюда…


Яшина мастерски использует слово. Обратите внимание на стихотворение «Зимний вечер»:

Облаков бескрайнее кочевье

Озарил оранжевый костер.

Обласкало заревом вечерним

Занесенный снегом косогор.

Синий полог, с неба оседая,

Занавесил белую гряду.

Я к тебе, от счастья молодая,

По земле иль по небу иду.


(учащиеся отмечают метафоричность, образность стихотворения, наличие эпитетов, олицетворений. Обращаю внимание на единение лирической героини с природой, неразрывную связь души героини с происходящим в природе)


(Чтение стихотворения «Прощание»)


- Какова тональность стихотворения, его главная мысль, тема?


- Звучит тема просьбы – прощения.

Уезжая из родных мест, героиня представляет трудности. Набираясь сил от родной реки, водой которой она омылась, спешит навстречу судьбе.

- Чем является природа для Яшиной?


- Природа – источник душевной силы, жизненной стойкости. (Учащиеся читают стихотворения в подтверждение своих мыслей)


- В каких строках заключается основной смысл стихотворения?


Учащиеся читают стихотворение «Без вести пропавшие»


- Как можно определить тему стихотворения?


- Тема памяти.


- Почему сегодня важно и нужно говорить о памяти?


- Какие стихотворения можно отнести к этой теме?

- Стихи о Н.Рубцове и Ф.Абрамове.


- Что еще тревожит Яшину?


- Раздоры в России (стихотворение «Серый снег»)


- Не случайно свой последний сборник она назвала «Отметины», как бы говоря о том, что все происходящее оставляет на сердце и в душе отметины.



III. Обобщение


- Что, по-вашему, отличает поэзию Яшиной?


- Широта тематики.

- Чувство восторга жизнью.

- Умение воспринимать жизнь радостно.

- Чувство юмора.

- Особая эмоциональность, проникновенная открытость.

- Образность (приводятся любимые фразы).

- Обращение к фольклору.

- Связь с поэтическими традициями Ахматовой. («Нет ни любви, ни состраданья..», «Тяжела ты любовная ноша…», «Не для радости выпала наша любовь…»)


- Стихи Инэль Яшиной отличает удивительная напевность.


- Чьи традиции она продолжает? (О.Фокиной, Н.Рубцова)


(Звучат песни на стихи Яшиной в исполнении учащихся или в записи).


- Любимый поэт Яшиной Н.Рубцов писал:

Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!


Мне хочется сказать: «Откройте души и сердца для радости и для печали, читаете вновь и вновь стихи, чтоб чувства ваши не молчали»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!